Формирование общей евроатлантической стратегии Грузии, Молдовы и Украины: задачи, проблемы, перспективы

 
Код статьиS271332140017006-3-1
DOI10.18254/S271332140017006-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор
Аффилиация: СПбГУ
Адрес: Санкт-Петербург, РФ, 191060, Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, 8 подъезд
Название журналаЕвразия. Эксперт
ВыпускВыпуск 3
Аннотация

Задача вступления в состав ЕС и НАТО заявлена официально в Грузии, Молдове и Украине. Поэтому в данном случае мы не можем говорить о конкуренции нескольких интеграционных проектов в данных странах. Более того, евразийская интеграция, в которой активно участвует Россия, рассматривается ими как фактор экспансии и расширения российского политического и экономического влияния. Это обостряет споры о перспективах европейского интеграции не только в политическом истеблишменте казанных стран, но и среди рядовых граждан, которые будут финансировать европейские устремления национальных элит. Сотрудничество с ЕС и НАТО рассматривается как инструмент преодоления возможного «искушения евразийской интеграции», и военного превосходства России и ее партнеров. При этом остаётся открытым вопрос – это стремление соответствует позициям граждан или является элитарным проектом. Цель статьи – проанализировать основания для объединения усилий Грузии, Молдовы и Украины в продвижении идеи евроинтеграции и вступления в НАТО, соотнеся их с готовностью и ЕС, и НАТО к принятию трех стран постсоветского пространства в свои ряды.

Ключевые словаЕС, НАТО, ЕАЭС, Грузия, Молдова, Украина, Россия
Получено30.09.2021
Дата публикации15.11.2021
Кол-во символов10287
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Европейский вектор в стратегии Грузии, Молдовы и Украины
2 Грузия, Молдова и Украина среди стран Восточного партнерства являются наиболее интегрированными с Евросоюзом государствами постсоветского пространства, благодаря договорам об ассоциации с ЕС. Данные договоры рассматриваются ими как первый шаг или пролог к полноценному вступлению в состав Союза. При этом данное мероприятие предстает взаимосвязанным с приобретением членства в НАТО. Однако продвижения на этом пути нет. Для решения вопроса необходимо выполнить большой набор требований, что, если и возможно сделать хотя бы отчасти, то только в течение длительного периода времени. Кроме того, все данные страны имеют территориальные споры с третьей стороной. Не менее важно и то, что одобрение вступления Украины, Грузии и Молдовы в ЕС и НАТО должны дать все страны-участницы.
3 Поэтому Грузия, Молдова и Украина с момента подписания договоров об ассоциации в 2014 году целенаправленно выстраивают «европейский вектор» во внешней и внутренней политике, который предполагает, прежде всего, максимальное дистанцирование от России [2, 3, 6, 7, 8: 8-14, 9: 2-13]. «Европейский выбор» стал притчей во языцех, им объясняют все реформы, все изменения, благодаря ему рисуют картины будущего. В итоге правительства данных стран работают в контексте идеи: «либо будущее в ЕС и НАТО, либо конец».
4 Наиболее часто используемым инструментом демонстрации лояльности для всех трех государств стало их участие в различных региональных структурах, в которых они взаимодействуют со странами ЕС (например, Люблинский треугольник) [5]. Однако этого оказалось недостаточно, как и заверений от Литвы, Латвии, Эстонии и Польши о скорейшем решении вопроса. В итоге Грузия, Молдова и Украина решили пробивать дорогу в ЕС и НАТО совместно, создавая кумулятивный эффект политики обращений в соответствующие структуры. Очевидно, что отдельный голос каждой из этих стран легко игнорируется.
5 Важным этапом перед объявлением сотрудничества в развитии евроинтеграции стала разработка общей стратегии Грузии, Молдовы и Украины в сотрудничестве с ЕС в рамках Восточного партнерства до 2030 г., принятая в октябре 2019 г. данная стратегия указывает на обязательства ЕС по отношению к ассоциированным членам. Так, ЕС, по мнению авторов стратегии, обязан экспортировать стабильность, так как если он того не делает, он экспортирует нестабильность. Помимо этого, необходимо постоянно поддерживать мотивацию граждан данных стран к продолжению демократической трансформации, а сам ЕС должен ставить более амбициозные цели и задачи. Создание оснований для сотрудничества трех стран воспринимается как инструмент мягкой силы ЕС на постсоветском пространстве и как реплика берлинского процесса, направленного на взаимодействие с балканскими странами, который способен решить вызовы и задачи, стоящие перед Брюсселем. При этом Грузия, Молдова и Украина, поддерживая Восточное партнерство, настаивают на дифференцированном подходе, акцентируя внимание на собственных достижениях1. 1. Our Strategy on the Future of Eastern Partnership We should set the European Trio Process for the most advanced Eastern partners for the next decade, which should be supporting the leading EU Associated/DCFTA countries (Ukraine, Georgia and Moldova). >>>>

всего просмотров: 458

Оценка читателей: голосов 0

1. Борко, Ю. А. (2018) Восточное Партнерство: проект, реальность, будущее. Москва: Институт Европы РАН.

2. Гущин, А., Левченков, А. (2019). Западный фланг постсоветского пространства и программа «Восточное партнерство»: опыт и перспективы взаимодействия // Современная Европа. № 7. С. 105‒114.

3. Дегтерев, Д., Василюк, И., Баум, В. (2018) Параметры многовекторности внешней политики стран СНГ: прикладной анализ // Мировая экономика и международные отношения. № 1. Т. 62. С. 63–75.

4. Еремина, Н. В. (2020). Стратегия расширения ЕС на постсоветском пространстве на примере Грузии: проблемы и перспективы // Журнал Евразия. Эксперт. С.7-12.

5. Еремина, Н. В. (2021). Люблинский треугольник как свидетельство усиления регионального блокового подхода в Восточной Европе // Евразия. Эксперт. Выпуск 1. C. 47-53.

6. Крылов, А. Б. (2017). Постсоветское пространство: интеграция vs дезинтеграция // Постсоветские государства: 25 лет независимого развития. Сб. ст. в 2-х тт. / Отв. ред. А. Б. Крылов. Т. 1. М.: ИМЭМО РАН.

7. Курылев, К. П. (2014) Внешняя политика Украины в контексте формирования европейской системы безопасности в Европе. М.: Изд-во РУДН.

8. Постсоциалистический мир: итоги трансформации (2017). Под общ. ред. С. П.Глинкиной / Отв. ред. Л. Б.Вардомский: в 3 т. СПб.: Алетейя. Т. 2. Постсоветские государства.

9. Соломон, К. (2013). «Восточное партнерство» и европейская перспектива Республики Молдова // Восточное партнерство Цели – опыт – вызовы Анализ процесса имплементации в государствах охваченных программой / под ред. Петра Байора. Краков. С. 171-176.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх