The values of the constitution of the Russian Federation in a changing world

 
PIIS013207690004422-6-1
DOI10.31857/S013207690004422-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameGosudarstvo i pravo
EditionIssue 3
Pages5-16
Abstract

The author focuses on philosophical and legal values that are implemented in the Constitution of the Russian Federation 1993. On the basis of the analysis through the prism of these values of the provisions of the Russian Basic Law on the constitutional order, conclusions are made about the feasibility of theoretical understanding and clarification of the constitutional status of bodies that ensure the effectiveness of the government in general and the President in particular. To this end, the need to return to the issue of establishing a system of law-making in the Russian Federation is emphasized. This will make it possible to develop the basic provisions of the Constitution, filling them with new content, without actually changing the current Constitution of the Russian Federation, the value of which is unconditional.

KeywordsConstitutions of the Russian Federation, constitutional values, President of the Russian Federation, authorities, Parliament, law, courts, Presidential Administration, Security Council of the Russian Federation, State Council of the Russian Federation, Constitutional Court of the Russian Federation
Received25.03.2019
Publication date28.03.2019
Number of characters48018
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Конституция Российской Федерации 1993 г. действует четверть века. По сравнению с некоторыми другими конституциями государств мира это небольшой срок. Конституции Индии и ФРГ (Основной закон) приняты 70 лет назад, Италии и Японии - более 70 лет, Норвегии – 205 лет, а Конституция США – 232 года. Старые «инструментальные» конституции фактически действуют как «живые» конституции в толкованиях органов конституционного контроля и корректирующем их законодательстве. Но, как и многие другие конституции зарубежных стран, они, в отличие от Конституции РФ 1993 г., сохранили основы существовавшего столетия строя, тогда как Конституция России, являющаяся результатом демократических преобразований, его принципиально изменила.
2 Кроме стран с многовековой конституционной историей есть государства, в которых конституции заменялись каждые 5 - 10 лет, по существу, без изменения их принципиальных положений, но, представляется, что факт постоянства конституции есть важный критерий ее действенности. Только «на долгом» (достаточно длительном периоде действия конституции) можно объективно оценить ее достоинства и пробелы.
3 Российская парадигма действующей Конституции состоит из четырех главных составляющих: основы правового статуса человека и гражданина, основы общественного строя, основы государственного устройства, основы международных отношений Российского государства. В создании и юридическом закреплении такой четырехсоставной конституционной модели, развитии ее в конституционных нормах состоит юридическая ценность Конституции РФ 1993 г.
4 По полноте объема конституционного регулирования, по структуре документа, краткости и, вместе с тем, точности многих формулировок, их доступности для понимания она превосходит многие зарубежные конституции, которые иногда излишне объемны1, иногда состоят из документов разного времени2, многие из них пробельны, особенно в вопросах социально-экономических отношений, регулирование которых в наше время является одним из направлений конституционного развития. Рассматривая ценность Конституции РФ, возможность ее изменения, конкретные поправки к ней, целесообразно обсудить, на наш взгляд, ряд основополагающих вопросов. Во-первых, достаточен ли срок ее действия, чтобы выявить явные и скрытые недостатки? Исчерпала ли Конституция РФ заложенный в ней потенциал настолько, что в ней что-либо следует менять? При этом отметим, что в обществе и среди большинства специалистов, как представляется, существует отрицательный ответ на вопрос о замене Конституции в настоящее время3. Авторитетная международная организация конституционалистов – Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) – неоднократно рассматривала Конституцию РФ и всегда оценивала ее положительно. Этой же позиции придерживается большинство российских исследователей конституционного права. Есть лишь отдельные отрицательные отзывы некоторых российских и зарубежных авторов, причем у последних такие оценки относятся не к самой Конституции, а обычно содержат утверждения, что она не будет должным образом и в полном объеме применяться4. К тому же зарубежные авторы, говоря о Конституции РФ, обращаются, по американской традиции, только к вопросу о правах человека и системе высших органов государства. Вопросы общественного строя зарубежные конституционалисты традиционно не рассматривают. 1. К примеру, Конституция Индии состоит из 368 статей и 12 приложений (см.: Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. М., 2003. С. 431–586).

2. Во Франции этот период охватывает 230 лет (см.: там же. С. 46–90).

3. См., напр.: Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2019; Эбзеев Б.С. Глобализация и становление транснационального конституционализма // Государство и право. 2017. № 1. С. 5 - 15; Савенков А.Н., Чиркин В.Е. Конституционные основы социального и территориального единства и дифференциации публичной власти. О новом прочтении и 25-летнем опыте осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 г. // Там же. 2018. № 12. С. 18 - 29.

4. См., напр.: Mannheimer D.A. Comparison of the American and Russian Cоnstitutions // Alaska Justice Forum. 2008. № 4. P. 5.

Price publication: 0

Number of purchasers: 2, views: 1629

Readers community rating: votes 0

1. 25 let Konstitucii Rossii: transformaciya paradigmy prava v civilizacionnom razvitii chelovechestva. M., 2019.

2. Avak'yan S.A. Prezident Rossijskoj Federacii: evolyuciya konstitucionno-pravovogo statusa // Avak'yan S.A. Razmyshleniya konstitucionalista: izbr. stat'i. M., 2010.

3. Doklad Soveta Federacii Federal'nogo Sobraniya “O sostoyanii zakonodatel'stva v Rossijskoj Federacii”. M., 2010.

4. Zor'kin V.D. Konstitucionno-pravovoe razvitie Rossii. M., 2019.

5. Kerimov D.A. Predmet obshchej teorii gosudarstva i prava // Pravovedenie. 1976. ¹ 3. S. 9.

6. Konstitucii zarubezhnyh gosudarstv: ucheb. posobie / sost. V.V. Maklakov. M., 2003. S. 46–90, 431–586.

7. Konstitucionnoe pravo Rossii: kurs lekcij. M., 2007. S. 239.

8. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Oficial'noe izdanie. M., 2018. S. 3, 4.

9. Krasnov M. “Monarhizaciya” prezidentskoj vlasti // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2015. ¹ 5 (108). S. 87–103.

10. Nojshtadt R. Prezidentskaya vlast' i nyneshnie prezidenty. Presidential Power and Modern Presidents / per. s angl. M., 2009. S. 31, 32.

11. Okun'kov L.A. Perspektivy pereraspredeleniya polnomochij mezhdu Prezidentom, Pravitel'stvom i Federal'nym Sobraniem // Zakonodatel'stvo. 2000. ¹ 9.

12. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 20 fevralya 2019 g. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (data obrashcheniya: 28.02.2019).

13. Savenkov A.N., Chirkin V.E. Konstitucionnye osnovy social'nogo i territorial'nogo edinstva i differenciacii publichnoj vlasti. O novom prochtenii i 25-letnem opyte osushchestvleniya nekotoryh polozhenij Konstitucii RF 1993 g. // Gosudarstvo i pravo. 2018. ¹ 12. S. 18 - 29.

14. Habrieva T. Ya. Konstitucionnaya reforma v sovremennom mire. M., 2016.

15. Hajek F. Pravo, zakonodatel'stvo i svoboda: sovremennoe ponimanie liberal'nyh principov spravedlivosti i politiki. M., 2006. S. 83.

16. Ebzeev B.S. Globalizaciya i stanovlenie transnacional'nogo konstitucionalizma // Gosudarstvo i pravo. 2017. ¹ 1. S. 5–15.

17. Eriashvili N.D., Belonovskij V.N., Saudahanov M.V. O sootnoshenii ponyatij “konstitucionnyj kontrol'” i “konstitucionnyj nadzor” v konstitucionnoj praktike Rossii // Vestnik Moskovskogo un-ta MVD Rossii. 2013. ¹ 12. S. 137–142.

18. Henderson J. The Constitution of the Russian Federation. A Contextual Analysis. Oxford, 2011.

19. Mannheimer D.A. Comparison of the American and Russian Constitutions // Alaska Justice Forum. 2008. ¹ 4. P. 5.

Система Orphus

Loading...
Up