Canonical Law in modern theological and legal cognitionю V.V. Bagan. Genesis and ontology of the Canonical Law of the Orthodox Church: scientific-theological and scientific-legal research

 
PIIS102694520024331-5-1
DOI10.31857/S102694520024331-5
Publication type Review
Source material for review В.В. Баган. ГЕНЕЗИС И ОНТОЛОГИЯ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: научно-теологическое и научно-юридическое исследование. Смоленск: Свиток, 2022. – 364 с.
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Theory and History of State and Law of the Faculty of Law, Southern Federal University
Affiliation: Southern Federal University
Address: Russian Federation, Rostov-on-Don
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 11
Pages86-92
Abstract

The review article reveals the significance for modern legal science of the monograph of Priest Vladislav Bagan (Bagan Vladislav V.), dedicated to the scientific-theological and theoretical-legal understanding, generalization and conceptual explanation of the Canonical Law of the Orthodox Church. There is a high level of theoretical generalizations and the importance of this kind of research for modern legal understanding. Among the advantages of the work: a deep analysis of the ontological foundations of Canon Law in the context of the problems of legal understanding, a description of the essence of law in the Orthodox worldview; recognition of the Canon Law of the Orthodox Church as the most important element of the Rule of Law of post-secular society; description of the main directions, schools and concepts of Canon Law; review of the largest studies in the field of Canon Law and a number of others.

KeywordsCanon Law, Church Law, theocentric legal understanding, legal theology, religious legal awareness
AcknowledgmentThe study was carried out with the financial support of the RFBR in the framework of scientific project No. 21-011-44228.
Received06.02.2023
Publication date04.12.2023
Number of characters26666
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В последние годы наблюдается определенный всплеск интереса к проблемам государственно-конфессиональных отношений, религиозного правопонимания, религиозно-правовых исследований. При этом к анализу церковного права или канонического права обращается не так много ученых, полагая, видимо, что данное направление достаточно изучено. За редким исключением исследование канонического права можно встретить на уровне учебников духовных школ, иногда светских историко-правовых диссертаций, реже на уровне научных монографий1. Приятным исключением можно признать монографию иерея Владислава Багана (Багана Владислава Владимировича)2, кандидата юридических наук, кандидата богословия, доцента кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской Православной Духовной семинарии Смоленской Епархии Русской Православной Церкви. Его исследование вносит существенный вклад в развитие такого направления, как правовая теология – направление давно известное западной юриспруденции, но не столь распространенное в России3. 1. См.: Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2004; Его же. Каноническое право. М., 2009; Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской Православной Церкви XI - XXI вв.). М., 2015; Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII - начала XX в.: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01. М., 2008; Ее же. Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права. СПб., 2007.

2. См.: Баган В.В. Генезис и онтология канонического права Православной Церкви: научно-теологическое и научно-юридическое исследование. Смоленск, 2022.

3. См.: Правовая теология и государственно-конфессиональные отношения в современной России: сб. ст. и докладов / отв. ред. А. И. Овчинников. М., 2022.
2 В зарубежной литературе теология права или правовая теология развивается в качестве самостоятельного направления на стыке юриспруденции и теологии4. Проблемы правовой теологии актуальны для современных ученых в связи с кризисом западной традиции права, порожденным десакрализацией, дехристианизацией правовых систем западных стран5. Их внимание приковано к проблемам катастрофических изменений в праве в связи с утратой духовных ценностей и норм. 4. См.: Doe N. The Ecumenical Value of Comparative Church Law: Towards the Category of Christian Law // Ecclesiastical Law Journal. 2015. Vol. 17(2). P. 135 - 169. DOI: 10.1017/S0956618X15000034; Hill M. Legal theology // Journal of Law and Religion. March 2017. Vol. 32. Issue 1. P. 59–63. DOI: >>>>

5. См.: Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / пер. с англ. 2-е изд. М., 1998.
3 В богословской и юридической литературе монографии и статьи по каноническому праву и церковной юриспруденции после длительного периода господства атеистического взгляда на мир и материализма стали появляться все чаще, что свидетельствует о возвращении на традиционные позиции в российском обществе Русской Православной Церкви и восстановление евангельских ценностей в качестве государствообразующих и культурообразующих в Российской Федерации. В самом деле, понять важнейшие для отечественной юриспруденции темы, такие как соотношение Закона и Истины, Правды и Законности, Справедливости и Милосердия, без обращения к богословию Русской Православной Церкви вряд ли возможно. Тем более, если учесть, что русская юридическая мысль формировалась и росла постепенно на почве церковного правосознания и правопонимания6. Собственно, вся европейская правовая культура без учета Священного Писания и Священного Предания, христианского мировоззрения и правопонимания вряд ли может быть познана и понята: не только римское право, но и Декалог Моисея, заповеди Иисуса Христа и евангельские ценности сформировали юриспруденцию и этику европейской цивилизации. По крайней мере такие высшие европейские правовые идеалы и ценности как достоинство каждой человеческой личности, права человека, равенство всех перед законом независимо от пола, веры, этнического и социального происхождения возникли и распространились благодаря христианству, с этим вряд ли кто-то будет спорить. И именно они составляют незыблемый каркас канонического или церковного права, возникшего первоначально на этапе раннехристианских общин в апостольские времена из необходимости упорядоченного усвоения и реализации евангельского учения и Закона Божественного в устроении личной и общественной жизни, не взирая на социальный уклад и общественной-политической строй окружавшего общину государства, так как евангельский закон абсолютен и стоит выше над всяческими земными порядками. Как справедливо отмечает один из ведущих специалистов по церковному праву византолог-правовед А.М. Величко, «ясное осознание того, что Церковь не может основывать свою жизнедеятельность на переменчивых понятиях нашего разума, заставляло еще первых христиан искать Божественные указания для благочестивой и правильной организации собственного бытия»7. Именно это и выделяет церковное право над всем остальным правом. Можно сказать, что церковное право является формализацией и конкретизацией естественного права в его христианском понимании. 6. См.: Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

7. Величко А.М. Церковный канон и «божественное право» (jus divinum) // Вестник Юридического факультета ЮФУ. 2022. Т. 9. № 1. С. 17–28. DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-1-2

Price publication: 100

Number of purchasers: 0, views: 87

Readers community rating: votes 0

1. Baburin S.N. Religion as a core of political, legal and spiritual development of states and peoples // State, church, law: constitutional, legal and theological problems: materials of the V inter-university. Scientific Conference dedicated to the 400th anniversary of the Romanov dynasty / ed. by S.N. Baburin, A.M. Osavelyuk. M., 2013. P. 11 (in Russ.).

2. Bagan V.V. Genesis and ontology of the Canonical Law of the Orthodox Church: scientific-theological and scientific-legal research. Smolensk, 2022. P. 6, 20, 26, 27, 65 (in Russ.).

3. Berman G.J. Faith and Law: Reconciliation of Law and religion / transl. from English. M., 2008 (in Russ.).

4. Berman G.J. The Western tradition of law: the epoch of formation / transl. from English. 2nd ed. M., 1998 (in Russ.).

5. Velichko A.M. Church canon and “divine law” (jus divinum) // Herald of the Faculty of Law of the Southern Federal University. 2022. Vol. 9. No. 1. P. 17 - 28. DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-1-2 (in Russ.).

6. Davydenkov Oleg, Archpriest. Dogmatic theology. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/11_1 (in Russ.).

7. Doronina N.G., Semilyutina N.G. Features of the reception of Roman law in Russia: Byzantine model // Herald of the Faculty of Law of SFU. 2022. Vol. 9. No. 4. P. 36. DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-4-4 (in Russ.).

8. Dorskaya A.A. The influence of church-legal norms on the development of branches of Russian law. SPb., 2007 (in Russ.).

9. Dorskaya A.A. Church Law in the system of law of the Russian Empire of the late XVIII - early XX century.: abstract dis. ... Doctor of Law: 12.00.01. M., 2008 (in Russ.).

10. Jellinek G. The general doctrine of the state. SPb., 2004. P. 382 (in Russ.).

11. Zaozersky N.A. On the essence of Church Law (against the views of Prof. Rudolf Zoma) // Zom R. The Church system in the first centuries of Christianity. SPb., 2005. P. 243 - 250 (in Russ.).

12. Zom R. The Church system in the first centuries of Christianity. SPb., 2005. P. 9 (in Russ.).

13. Zyzykin M.V. Tsarist power in Russia. M., 2004. P. 59 (in Russ.).

14. Osavelyuk A.M. Reflections on a secular state (in the light of the 2020 changes in the Constitution of Russia) // Actual problems of Russ. law. 2020. No. 8. P. 32 - 42. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.117.8.032-042 (in Russ.).

15. Pashentsev D.A. Interaction of legal and religious norms: historical and theoretical aspect // History of the state and law. 2015. No. 17. P. 33–38 (in Russ.).

16. Legal theology and state-confessional relations in modern Russia: collection of articles and reports / res. ed. A.I. Ovchinnikov. M., 2022 (in Russ.).

17. Russian Philosophy of Law: philosophy of faith and morality. Anthology. SPb., 1997 (in Russ.).

18. Smykalin A.S. Canonical Law (on the example of the Russian Orthodox Church of the XI - XXI centuries.). M., 2015 (in Russ.).

19. Fetisov T.A. Theology and law // Legal science and practice: Herald of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 2 (38). P. 40–45 (in Russ.).

20. Fetisov T.A. Theology of Kenosis in the Christian understanding of law // Philosophy of Law. 2017. No. 1 (80). P. 83 - 89 (in Russ.).

21. Fetisov T.A. Kenotic Law in Holy Scripture // Russian Journal of Legal Studies. 2017. Vol. 4. No. 2 (11). P. 43 - 52 (in Russ.).

22. Tsypin V. Archpriest. Canon Law. M., 2009 (in Russ.).

23. Tsypin V. Archpriest. The course of Church Law. Klin, 2004 (in Russ.).

24. Schmitt K. Political theology. Four chapters to the doctrine of sovereignty / transl. from German by Yu. Yu. Korints // Schmitt K. The Concept of the political. SPb., 2016. P. 5 - 59 (in Russ.).

25. Doe N. The Ecumenical Value of Comparative Church Law: Towards the Category of Christian Law // Ecclesiastical Law Journal. 2015. Vol. 17(2). P. 135 - 169. DOI: 10.1017/S0956618X15000034

26. Hill M. Legal theology // Journal of Law and Religion. March 2017. Vol. 32. Issue 1. P. 59–63. DOI: 10.1017/jlr.2017.20

Система Orphus

Loading...
Up