Formation of a Common Euro-atlantic Strategy of Georgia, Moldova, and Ukraine: Tasks, Problems, Prospects

 
PIIS271332140017006-3-1
DOI10.18254/S271332140017006-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: professor
Affiliation: Saint-Petersburg State University
Address: Saint-Petersburg, Smolnogo Str., 1/3, 8 entrance, Saint-Petersburg, 191060, Russian Federation
Journal nameEurasia. Expert
EditionIssue 3
Abstract

The task of joining the EU and NATO has been officially announced in Georgia, Moldova and Ukraine. Therefore, in this case, we cannot talk about the competition of several integration projects in these countries. Moreover, Eurasian integration, in which Russia actively participates, is viewed by them as a factor of expansion and expansion of Russian political and economic influence. This exacerbates disputes about the prospects for European integration not only in the political establishment of these countries, but also among ordinary citizens who will finance the European aspirations of national elites. Cooperation with the EU and NATO is seen as a tool to overcome the possible "temptation of Eurasian integration" and the military superiority of Russia and its partners. At the same time, the question remains open - whether this desire corresponds to the positions of citizens or is an elite project. The purpose of the article is to analyze the grounds for uniting the efforts of Georgia, Moldova, and Ukraine in promoting the idea of European integration and joining NATO, correlating them with the readiness of both the EU and NATO to admit the three post-Soviet countries into their ranks.

KeywordsEU, NATO, EAEU, Georgia, Moldova, Ukraine, Russia
Received30.09.2021
Publication date15.11.2021
Number of characters10287
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Европейский вектор в стратегии Грузии, Молдовы и Украины
2 Грузия, Молдова и Украина среди стран Восточного партнерства являются наиболее интегрированными с Евросоюзом государствами постсоветского пространства, благодаря договорам об ассоциации с ЕС. Данные договоры рассматриваются ими как первый шаг или пролог к полноценному вступлению в состав Союза. При этом данное мероприятие предстает взаимосвязанным с приобретением членства в НАТО. Однако продвижения на этом пути нет. Для решения вопроса необходимо выполнить большой набор требований, что, если и возможно сделать хотя бы отчасти, то только в течение длительного периода времени. Кроме того, все данные страны имеют территориальные споры с третьей стороной. Не менее важно и то, что одобрение вступления Украины, Грузии и Молдовы в ЕС и НАТО должны дать все страны-участницы.
3 Поэтому Грузия, Молдова и Украина с момента подписания договоров об ассоциации в 2014 году целенаправленно выстраивают «европейский вектор» во внешней и внутренней политике, который предполагает, прежде всего, максимальное дистанцирование от России [2, 3, 6, 7, 8: 8-14, 9: 2-13]. «Европейский выбор» стал притчей во языцех, им объясняют все реформы, все изменения, благодаря ему рисуют картины будущего. В итоге правительства данных стран работают в контексте идеи: «либо будущее в ЕС и НАТО, либо конец».
4 Наиболее часто используемым инструментом демонстрации лояльности для всех трех государств стало их участие в различных региональных структурах, в которых они взаимодействуют со странами ЕС (например, Люблинский треугольник) [5]. Однако этого оказалось недостаточно, как и заверений от Литвы, Латвии, Эстонии и Польши о скорейшем решении вопроса. В итоге Грузия, Молдова и Украина решили пробивать дорогу в ЕС и НАТО совместно, создавая кумулятивный эффект политики обращений в соответствующие структуры. Очевидно, что отдельный голос каждой из этих стран легко игнорируется.
5 Важным этапом перед объявлением сотрудничества в развитии евроинтеграции стала разработка общей стратегии Грузии, Молдовы и Украины в сотрудничестве с ЕС в рамках Восточного партнерства до 2030 г., принятая в октябре 2019 г. данная стратегия указывает на обязательства ЕС по отношению к ассоциированным членам. Так, ЕС, по мнению авторов стратегии, обязан экспортировать стабильность, так как если он того не делает, он экспортирует нестабильность. Помимо этого, необходимо постоянно поддерживать мотивацию граждан данных стран к продолжению демократической трансформации, а сам ЕС должен ставить более амбициозные цели и задачи. Создание оснований для сотрудничества трех стран воспринимается как инструмент мягкой силы ЕС на постсоветском пространстве и как реплика берлинского процесса, направленного на взаимодействие с балканскими странами, который способен решить вызовы и задачи, стоящие перед Брюсселем. При этом Грузия, Молдова и Украина, поддерживая Восточное партнерство, настаивают на дифференцированном подходе, акцентируя внимание на собственных достижениях1. 1. Our Strategy on the Future of Eastern Partnership We should set the European Trio Process for the most advanced Eastern partners for the next decade, which should be supporting the leading EU Associated/DCFTA countries (Ukraine, Georgia and Moldova). >>>>

views: 453

Readers community rating: votes 0

1. Borko, Yu. A. (2018) Vostochnoe Partnerstvo: proekt, real'nost', buduschee. Moskva: Institut Evropy RAN.

2. Guschin, A., Levchenkov, A. (2019). Zapadnyj flang postsovetskogo prostranstva i programma «Vostochnoe partnerstvo»: opyt i perspektivy vzaimodejstviya // Sovremennaya Evropa. № 7. S. 105‒114.

3. Degterev, D., Vasilyuk, I., Baum, V. (2018) Parametry mnogovektornosti vneshnej politiki stran SNG: prikladnoj analiz // Mirovaya ehkonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. № 1. T. 62. S. 63–75.

4. Eremina, N. V. (2020). Strategiya rasshireniya ES na postsovetskom prostranstve na primere Gruzii: problemy i perspektivy // Zhurnal Evraziya. Ehkspert. S.7-12.

5. Eremina, N. V. (2021). Lyublinskij treugol'nik kak svidetel'stvo usileniya regional'nogo blokovogo podkhoda v Vostochnoj Evrope // Evraziya. Ehkspert. Vypusk 1. C. 47-53.

6. Krylov, A. B. (2017). Postsovetskoe prostranstvo: integratsiya vs dezintegratsiya // Postsovetskie gosudarstva: 25 let nezavisimogo razvitiya. Sb. st. v 2-kh tt. / Otv. red. A. B. Krylov. T. 1. M.: IMEhMO RAN.

7. Kurylev, K. P. (2014) Vneshnyaya politika Ukrainy v kontekste formirovaniya evropejskoj sistemy bezopasnosti v Evrope. M.: Izd-vo RUDN.

8. Postsotsialisticheskij mir: itogi transformatsii (2017). Pod obsch. red. S. P.Glinkinoj / Otv. red. L. B.Vardomskij: v 3 t. SPb.: Aletejya. T. 2. Postsovetskie gosudarstva.

9. Solomon, K. (2013). «Vostochnoe partnerstvo» i evropejskaya perspektiva Respubliki Moldova // Vostochnoe partnerstvo Tseli – opyt – vyzovy Analiz protsessa implementatsii v gosudarstvakh okhvachennykh programmoj / pod red. Petra Bajora. Krakov. S. 171-176.

Система Orphus

Loading...
Up