Ценности конституции РФ в изменяющемся мире

 
Код статьиS013207690004422-6-1
DOI10.31857/S013207690004422-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт государства и права Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 3
Страницы5-16
Аннотация

В центре внимания автора статьи находятся философско-правовые ценности, реализованные в Конституции РФ 1993 г. Анализируя сквозь призму этих ценностей положения российского Основного Закона о конституционном строе, автор приходит к выводу о целесообразности теоретического осмысления и уточнения конституционного статуса органов, обеспечивающих эффективность работы власти в целом и Президента, в частности. В этих целях подчеркивается необходимость вернуться к вопросу о создании системы законотворчества в Российской Федерации. Такие шаги позволят развить базовые положения Конституции, наполнив их новым содержанием, при этом фактически не меняя действующую Конституцию РФ, ценность которой безусловна.

Ключевые словаКонституция РФ, конституционные ценности, Президент РФ, органы власти, парламент, закон, суды, Администрация Президента РФ, Совет Безопасности РФ, Государственный совет РФ, Конституционный Суд РФ
Получено25.03.2019
Дата публикации28.03.2019
Кол-во символов48018
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1 Конституция Российской Федерации 1993 г. действует четверть века. По сравнению с некоторыми другими конституциями государств мира это небольшой срок. Конституции Индии и ФРГ (Основной закон) приняты 70 лет назад, Италии и Японии - более 70 лет, Норвегии – 205 лет, а Конституция США – 232 года. Старые «инструментальные» конституции фактически действуют как «живые» конституции в толкованиях органов конституционного контроля и корректирующем их законодательстве. Но, как и многие другие конституции зарубежных стран, они, в отличие от Конституции РФ 1993 г., сохранили основы существовавшего столетия строя, тогда как Конституция России, являющаяся результатом демократических преобразований, его принципиально изменила.
2 Кроме стран с многовековой конституционной историей есть государства, в которых конституции заменялись каждые 5 - 10 лет, по существу, без изменения их принципиальных положений, но, представляется, что факт постоянства конституции есть важный критерий ее действенности. Только «на долгом» (достаточно длительном периоде действия конституции) можно объективно оценить ее достоинства и пробелы.
3 Российская парадигма действующей Конституции состоит из четырех главных составляющих: основы правового статуса человека и гражданина, основы общественного строя, основы государственного устройства, основы международных отношений Российского государства. В создании и юридическом закреплении такой четырехсоставной конституционной модели, развитии ее в конституционных нормах состоит юридическая ценность Конституции РФ 1993 г.
4 По полноте объема конституционного регулирования, по структуре документа, краткости и, вместе с тем, точности многих формулировок, их доступности для понимания она превосходит многие зарубежные конституции, которые иногда излишне объемны1, иногда состоят из документов разного времени2, многие из них пробельны, особенно в вопросах социально-экономических отношений, регулирование которых в наше время является одним из направлений конституционного развития. Рассматривая ценность Конституции РФ, возможность ее изменения, конкретные поправки к ней, целесообразно обсудить, на наш взгляд, ряд основополагающих вопросов. Во-первых, достаточен ли срок ее действия, чтобы выявить явные и скрытые недостатки? Исчерпала ли Конституция РФ заложенный в ней потенциал настолько, что в ней что-либо следует менять? При этом отметим, что в обществе и среди большинства специалистов, как представляется, существует отрицательный ответ на вопрос о замене Конституции в настоящее время3. Авторитетная международная организация конституционалистов – Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) – неоднократно рассматривала Конституцию РФ и всегда оценивала ее положительно. Этой же позиции придерживается большинство российских исследователей конституционного права. Есть лишь отдельные отрицательные отзывы некоторых российских и зарубежных авторов, причем у последних такие оценки относятся не к самой Конституции, а обычно содержат утверждения, что она не будет должным образом и в полном объеме применяться4. К тому же зарубежные авторы, говоря о Конституции РФ, обращаются, по американской традиции, только к вопросу о правах человека и системе высших органов государства. Вопросы общественного строя зарубежные конституционалисты традиционно не рассматривают. 1. К примеру, Конституция Индии состоит из 368 статей и 12 приложений (см.: Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. М., 2003. С. 431–586).

2. Во Франции этот период охватывает 230 лет (см.: там же. С. 46–90).

3. См., напр.: Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2019; Эбзеев Б.С. Глобализация и становление транснационального конституционализма // Государство и право. 2017. № 1. С. 5 - 15; Савенков А.Н., Чиркин В.Е. Конституционные основы социального и территориального единства и дифференциации публичной власти. О новом прочтении и 25-летнем опыте осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 г. // Там же. 2018. № 12. С. 18 - 29.

4. См., напр.: Mannheimer D.A. Comparison of the American and Russian Cоnstitutions // Alaska Justice Forum. 2008. № 4. P. 5.

Цена публикации: 0

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1658

Оценка читателей: голосов 0

1. 25 лет Конституции России: трансформация парадигмы права в цивилизационном развитии человечества. М., 2019.

2. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избр. статьи. М., 2010.

3. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания «О состоянии законодательства в Российской Федерации». М., 2010.

4. Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М., 2019.

5. Керимов Д.А. Предмет общей теории государства и права // Правоведение. 1976. № 3. С. 9.

6. Конституции зарубежных государств: учеб. пособие / сост. В.В. Маклаков. М., 2003. С. 46–90, 431–586.

7. Конституционное право России: курс лекций. М., 2007. С. 239.

8. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М., 2018. С. 3, 4.

9. Краснов М. «Монархизация» президентской власти // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5 (108). С. 87–103.

10. Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты. Presidential Power and Modern Presidents / пер. с англ. М., 2009. С. 31, 32.

11. Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. 2000. № 9.

12. Послание Президента Федеральному Собранию 20 февраля 2019 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 28.02.2019).

13. Савенков А.Н., Чиркин В.Е. Конституционные основы социального и территориального единства и дифференциации публичной власти. О новом прочтении и 25-летнем опыте осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. 2018. № 12. С. 18 - 29.

14. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире. М., 2016.

15. Хайек Ф. Право, законодательство и свобода: современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. М., 2006. С. 83.

16. Эбзеев Б.С. Глобализация и становление транснационального конституционализма // Государство и право. 2017. № 1. С. 5–15.

17. Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Саудаханов М.В. О соотношении понятий «конституционный контроль» и «конституционный надзор» в конституционной практике России // Вестник Московского ун-та МВД России. 2013. № 12. С. 137–142.

18. Henderson J. The Constitution of the Russian Federation. A Contextual Analysis. Oxford, 2011.

19. Mannheimer D.A. Comparison of the American and Russian Cоnstitutions // Alaska Justice Forum. 2008. № 4. P. 5.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх