Каноническое право в современном теолого-правовом познании. В.В. Баган. Генезис и онтология канонического права Православной Церкви: научно-теологическое и научно-юридическое исследование

 
Код статьиS102694520024331-5-1
DOI10.31857/S102694520024331-5
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва В.В. Баган. ГЕНЕЗИС И ОНТОЛОГИЯ КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: научно-теологическое и научно-юридическое исследование. Смоленск: Свиток, 2022. – 364 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Южного федерального университета
Аффилиация: Южный федеральный университет
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 11
Страницы86-92
Аннотация

Статья-рецензия раскрывает значение для современной юридической науки монографии иерея Владислава Багана (Багана Владислава Владимировича), посвященной научно-теологическому и теоретико-правовому осмыслению, обобщению и концептуальному объяснению канонического права Православной Церкви. Отмечается высокий уровень теоретических обобщений и важность подобного рода исследований для современного правопонимания. Среди достоинств работы: глубокий анализ онтологических оснований канонического права в контексте проблем правопонимания, характеристика сущности права в православном мировоззрении; признание канонического права православной церкви важнейшим элементом правопорядка постсекулярного общества; описание основных направлений, школ и концепций канонического права; обзор крупнейших исследований в сфере канонического права и ряд других.

Ключевые словаКаноническое право, церковное право, теоцентристское правопонимание, правовая теология, религиозное правосознание
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-011-44228.
Получено06.02.2023
Дата публикации04.12.2023
Кол-во символов26666
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В последние годы наблюдается определенный всплеск интереса к проблемам государственно-конфессиональных отношений, религиозного правопонимания, религиозно-правовых исследований. При этом к анализу церковного права или канонического права обращается не так много ученых, полагая, видимо, что данное направление достаточно изучено. За редким исключением исследование канонического права можно встретить на уровне учебников духовных школ, иногда светских историко-правовых диссертаций, реже на уровне научных монографий1. Приятным исключением можно признать монографию иерея Владислава Багана (Багана Владислава Владимировича)2, кандидата юридических наук, кандидата богословия, доцента кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин Смоленской Православной Духовной семинарии Смоленской Епархии Русской Православной Церкви. Его исследование вносит существенный вклад в развитие такого направления, как правовая теология – направление давно известное западной юриспруденции, но не столь распространенное в России3. 1. См.: Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2004; Его же. Каноническое право. М., 2009; Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской Православной Церкви XI - XXI вв.). М., 2015; Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII - начала XX в.: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01. М., 2008; Ее же. Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права. СПб., 2007.

2. См.: Баган В.В. Генезис и онтология канонического права Православной Церкви: научно-теологическое и научно-юридическое исследование. Смоленск, 2022.

3. См.: Правовая теология и государственно-конфессиональные отношения в современной России: сб. ст. и докладов / отв. ред. А. И. Овчинников. М., 2022.
2 В зарубежной литературе теология права или правовая теология развивается в качестве самостоятельного направления на стыке юриспруденции и теологии4. Проблемы правовой теологии актуальны для современных ученых в связи с кризисом западной традиции права, порожденным десакрализацией, дехристианизацией правовых систем западных стран5. Их внимание приковано к проблемам катастрофических изменений в праве в связи с утратой духовных ценностей и норм. 4. См.: Doe N. The Ecumenical Value of Comparative Church Law: Towards the Category of Christian Law // Ecclesiastical Law Journal. 2015. Vol. 17(2). P. 135 - 169. DOI: 10.1017/S0956618X15000034; Hill M. Legal theology // Journal of Law and Religion. March 2017. Vol. 32. Issue 1. P. 59–63. DOI: >>>>

5. См.: Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / пер. с англ. 2-е изд. М., 1998.
3 В богословской и юридической литературе монографии и статьи по каноническому праву и церковной юриспруденции после длительного периода господства атеистического взгляда на мир и материализма стали появляться все чаще, что свидетельствует о возвращении на традиционные позиции в российском обществе Русской Православной Церкви и восстановление евангельских ценностей в качестве государствообразующих и культурообразующих в Российской Федерации. В самом деле, понять важнейшие для отечественной юриспруденции темы, такие как соотношение Закона и Истины, Правды и Законности, Справедливости и Милосердия, без обращения к богословию Русской Православной Церкви вряд ли возможно. Тем более, если учесть, что русская юридическая мысль формировалась и росла постепенно на почве церковного правосознания и правопонимания6. Собственно, вся европейская правовая культура без учета Священного Писания и Священного Предания, христианского мировоззрения и правопонимания вряд ли может быть познана и понята: не только римское право, но и Декалог Моисея, заповеди Иисуса Христа и евангельские ценности сформировали юриспруденцию и этику европейской цивилизации. По крайней мере такие высшие европейские правовые идеалы и ценности как достоинство каждой человеческой личности, права человека, равенство всех перед законом независимо от пола, веры, этнического и социального происхождения возникли и распространились благодаря христианству, с этим вряд ли кто-то будет спорить. И именно они составляют незыблемый каркас канонического или церковного права, возникшего первоначально на этапе раннехристианских общин в апостольские времена из необходимости упорядоченного усвоения и реализации евангельского учения и Закона Божественного в устроении личной и общественной жизни, не взирая на социальный уклад и общественной-политической строй окружавшего общину государства, так как евангельский закон абсолютен и стоит выше над всяческими земными порядками. Как справедливо отмечает один из ведущих специалистов по церковному праву византолог-правовед А.М. Величко, «ясное осознание того, что Церковь не может основывать свою жизнедеятельность на переменчивых понятиях нашего разума, заставляло еще первых христиан искать Божественные указания для благочестивой и правильной организации собственного бытия»7. Именно это и выделяет церковное право над всем остальным правом. Можно сказать, что церковное право является формализацией и конкретизацией естественного права в его христианском понимании. 6. См.: Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

7. Величко А.М. Церковный канон и «божественное право» (jus divinum) // Вестник Юридического факультета ЮФУ. 2022. Т. 9. № 1. С. 17–28. DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-1-2

Цена публикации: 100

Всего подписок: 0, всего просмотров: 85

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабурин С.Н. Вероисповедание как стержень политического, правового и духовного развития государств и народов // Государство, церковь, право: конституционно-правовые и богословские проблемы: материалы V межвуз. науч. конф., посвященной 400-летию династии Романовых / под ред. С.Н. Бабурина, А.М. Осавелюка. М., 2013. С. 11.

2. Баган В.В. Генезис и онтология канонического права Православной Церкви: научно-теологическое и научно-юридическое исследование. Смоленск, 2022. С. 6, 20, 26, 27, 65.

3. Берман Г. Дж. Вера и закон: примирение права и религии / пер. с англ. М., 2008.

4. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / пер. с англ. 2-е изд. М., 1998.

5. Величко А.М. Церковный канон и «божественное право» (jus divinum) // Вестник Юридического факультета ЮФУ. 2022. Т. 9. № 1. С. 17–28. DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-1-2

6. Давыденков Олег, протоиерей. Догматическое богословие. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/dogmaticheskoe-bogoslovie/11_1

7. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Особенности рецепции римского права в России: Византийская модель // Вестник Юридического факультета ЮФУ. 2022. Т. 9. № 4. С. 36. DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-4-4

8. Дорская А.А. Влияние церковно-правовых норм на развитие отраслей российского права. СПб., 2007.

9. Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII - начала XX в.: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01. М., 2008.

10. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 2004. С. 382.

11. Заозерский Н.А. О сущности церковного права (против воззрений проф. Рудольфа Зома) // Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. СПб., 2005. С. 243 - 250.

12. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. СПб., 2005. С. 9.

13. Зызыкин М.В. Царская власть в России. М., 2004. С. 59.

14. Осавелюк А.М. Размышления о светском государстве (в свете изменений 2020 г. в Конституции России) // Актуальные проблемы росс. права. 2020. № 8. С. 32 - 42. DOI: 10.17803/1994-1471.2020.117.8.032-042

15. Пашенцев Д.А. Взаимодействие правовых и религиозных норм: историко-теоретический аспект // История государства и права. 2015. № 17. С. 33 - 38.

16. Правовая теология и государственно-конфессиональные отношения в современной России: сб. ст. и докладов / отв. ред. А. И. Овчинников. М., 2022.

17. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология. СПб., 1997.

18. Смыкалин А.С. Каноническое право (на примере Русской Православной Церкви XI - XXI вв.). М., 2015.

19. Фетисов Т.А. Богословие и право // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 2 (38). С. 40 - 45.

20. Фетисов Т.А. Богословие Кенозиса в христианском понимании права // Философия права. 2017. № 1 (80). С. 83–89.

21. Фетисов Т.А. Кенотическое право в священном писании // Российский журнал правовых исследований. 2017. Т. 4. № 2 (11). С. 43–52.

22. Цыпин В., протоиерей. Каноническое право. М., 2009.

23. Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2004.

24. Шмитт К. Политическая теология. Четыре главы к учению о суверенитете / пер. с нем. Ю.Ю. Коринца // Шмитт К. Понятие политического. СПб., 2016. С. 5–59.

25. Doe N. The Ecumenical Value of Comparative Church Law: Towards the Category of Christian Law // Ecclesiastical Law Journal. 2015. Vol. 17(2). P. 135 - 169. DOI: 10.1017/S0956618X15000034

26. Hill M. Legal theology // Journal of Law and Religion. March 2017. Vol. 32. Issue 1. P. 59–63. DOI: 10.1017/jlr.2017.20

Система Orphus

Загрузка...
Вверх