Вопрос о кредите в отношениях СССР и США, 1944–1947 гг.

 
Код статьиS268667300009771-8-1
DOI10.31857/S268667300009771-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 6
Страницы75-91
Аннотация

В статье рассматривается ход переговоров между Москвой и Вашингтоном о предоставлении Советскому Союзу послевоенного кредита на восстановление экономики. Переговоры между американской и советской сторонами по этому вопросу начались в 1943 г. и в первое время развивались довольно успешно, хотя и не быстро. Однако в начале 1945 г. позиция Вашингтона резко изменилась: в предоставлении СССР займа администрация США стала видеть рычаг давления на Москву. Этими же соображениями руководствовался вступивший в должность президента США в апреле 1945 г. Г. Трумэн. В августе 1945 г., в связи с принятием закона «О расширении полномочий Экспортно-Импортного банка», Советскому Союзу фактически было предложено начать переговоры с чистого листа, а осенью того же года запрос СССР о предоставлении миллиардного кредита был «утерян» в ворохе бумаг Администрации внешнеэкономической помощи. В начале 1946 г. вопрос о займе уже рассматривался правительством США в связке с другими экономическими проблемами в советско-американских отношениях, а к лету 1946 г. и вовсе утратил свою актуальность для американской стороны.

Статья написана на основе советских и американских архивных документов, многие из которых вводятся в научный оборот впервые. Автор приходит к выводу о том, что неспособность Москвы и Вашингтона прийти к консенсусу в вопросе о предоставлении кредита стала дипломатическим провалом для обеих сторон и сыграла значительную роль в усилении политической конфронтации между двумя странами.

Ключевые словаВторая мировая война, А. Гарриман, долгосрочный кредит, В. Молотов, Франклин Д. Рузвельт, Г. Моргентау, советско-американские отношения, И. Сталин, Г. Трумэн
Получено26.03.2020
Дата публикации09.06.2020
Кол-во символов37816
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о предоставлении кредита занимал важное место в советско-американских отношениях середины 1940-х годов. При этом он оказался незаслуженно обойдённым как отечественными, так и зарубежными историками. Между тем, изучение данной проблемы представляет большой интерес, поскольку она напрямую связана с комплексом других вопросов не только экономического, но и политического плана, которые в значительной степени повлияли на развязывание холодной войны.

2 Почему американская сторона, первоначально выступив с этой идеей, в итоге не захотела предоставлять Советскому Союзу кредит? Каких уступок ожидал Вашингтон от СССР, и на какие уступки Москва готова была пойти ради получения кредита? Что потеряли обе стороны, не придя к консенсусу о кредите?
3

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Возможность получения кредитов в США начала интересовать советское правительство фактически с первых месяцев Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Так, в меморандуме Наркомата внешней торговли СССР (НКВТ) «Касательно способов кредитования нашей торговли с США» от 30 августа 1941 г. за подписью Л.Я. Фрея и Л.Г. Жуховицкого излагаются четыре способа получения средств: через американскую Реконструктивную финансовую корпорацию (РФК) (только под обеспечение ценными бумагами США), через Экспортно-Импортный банк (ЭИБ) (не более 280 млн долл., под векселя страны-рецепиента), через Стабилизационный Фонд (только с одобрения Конгресса, до 2 млрд долл., под советское золото) и по Программе ленд-лиза.

4 Помимо ленд-лиза наиболее приемлемым был признан вариант получения кредита от ЭИБ в размере 200–300 млн долл. на пять лет под 3% годовых, через правительственную корпорацию АМТОРГ или под гарантии Госбанка [1: 49].
5 Американская сторона относилась к идее предоставления СССР кредита весьма благосклонно. Ещё в сентябре 1939 г., в менее располагающей политической обстановке, крупный бостонский предприниматель У.Дж. Макдоналд обратился к Ф.Д. Рузвельту с телеграммой о возможности предоставления Советскому Союзу кредита в размере 1 млрд долл. сроком на десять лет с условием, что СССР будет ежегодно тратить 50 млн долл. на закупку американских промышленных товаров и не будет в этот период принимать участие в военных действиях [2].
6 В конце 1942 г. сотрудниками НКВТ была составлена Справка о получении кредита в США. Получению займа от Реконструктивной финансовой корпорации под векселя СССР препятствовал закон Джонсона 1934 г., запрещавший предоставление денежных кредитов тем иностранным государствам, которые не производят оплату долгов правительству США. Поэтому был предложен вариант предоставления кредита РФК АМТОРГу под его векселя, а затем продажа им товаров и оборудования советским организациям в кредит. Предполагалось, что срок кредита составит от пяти лет при ставке 3–4% годовых [1: 23–25]. В итоге «обходить» закон Джонсона не понадобилось, поскольку закон «О ленд-лизе» был принят в марте 1941 г. именно для того, чтобы иметь возможность помогать союзникам, невзирая на проблему невыплаченных долгов. А в число должников попали и другие союзники по антигитлеровской коалиции, в том числе Великобритания.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 802

Оценка читателей: голосов 0

1. Липкин М.А. СССР и проблема формирования многосторонних экономических организаций в 1940-х гг. // Многосторонняя дипломатия в биполярной системе международных отношений / Отв. ред. Н.И. Егорова. М., Ун-т Дмитрия Пожарского, 2012. С. 210–224.

2. Микоян А.И. Так было. Москва: Вагриус, 1999, 612 с.

3. Herring G.C. Jr. Aid to Russia, 1941–1946. New York: Columbia University Press, 1973. 365 p.

4. Martel L. Lend-Lease, Loans and the Coming of the Cold War: A Study of the Implementation of Foreign Policy. Boulder, CO: Westview Press,1979. 304 p.

5. Nelson D.M. Arsenal of Democracy: The Story of American War Production. New York: Harcourt, Brace & Co, 1946. 437 p.

6. Rosenson A. The Terms of Anglo-American Financial Agreement. The American Economic Review, 1947, vol. 37, no 1, pp. 178–187.

7. Truman H.S. Memoirs. In 2 Vols. Vol. I: The Year of Decisions. New York, Doubleday, 1955. 596 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх