В.К. Самигуллин. Гуманистическое право

 
Код статьиS013207690004670-9-1
DOI10.31857/S013207690004670-9
Тип публикации Рецензия
Источник материала для отзыва В.К. Самигуллин. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ ПРАВО. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2018. 224 с.
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Саратовская государственная юридическая академия
Адрес: Российская Федерация
Должность: доцент кафедры теории государства и права
Аффилиация: Саратовская государственная юридическая академия
Адрес: Российская Федерация
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 4
Страницы182-184
Аннотация

В представленной рецензии дается положительная оценка монографии В.К. Самигуллина «Гуманистическое право», посвященной одному из самых актуальных направлений современной юриспруденции. Гуманистическое право рассматривается с широких философских и теоретико-методологических позиций как духовная основа общества, главное направление его развития (прежде всего в аспекте взятых в единстве нравственной и правовой составляющих системы общественных отношений).

Ключевые словагуманистическое право, правосознание, правовая культура, принципы права, личность, общество
Получено04.04.2019
Дата публикации29.04.2019
Кол-во символов9029
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Венир Калимуллович Самигуллин – уфимский профессор, д-р юрид. наук, известный своими публикациями по теории и философии права, конституционному праву, политологии, истории Башкортостана и Приуралья. Его новая монография «Гуманистическое право» посвящена одному из самых актуальных направлений современной юриспруденции. Острота проблематики подчеркивается уже во введении: предмет исследования при правильном отношении к нему способен преодолевать коллизии и несправедливые, необоснованно жестокие и бесчеловечные стороны как буржуазного права, так и социалистического, и вообще любого права, когда им злоупотребляют, спекулируя самой его идеей, преследуя неблаговидные цели, прикрываясь авторитетом закона, жонглируя им (с. 5).
2 Монография включает введение, шесть глав, в которых последовательно раскрываются предварительные понятия, исходные начала гуманистического права, его специально-юридический инструментарий, роль государства в обеспечении действия и развития этого права, гарантии действия и развития права в режиме демократических принципов, а также метаправо в свете основных начал. В конце работы приведены краткое заключение, содержащее основные выводы, и список многочисленных литературных источников, которые использовались при подготовке данного издания.
3 В самом начале, анализируя предварительные понятия, автор особое внимание уделил соотношению категорий «право» и «правда», «право» и «неправо». Последнее понятие подразделено на «предправо», «антиправо» и «псевдоправо» (с. 12, 13) и выделено «контрправо» как альтернатива правовой системы, но в целом в рамках правовой традиции. Признавая, что взаимосвязь их сложна и не поддается однозначной оценке, В.К. Самигуллин резюмирует, что традиционное право не вполне вписывается в круг современных правовых систем (с. 13–16).
4 Гуманистическое право рассматривается с широких философских и теоретико-методологических позиций как духовная основа общества, главное направление его развития (прежде всего в аспекте взятых в единстве нравственной и правовой составляющих системы общественных отношений) (с. 5, 67, 70 и др.).
5 Категория «первосуть права», раскрываемая на с. 16–30, способна, на первый взгляд, значительно усложнить заявленную в названии тему работы. Однако при детальном анализе можно увидеть, что здесь изложен авторский подход к более распространенным понятиям «свойства права» и «существо права» в значении сущности. В связи с этим предложенную позицию считаем вполне приемлемой.
6 В промежуточных выводах по гл. 1 обращено внимание на то, что «право не может сводиться к закону. Закон изменчив и двулик. В нем может быть заключено не только право, а представлен и произвол» (с. 45). Здесь, однако, следовало бы добавить, что степень последнего тем меньше, чем выше уровень общей, политической и юридической, культуры и правосознания граждан – факторов, которыми прямо обусловлено состояние и развитие правовой жизни в любом государстве мира.

Цена публикации: 100

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2161

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх