Мышление и язык в Логике Ильенкова

 
Код статьиS004287440003880-3-1
DOI10.31857/S004287440003880-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №2
Страницы128-136
Аннотация

В основе понимания взаимоотношений мышления и языка у Э.В. Ильенкова лежит постулат о примате предметно-практической деятельности, труда при формировании человеческой личности. Мысль и Слово возникают как формы Дела – в процессе «делового общения», или в совместно-разделенной деятельности с предметами материальной культуры. Тот же принцип был положен А.И. Мещеряковым в основу Загорского эксперимента по воспитанию слепоглухих детей. Марксистской «логике Дела» противостоит «логика Слова» в различных ее версиях – евангельской, гегелевской, неопозитивистской и пр. В статье И. Ганзела предпринимается попытка критики трудовой теории генезиса мышления и языка с позиций «логической семантики» Р. Карнапа. Со своей стороны, Ильенков критиковал «позитивизм» (и философию эмпиризма в целом) за смешение логической формы мышления с психологической формой «внутренней речи». В результате наука логики превращается в систему правил оперирования словами, знаками, символами, теряя из виду свой родной предмет – законы и категории мышления. Загорский эксперимент наглядно, словно в замедленном кино, показывает «деловой» генезис человеческой личности. Ильенков расценивал его как практическое доказательство правоты «логики Дела» против «логики Слова».

Ключевые словаЭ.В. Ильенков, предмет логики, мышление, язык, слово, труд, идея, Загорский эксперимент, деловое общение
Получено14.03.2019
Дата публикации27.03.2019
Кол-во символов27931
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Взаимоотношения языка и мышления – сквозная тема в творчестве Э.В. Ильенкова. Впервые он обратился к ней в марафонской дискуссии о предмете логики, состоявшейся в стенах МГУ в феврале – марте 1954 г. [Ильенков 2017], и той же теме посвящена последняя прижизненная публикация Ильенкова в журнале «Вопросы философии» [Ильенков 1977].
2 За все эти годы символ веры Ильенкова не претерпел изменений: «Дело – Мысль – Слово». Порядок ипостасей в этой логической Троице имеет определяющее значение. Ильенков твердо держался фаустовской формулы «Im Anfang war die That» – «В начале было Дело». Такова же и первая аксиома «практического материализма» Маркса. Мышление есть идеальная форма предметной деятельности, труда, «работы руки», а язык – это форма осуществления мышления в процессе человеческого общения и форма выражения мысли, идеи для других людей.
3 «Человеческое мышление рождается (а не просыпается) в горниле предметно-практической жизнедеятельности общественного человека, и в этом процессе возникает, как его “посредник”, – Слово, Язык» [Ильенков 1974б, 80].
4 Эти строки написаны Ильенковым в споре с Гегелем. Для последнего, как некогда и для евангелиста Иоанна, «в начале было Слово». Логика Слова против логики Дела – извечная коллизия в истории науки о мышлении. Имя этой науки, «Логика», Ильенков любил писать с заглавной буквы, как бы подчеркивая ее отличие от «логики» с маленькой буквы – формальной, символической, математической.
5 Для Гегеля слово было родной стихией мысли, той формой, в которой «просыпается» к самосознанию Дух, чтобы затем осуществить, «опредметить» себя практически. Логическая Троица получает у Гегеля вид: «Мысль – Слово – Дело». Впоследствии же, у новейших идеалистов, мысль растворяется в слове, превращаясь в функцию языковых структур. От этого вербального корня произрастают и неопозитивизм, и экзистенциальная герменевтика, и структурализм.
6 «Поэтому-то дистанция между последователями Карнапа – Витгенштейна и последователями Мартина Хайдеггера не так уж велика, как может показаться. И те и другие разрабатывают технику работы со Словом на потребу “человека говорящего” (но уже, увы, не “мыслящего”). Слово (знак, символ, язык) превратилось тут в непрозрачную стену, загородившую от человека объективную реальность природы и истории, вместо того чтобы быть совершенным оптическим инструментом, позволяющим выявлять в природе и в истории такие срезы и аспекты, которые без слова (без языка) рассмотреть нельзя» [Ильенков 1987, 162].
7 Сказанное, очевидно, относится и к Игорю Ганзелу, стоящему на позициях аналитической философии. Многие из его критических замечаний Ильенкову доводилось слышать от А.А. Зиновьева, И.С. Нарского и Д.П. Горского со товарищи. Так, Ильенкова тысячу раз упрекали в «негативном подходе к дисциплинам, которые исследуют структуру языка, прежде всего, к математической логике, логический семантике и философии языка» (И. Ганзел). Доля правды тут есть. Был у Ильенкова такой, чрезвычайно негативный, подход – только не к математической логике и логической семантике самим по себе, а к произрастающей на их почве «философии языка», которая превращает язык в первоисток мышления – в демиурга логических форм.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2757

Оценка читателей: голосов 0

1. Выготский 1984 – Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. C. 269–317 (Vygotsky L.S. Childhood. In Russian).

2. Ильенков 1974a – Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1974 (Ilyenkov E.V. Dialectical logic. In Russian).

3. Ильенков 1974б – Ильенков Э.В. Мышление и язык у Гегеля // Доклады Х Международного гегелевского конгресса (Москва, 26–31 августа 1974). М., 1974. Вып. IV. С. 69–81 (Ilyenkov E.V. Thought and Language in Hegel. In Russian).

4. Ильенков 1975 – Ильенков Э.В. Александр Иванович Мещеряков и его педагогика // Молодой коммунист. 1975. № 2. С. 80–84 (Ilyenkov E.V. Alexander Meshcheriakov and His Pedagogy. In Russian).

5. Ильенков 1977 – Ильенков Э.В. Соображения по вопросу об отношении мышления и языка (речи) // Вопросы философии. 1977. № 6. С. 92–96 (Ilyenkov E.V. Considerations on the Problem of Relationship Between Thought and Language (Speech). In Russian).

6. Ильенков 1979a – Ильенков Э.В. Проблема противоречия в логике // Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. C. 122–143 (Ilyenkov E.V. The Problem of Contradiction in Logic. In Russian).

7. Ильенков 1979б – Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 183–237 (Ilyenkov E.V. And What is Personality? In Russian).

8. Ильенков 1987 – Ильенков Э.В. Диалектика и герменевтика // Современные зарубежные концепции диалектики: Критические очерки. М.: Наука, 1987. С. 133–163 (Ilyenkov E.V. Dialectics and Hermeneutics. In Russian).

9. Ильенков 1991 – Ильенков Э.В. Проблема противоречия в логике // Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. С. 308–320 (Ilyenkov E.V. The Problem of Contradiction in Logic. In Russian).

10. Ильенков 2009 – Ильенков Э.В. Диалектика идеального // Логос. 2009. № 1. С. 6–62 (Ilyenkov E.V. Dialectics of the Ideal. In Russian).

11. Ильенков 2017 – Ильенков Э.В. От абстрактного к конкретному. Крутой маршрут. 1950–1960. Авт.-сост. Е. Иллеш. М.: Канон+, 2017 (Ilyenkov E.V. From the Abstract to the Concrete: A Steep Route. 1950–1960. In Russian).

12. Пиаже 1969 – Пиаже Ж. Логика и психология // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. С. 567–612 (Piaget J. Logic and Psychology. Russian translation).

13. Пиаже 2001 – Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. Под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001. С. 106–157 (Piaget J. Theorie de Piaget. Russian translation).

14. Пиаже, Инельдер 2002 – Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 (Piaget J., Inhelder B. La genese des structures logiques elementaires, classification et seriations. Russian translation).

15. Bakhurst, David (1991) Consciousness and Revolution in Soviet Philosophy: From the Bolsheviks to Evald Ilyenkov, Cambridge University Press, Cambridge etc.

16. Майданский 2018 – Майданский А.Д. «Культурная психология» Л.С. Выготского в оптике Спинозы и Маркса // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 126–130.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх