To new psychological theory of abilities and giftedness

 
PIIS020595920002981-5-1
DOI10.31857/S020595920002981-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: professor of General and Experimental Psychology chair
Affiliation: National Research University “Higher School of Economics”
Address: Russian Federation, Moscow
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
EditionVolume 40 Issue 2
Pages15-26
Abstract

The definition of theoretical constructs “ability” and “giftedness” is provided based on the analysis of the researches of native classical psychologists and author’s empirical data. The approach to determining the nature of ability is founded. The ability is considered in three dimensions: as inherent, subject-activity and personal. It is highlighted that the abilities of the human being (personality) should be considered simultaneously in three dimensions. In each dimension at that it would be shown the irregularity and heterochrony of their (abilities) development. It’s concluded, that the suggested concept for ability structure makes it possible for answer the basic methodological question about the relationship between inclinations and abilities. It concerns the consideration of the ability of an individual as the properties of physiological functional systems that implement certain mental functions. It is shown that the ability development is based on a definite natural foundation by completing with intellectual operations acquisition (abilities of subject of an activity), and being under control and directing impact of the motivation and moral qualities (abilities of a personality). It’s given that the giftedness in majority of researches considered as qualitatively feature specificity combination of abilities that determines the success in a certain activity and based on the proposed definition of ability the concept of “giftedness” is defined. Some principal issues of giftedness theory is addressed to considerations. 

Keywords ability, ability and giftedness structure, functional system, system-generating factors, intellectual operations, mental state, measure of ability and giftedness performance.
AcknowledgmentThe study was supported by RFBR, № 17-06-00917 "Ability to produce thought in the continuum of human mental development"
Received12.03.2019
Publication date25.03.2019
Number of characters33571
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
2 В экспериментальном (эмпирическом) плане способности стали изучаться со второй половины XIX века. Поворотным моментом в исследовании способностей стали работы Кэттелла (Cattell), который предложил в 1890 году определять интеллектуальную физиономию индивида при помощи целого ряда опытов, названных им “умственными текстами” (mental test) и статьи Бине и Анри (1896), помещенной в Annee psychologigue, относительно индивидуальной психологии. Большую роль сыграла публикация Бине и Симона “Метрическая шкала одаренности”, заложившая основы тестологии. С этого момента число новых тестов стало расти в геометрической прогрессии.
3 Подводя итог данному периоду исследований по психологии способностей, известный швейцарский психолог Эд. Клапаред в 1923 году, пробуя дать определение способностей, отмечал сложность этой задачи. В наиболее общей форме, отмечал он, способность можно определить как всякое психологическое или физическое свойство индивида, взятое под углом зрения его практического применения (реализации). Однако при таком определении, отмечал Клапаред, способность оказывается очень широким понятием, затрагивающим все психические явления 13. Стараясь уточнить это общее определение, Клапаред выделил в понятии “способности” следующие четыре существенных элемента:
4
  • идею практического применения;
  • идею индивидуальной дифференциации (своеобразия);
  • раздельность способностей и навыков;
  • идею природного предрасположения 13, с. 12–16.
5 В отечественной психологии к проблеме определения понятия способности обращается Б.М. Теплов. Он также выделил четыре признака, входящие в понятие “способности” при употреблении его в практически разумном контексте:
6 1. Это свойства, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
7 2. Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
8 3. Понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
9 4. Способности по существу дела не могут быть врожденными. “Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности... Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности”1 25, с. 20. 1. В большинстве работ ссылаются на три первые признака способностей. Но основная дискуссия идет по вопросу о “врожденности” способностей (задатках), которые мы отнесли к четвертому признаку.
10 Сравнение признаков способностей, приводимых Клапаредом и Тепловым, показывает, что они близки по трем позициям. Принципиальные расхождения наблюдаются только в отношении врожденности или приобретенности способностей. Но это принципиальное расхождение.
11 Отметим также, что сам Б.М. Теплов в статье “Способности и одаренность” писал: “Я не предлагаю дать общую теорию одаренности, не предлагаю даже развить какую-либо гипотезу, о том, какова должна быть такая теория. В настоящее время это еще не исполнимо. Общая теория должна создаваться в результате большой работы по изучению конкретных фактов и частных закономерностей” 27, с. 15.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 4206

Readers community rating: votes 0

1. Anan'ev B.G. O problemah sovremennogo chelovekoznaniya. Moscow: Nauka, 1977. (In Russian)

2. Artem'eva T.I. Psihologiya sposobnostej: lichnostnyj aspekt // Psihologicheskij zhurnal. 1984. V. 5. № 3. P. 46–55. (In Russian)

3. Babaeva YU.D. Dinamicheskaya teoriya odarennosti (osnovnye sovremennye koncepcii tvorchestva i odarennosti) / Ed. D.B. Bogoyavlenskaya. Moscow: Molodaya gvardiya, 1997. (In Russian)

4. Bergson A. Dva istochnika morali i religii. Moscow: Kanon, 1994. (In Russian)

5. Bogoyavlenskaya D.B. O predmete i metodah issledovaniya tvorcheskih sposobnostej psihologicheskij zhurnal // Psihologicheskij zhurnal. 1995. V. 16. № 5. P. 49–58. (In Russian)

6. Vasil'ev I.A., Mitina O.V., Kabanov V.V. Vliyanie razlichnyh tipov motivacii i samoupravleniya lichnosti na produktivnost' myslitel'noj deyatel'nosti // Psihologicheskij zhurnal. 2006. V. 27. № 4. P. 38–49. (In Russian)

7. Voronin A.N. Intellekt i kreativnost' v mezhlichnostnom vzaimodejstvii. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2004. (In Russian)

8. Voronin A.N. Psihologiya diskursivnyh sposobnostej: vektor razvitiya // Psihologicheskij zhurnal. 2018. V. 39. № 3. P. 113–123. (In Russian)

9. Druzhinin V.N. Kognitivnye sposobnosti. Struktura, diagnostika, razvitiya. Moscow: Per Seh; St.-Petesrburg: Imaton-M, 2001. (In Russian)

10. Druzhinin V.N. Situacionnyj podhod k psihologicheskoj diagnostike sposobnostej // Psihologicheskij zhurnal. 1991. V. 12. № 2. P. 94–105. (In Russian)

11. Druzhinin V.N., Hazratova N.V. EHksperimental'noe issledovanie formiruyushchego vliyaniya sredy na kreativnost' // Psihologicheskij zhurnal. 1994. V. 15. № 4. P. 83–93. (In Russian)

12. Il'in E.P. Problemy sposobnostej: dva podhoda k ee resheniyu // Psihologicheskij zhurnal. 1987. V. 8. № 2. P. 23–31. (In Russian)

13. Klapared EHd. Kak opredelit' umstvennye sposobnosti shkol'nika. L.: Seyatel', 1927. (In Russian)

14. Kornilov S.A., Grigorenko E.L. Metodicheskij kompleks diagnostiki akademicheskih, tvorcheskih i prakticheskih sposobnostej // Psihologicheskij zhurnal. 2010. V. 31. № 2. P. 90–103. (In Russian)

15. Kornilova T.V. Intellektual'no-lichnostnyj potencial cheloveka v usloviyah neopredelennosti i riska. St.-Peterburg: Nestor-Istoriya, 2016. (In Russian)

16. Kornilova T.V., Novikova M.A. Samoocenka intellekta v strukture intellektual'no-lichnostnogo potenciala cheloveka // Psihologicheskij zhurnal. 2011. V. 32. № 2. P. 25–35. (In Russian)

17. Larionova L.I. Kul'turno-psihologicheskie faktory razvitiya intellektual'noj odarennosti Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2011. (In Russian)

18. Lichnye i kognitivnye aspekty samoregulyacii deyatel'nosti cheloveka / Ed. V.I. Morosanova. Moscow: Psihologicheskij institut RAO, 2006. (In Russian)

19. Panov V. I. Odarennost' i odarennye deti: ehkopsihologicheskij podhod. Moscow: RUDN, 2005. 300 p. (In Russian)

20. Rabochaya koncepciya odarennosti (kol. avtorov). Moscow: Magistr, 1998. (In Russian)

21. Rubinshtejn S.L. O myshlenii i putyah ego issledovaniya. Moscow: AN SSSR, 1958. (In Russian)

22. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. Moscow: Uchpedgiz, 1946. (In Russian)

23. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii. St.-Petersburg: Piter, 1999. (In Russian)

24. Rubinshtejn S.L. Osnovy psihologii. Moscow: Gos. uch.-ped. izd., 1935. (In Russian)

25. Rubinshtejn S.L. Problemy sposobnostej i voprosy psihologicheskoj teorii // Voprosy psihologii. 1960. № 3. (In Russian)

26. Rusalov V.M., Naumova E.R. O svyazi obshchih sposobnostej s “intellektual'nymi” shkalami temperamenta // Psihologicheskij zhurnal. 1999. V. 20, № 1. P. 70–77. (In Russian)

27. Teplov B.M. Izbrannye trudy. V dvuh tomah. Moscow: Pedagogika, 1985. V. 1. (In Russian)

28. Ushakov D.V. Intellekt: strukturno-dinamicheskaya teoriya. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2003. (In Russian)

29. Holodnaya M.A. Kognitivnye stili i intellektual'nye sposobnosti // Psihologicheskij zhurnal. 1992. V. 13. № 3. P. 84–93. (In Russian)

30. Holodnaya M.A. Psihologicheskij status kognitivnyh stilej: predpochteniya ili drugie sposobnosti // Psihologicheskij zhurnal. 1996. V. 17. № 1. P. 61–69. (In Russian)

31. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta: paradoksy issledovaniya. Moscow: Bars; Tomsk: Izd-vo Tomskogo un-ta, 1997. (In Russian)

32. Holodnaya M.A. Psihologiya ponyatijnogo myshleniya: Ot konceptual'nyh struktur k ponyatijnym sposobnostyam. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2012. (In Russian)

33. CHumakova M.A. Lichnostnaya regulyaciya racional'nogo vybora: razvitie idei edinstva intellekta i affekta // Psihologicheskij zhurnal. 2013. V. 34. № 3. P. 119–125. (In Russian)

34. SHadrikov V.D. Mental'noe razvitie cheloveka. Moscow: Aspekt-Press, 2007. (In Russian)

35. SHadrikov V.D. Psihologiya deyatel'nosti cheloveka. Moscow: Izd-vo “Institut psihologii RAN”, 2013. (In Russian)

36. SHadrikov V.D., CHeremoshkina L.V. Mnemicheskie sposobnosti: razvitie i diagnostika. Moscow: Pedagogika, 1990. (In Russian)

37. SHkalikov V.L. Psihologicheskij analiz deyatel'nosti ehlektrosvarshchikov v celyah proizvodstvennogo obucheniya // Problemy industrial'noj psihologii / Ed. V.D. SHadrikov. YAroslavl', 1977. (In Russian)

38. SHumakova N.B. Obuchenie i razvitie odarennyh detej. Moscow: MPSI; Voronezh: MODEHK, 2004. (In Russian)

39. YUrkevich V.S. Odarennyj rebenok. Moscow: Prosveshchenie, 1996. (In Russian)

Система Orphus

Loading...
Up