Конвенция МОТ 169 и российское законодательство о коренных малочисленных народах

 
Код статьиS013207690006730-5-1
DOI10.31857/S013207690006730-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”
Адрес: Российская Федерация, Москва
Аффилиация: Американский университет
Адрес: Соединенные Штаты Америки
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 9
Страницы52-64
Аннотация

В статье дается характеристика Конвенции МОТ 169 как важнейшего международно-правового акта о правах коренных народов. Анализируются попытки её ратификации в СССР и Российской Федерации. Показаны влияние Конвенции на российское законодательство о коренных малочисленных народах, на его недостатки и возможности совершенствования с позиций требований указанного акта.

Ключевые словаМеждународная организация труда (МОТ), Конвенция МОТ 169, коренные малочисленные народы, российское законодательство
Источник финансированияПри написании настоящей статьи использована нормативно-правовая база СПС «КонсультантПлюс»
Получено18.09.2019
Дата публикации23.09.2019
Кол-во символов40583
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

2 Если раньше международное право выступало инструментом политики колониализма и захвата новых территорий, то сегодня оно служит важным ориентиром и мощным стимулом в развитии внутринационального законодательства в области обеспечения прав коренных народов1. Именно такими свойствами обладает принятая 30 лет назад, в 1989 г., Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах»2. В нашей стране она непосредственно затрагивает интересы 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока3, сохраняющих традиционный образ жизни. При этом, однако, Конвенция не ратифицирована Россией, хотя и многие ее положения в том или ином виде отражены в законодательстве государства. Проблемными остаются вопросы совмещения ее стандартов с внутригосударственными нормами, регламентирующими права данных народов на земли, природные ресурсы и приоритетное природопользование, на свободное занятие традиционной хозяйственной деятельностью, компенсации, на их участие в принятии решений, затрагивающих права и интересы названных народов. Есть трудности, связанные с признанием традиционных ценностей, институтов и обычного права. 1. См.: James S. Anaya. Indigenous Peoples in International Law. Second Edition. Oxford, 2004. P. 4.

2. См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева, 1991. С. 2193 - 2207.

3. Перечень данных народов утвержден распоряжением Правительства РФ 17 апреля 2006 г. № 536-р (см.: СЗ РФ. 2006. № 17 (ч. II), ст. 1905). Они расселены в 28 субъектах Российской Федерации, расположенных в северных широтах, на территориях, являющихся исконными местами их обитания. Общая численность названных народов составляет около 280 тыс. человек (см.: Коренные малочисленные народы Российской Федерации. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. Т. 13. М., 2005. С. 377 - 557).
3

История подписания и основные положения Конвенции 169

4 Практически с момента своего учреждения в 1919 г. МОТ стала заниматься социальными и экономическими вопросами этнических общностей, чьи культура, обычаи, язык отличают их от остальной части населения данной конкретной страны4. В 1957 г. названной организацией была принята Конвенция № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах»5 ̶ документ, представляющий собой первую попытку кодификации прав коренных народов в международном праве с охватом вопросов о праве на землю, об условиях труда, о здравоохранении и образовании. Ее ратифицировали 27 стран6. 4. См.: Коренное население: Глобальное стремление к справедливости: доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1990. С. 179 - 181.

5. См.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. С. 1173 - 1183.

6. См.: Коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни: руководство по Конвенции МОТ № 169 / сост. М. Томейи, Л. Свепстон. Женева, 1996. С. 1.
5 В 70–80-х годах прошлого века ООН активизировала свою работу по защите прав коренных народов. В целях усовершенствования положений Конвенции № 107 и необходимости развития норм в области защиты прав коренного населения в 1985 г. Международная организация труда начала процесс ее пересмотра. В 1986 г. МОТ провела совещание экспертов, куда входили и представители организаций коренного населения. По его итогам было признано, что интеграционный подход как базовая идея Конвенции 107 не отвечает потребностям коренных народов и не отражает современного мышления. Особо подчеркивались возможность самоопределения этих народов в экономических, социальных и культурных областях и необходимость закрепления данного права в новых нормах Международной организации труда7. Был также сделан вывод о том, что компетенция государства изымать земли коренного населения или населения, ведущего племенной образ жизни, или выселять эти народы с их земель должна быть ограничена исключительными обстоятельствами и должна осуществляться лишь при их ясно выраженном согласии8. 7. См.: Russel Lawrence Barsh. Revision of ILO Convention № 107 // The American Journal of International Law. Vol. 81. 1987. № 3. P. 756.

8. См.: Вестник МИД СССР. 1989. № 17. С. 17.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 48

Оценка читателей: голосов 0

1. Доклад о положении коренных малочисленных народов Севера в Российской Федерации. М., 1997. С. 33.

2. Заметина Т.В. Конституционный статус коренных малочисленных народов России. Энгельс, 2009. С. 213, 214.

3. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II. Женева, 1991. С. 2193 - 2207.

4. Концепции развития российского законодательства / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004. С. 182, 183.

5. Коренное население: Глобальное стремление к справедливости: доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. М., 1990. С. 179 - 181.

6. Коренные малочисленные народы Российской Федерации. Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г.: в 14 т. Т. 13. М., 2005. С. 377 - 557.

7. Коренные народы и народы, ведущие племенной образ жизни: руководство по Конвенции МОТ № 169 / сост. М. Томейи, Л. Свепстон. Женева, 1996. С. 1.

8. Кочетыгова Н.И. Этический правовой обычай как источник права России. Ростов н/Д., 2007. С. 57 - 67.

9. Материалы к «круглому столу» по вопросу «Перспективы ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”». М., 2002.

10. Кряжков В.А. Коренные малочисленные народы Севера в российском праве. М., 2010. С. 204–206.

11. Кряжков В.А. Право коренных малочисленных народов на традиционное природопользование (На примере охоты) // Государство и право. 2016. № 11. С. 32–42.

12. Материалы «круглого стола» «О ратификации Конвенции МОТ № 169 “О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах”». М., 2006.

13. Организация Объединенных Наций: сб. док. М., 1956. С. 267 - 286.

14. Пик А. Международные правовые нормы политики государств в отношении аборигенных народов // Живая Арктика. Информационный бюллетень. 1996. № 1. С. 6.

15. Положение об инородцах 1892 г. Свод законов Российской империи: в 5 кн. Кн. 1. Т. I - III. СПб., 1912. С. 531–586.

16. Рекомендации VI съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации от 24 апреля 2009 г. URL: http://www.raipon.org

17. Соколовский С.В. Политика признания коренных народов в международном праве и законодательстве Российской Федерации. М., 2016. С. 45, 46.

18. Статус коренных малочисленных народов России. Международные правовые акты и российское законодательство. Кн. 56: в 2 т. Т. 1 / сост. В.А. Кряжков. М. - Салехард, 2013.

19. Ткаченко А.А., Корюхина А.В. К проблеме ратификации Российской Федерацией Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» // Этнографическое обозрение. 1995. № 3. С. 122 – 132.

20. Тодышев М.А. О проблемах документального подтверждения принадлежности граждан к коренным малочисленным народам // Современное состояние и пути развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.А. Штырова. М., 2013. С. 87 - 102.

21. Тумусова А.Н. Конституционно-экономический аспект прав коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) // Ежегодник конституционной экономики. 2019. М., 2019. С. 468 - 475.

22. Bradford W. Morse. The Rights of Indigenous and Minority Peoples // Convergence of Legal Systems in the 21st Century. General Reports delivered at the XVIth International Congress of Comparative Law. Brisbane, Australia, 14 - 20 July, 2002. Published by Bruylant Bruxelles, 2006. P. 59, 60.

23. James S. Anaya. Indigenous Peoples in International Law. Second Edition. Oxford, 2004. P. 4.

24. Russel Lawrence Barsh. Revision of ILO Convention № 107 // The American Journal of International Law. Vol. 81. 1987. № 3. P. 756.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх