ILO 169 Convention and Russian legislation on indigenous minorities

 
PIIS013207690006730-5-1
DOI10.31857/S013207690006730-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: National research University Higher school of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: Faculty of international relations, American University
Address: United States
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 9
Pages52-64
Abstract

The article describes the ILO 169 Convention as one of the most important international legal Act on indigenous peoples’ rights. Authors analyze the USSR and Russian Federation’ attempts to ratify it. The article illustrates the Conventions’ impact on Russian legislation about indigenous small-numbered peoples with its deficiencies and scope for improving according to the Convention’s requirements. 

KeywordsInternational Labor Organization (ILO), ILO 169 Convention, indigenous small-numbered peoples, Russian legislation
AcknowledgmentIn writing this article, the legal framework of ATP "ConsultantPlus" was used
Received18.09.2019
Publication date23.09.2019
Number of characters50099
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Введение

2 Если раньше международное право выступало инструментом политики колониализма и захвата новых территорий, то сегодня оно служит важным ориентиром и мощным стимулом в развитии внутринационального законодательства в области обеспечения прав коренных народов1. Именно такими свойствами обладает принятая 30 лет назад, в 1989 г., Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах»2. В нашей стране она непосредственно затрагивает интересы 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока3, сохраняющих традиционный образ жизни. При этом, однако, Конвенция не ратифицирована Россией, хотя и многие ее положения в том или ином виде отражены в законодательстве государства. Проблемными остаются вопросы совмещения ее стандартов с внутригосударственными нормами, регламентирующими права данных народов на земли, природные ресурсы и приоритетное природопользование, на свободное занятие традиционной хозяйственной деятельностью, компенсации, на их участие в принятии решений, затрагивающих права и интересы названных народов. Есть трудности, связанные с признанием традиционных ценностей, институтов и обычного права. 1. См.: James S. Anaya. Indigenous Peoples in International Law. Second Edition. Oxford, 2004. P. 4.

2. См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева, 1991. С. 2193 - 2207.

3. Перечень данных народов утвержден распоряжением Правительства РФ 17 апреля 2006 г. № 536-р (см.: СЗ РФ. 2006. № 17 (ч. II), ст. 1905). Они расселены в 28 субъектах Российской Федерации, расположенных в северных широтах, на территориях, являющихся исконными местами их обитания. Общая численность названных народов составляет около 280 тыс. человек (см.: Коренные малочисленные народы Российской Федерации. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. Т. 13. М., 2005. С. 377 - 557).
3

История подписания и основные положения Конвенции 169

4 Практически с момента своего учреждения в 1919 г. МОТ стала заниматься социальными и экономическими вопросами этнических общностей, чьи культура, обычаи, язык отличают их от остальной части населения данной конкретной страны4. В 1957 г. названной организацией была принята Конвенция № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах»5 ̶ документ, представляющий собой первую попытку кодификации прав коренных народов в международном праве с охватом вопросов о праве на землю, об условиях труда, о здравоохранении и образовании. Ее ратифицировали 27 стран6. 4. См.: Коренное население: Глобальное стремление к справедливости: доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1990. С. 179 - 181.

5. См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. С. 1173 - 1183.

6. См.: Коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни: руководство по Конвенции МОТ № 169 / сост. М. Томейи, Л. Свепстон. Женева, 1996. С. 1.
5 В 70–80-х годах прошлого века ООН активизировала свою работу по защите прав коренных народов. В целях усовершенствования положений Конвенции № 107 и необходимости развития норм в области защиты прав коренного населения в 1985 г. Международная организация труда начала процесс ее пересмотра. В 1986 г. МОТ провела совещание экспертов, куда входили и представители организаций коренного населения. По его итогам было признано, что интеграционный подход как базовая идея Конвенции 107 не отвечает потребностям коренных народов и не отражает современного мышления. Особо подчеркивались возможность самоопределения этих народов в экономических, социальных и культурных областях и необходимость закрепления данного права в новых нормах Международной организации труда7. Был также сделан вывод о том, что компетенция государства изымать земли коренного населения или населения, ведущего племенной образ жизни, или выселять эти народы с их земель должна быть ограничена исключительными обстоятельствами и должна осуществляться лишь при их ясно выраженном согласии8. 7. См.: Russel Lawrence Barsh. Revision of ILO Convention № 107 // The American Journal of International Law. Vol. 81. 1987. № 3. P. 756.

8. См.: Вестник МИД СССР. 1989. № 17. С. 17.

Number of purchasers: 2, views: 206

Readers community rating: votes 0

1. Report on the situation of the indigenous minorities of the North in the Russian Federation. M., 1997. P. 33 (in Russ.).

2. Zametina T.V. The constitutional status of the indigenous peoples of Russia. Engels, 2009. P. 213, 214 (in Russ.).

3. Conventions and recommendations adopted by the International labour conference. 1957 - 1990. T. II. Geneva, 1991. P. 2193–2207 (in Russ.).

4. The concept of development of Russian legislation / ed. by T. Ya. Khabrieva, Yu. A. Tikhomirov, Yu. P. Orlovsky. M., 2004. P. 182, 183 (in Russ.).

5. Indigenous peoples: the global quest for justice: report to the Independent Commission on international humanitarian Affairs. M., 1990. P. 179–181 (in Russ.).

6. Indigenous minorities of the Russian Federation. Results of the all-Russian population census of 2002: 14 vols. Vol. 13. M., 2005. P. 377–557 (in Russ.).

7. Indigenous and tribal peoples: guide to ILO Convention No. 169 / comp. M. Tomei, L. Swepston. Geneva, 1996. P. 1 (in Russ.).

8. Kochetygova N I. Ethical legal custom as a source of Russian law. Rostov n/D., 2007. P. 57–67 (in Russ.).

9. Materials for the “Round Table” on the Prospects for ratification by the Russian Federation of ILO 169 Convention Concerning indigenous and tribal peoples in independent countries. M., 2002 (in Russ.).

10. Kryazhkov V.A. Indigenous peoples of the North in Russian law. M., 2010. P. 204 - 206 (in Russ.).

11. Kryazhkov V.A. The right of indigenous peoples to traditional nature management (on the example of hunting) // State and Law. 2016. No. 11. P. 32 - 42 (in Russ.).

12. Proceedings of the round table on ratification of ILO 169 Convention Concerning indigenous and tribal peoples in independent countries. M., 2006 (in Russ.).

13. United Nations: doc. Moscow, 1956. P. 267–286 (in Russ.).

14. Pik A. International legal norms of state policy in relation to aboriginal peoples // Living Arctic. Newsletter. 1996. No. 1. P. 6 (in Russ.).

15. Regulations on foreigners 1892 Code of laws of the Russian Empire: in 5 books. Book.1. Vol. I - III. SPb., 1912. P. 531 - 586 (in Russ.).

16. Recommendations of the VI Congress of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation of April 24, 2009. URL: http://www.raipon.org (in Russ.)

17. Sokolovsky S.V. Policy of recognition of indigenous peoples in international law and legislation of the Russian Federation. M., 2016. P. 45, 46 (in Russ.).

18. Status of indigenous peoples of Russia. International legal acts and Russian legislation. Book 56: in 2 vols. Vol. 1 / comp. V. A. Kryazhkov. M. - Salekhard, 2013 (in Russ.).

19. Tkachenko A.A., Koryukhina A.V. On the problem of ratification by the Russian Federation of ILO 169 Convention "On indigenous and tribal peoples in independent countries" // Ethnographic review. 1995. No. 3. P. 122–132 (in Russ.).

20. Todyshev M.A. On the problems of documenting the belonging of citizens to indigenous minorities // The current state and ways of development of indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation. 2nd ed., rev. and supplemented / under the ed. of V.A. Shtyrov. M., 2013. P. 87–102 (in Russ.).

21. Tumusova A.N. Constitutional and economic aspect of the rights of indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia) // Yearbook of constitutional Economics. 2019. M., 2019. P. 468–475 (in Russ.).

22. Bradford W. Morse. The Rights of Indigenous and Minority Peoples // Convergence of Legal Systems in the 21st Century. General Reports delivered at the XVIth International Congress of Comparative Law. Brisbane, Australia, 14 - 20 July, 2002. Published by Bruylant Bruxelles, 2006. P. 59, 60.

23. James S. Anaya. Indigenous Peoples in International Law. Second Edition. Oxford, 2004. P. 4.

24. Russel Lawrence Barsh. Revision of ILO Convention ¹ 107 // The American Journal of International Law. Vol. 81. 1987. ¹ 3. P. 756.

Система Orphus

Loading...
Up