Problems of Armenian-Georgian energy cooperation under conditions of regional integration challenges

 
PIIS271332140014543-4-1
DOI10.18254/S271332140014543-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Russian-Armenian University
Address: Yerevan, H. Emin str., 123
Journal nameEurasia. Expert
EditionIssue 1
Abstract

The main problems of the Armenian-Georgian cooperation in the field of energy are considered through the prism of geopolitical and geo-economic processes in the South Caucasus. The issues of interaction between Yerevan and Tbilisi in the field of gas transportation and electric power communications are studied separately. In particular, the efficiency of the Mozdok-Tbilisi gas pipeline, and the risks of its sale to a third party are assessed. The reasons for freezing the format of swap trade in natural gas between Iran, Armenia and Georgia are identified. The geostrategic significance of the ''North-South'' electric power corridor project, designed to ensure mutual flows between Iran, Armenia, Georgia and Russia, are determined.

KeywordsArmenia, Georgia, energy, gas, electricity, security, region, integration.
Received09.04.2021
Publication date16.04.2021
Number of characters13549
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1

Введение

2

Установленные в 1992 г. официальные отношения между Ереваном и Тбилиси полны противоречий, находящих свое отражение как в политических, так и в экономических вопросах. При этом экономику в данном случае следует рассматривать в качестве производной политических процессов. Армения и Грузия, по сути, являются государствами, традиционно рассматриваемыми в параллельных геополитических измерениях. Это, в свою очередь, неизбежно сказывается на армяно-грузинском энергодиалоге, полном многочисленных проблем, но вместе с тем выделяющимся своим большим потенциалом.

3

Газотранспортные коммуникации

4 Львиная доля поставляемого в Армению из России природного газа поступает по так называемому ''Северному газопроводу'', проходящему по территории Грузии (Моздок-Тбилиси). Ежегодно по данной магистрали поставки ''голубого топлива'' доходят до 2 млрд куб.м. При этом традиционно в качестве оплаты за транзит российский ''Газпром'' расплачивался с Тбилиси природным газом, однако в 2016 г. российский монополист предложил оплату транзита в деньгах1, что вызвало шквал критики со стороны грузинской оппозиции, обвинившей грузинское правительство в сговоре с Москвой. Впрочем, в самый разгар переговоров ''Газпром'' выступил с весьма жестким заявлением о том, что если Тбилиси не примет новые условия, то транзит газа по грузинской магистрали и вовсе прекратится, а поставки в Армению будут осуществляться по альтернативному газопроводу Иран-Армения. Следует отметить, что это, пожалуй, первый и пока единственный случай, когда Москва на уровне официальной риторики подчеркнула инфраструктурную принадлежность армяно-иранской газовой магистрали ''Газпрому'' (последний 40 км-вый участок газопровода - Мегри-Каджаран - был передан российской компании для покрытия долга в 2015 г2.). В последний раз договор о транзите был продлен в марте 2019 г. сроком до конца 2020 г. Вместе с тем был продлен контракт на закупку частными грузинскими компаниями российского газа. ''Мы добились улучшения коммерческих условий по обеим позициям: транзитная плата была увеличена, а цена на российский газ снижена, если какая-либо частная компания заинтересована в российском газе'',- заявила тогда министр экономики Грузии Натия Турнава3. Впрочем, важно подчеркнуть, что хоть цена на российский газ для Грузии и была понижена на 15%4, все же ключевым поставщиком ''голубого топлива'' на грузинском рынке продолжает оставаться азербайджанская компания SOCAR, выступающая не только в роли поставщика, но также приобретающая ежегодно по несколько километров газотранспортных магистралей Грузии. Только в феврале 2020 г. дочерняя компания SOCAR – SOCAR Georgia Gas – пополнила свои активы на 155,31 тыс. метров газопровода, а до того, в 2019 г. – на 708,5 тыс. м, в 2018 – 594 тыс. м5. Политика приобретения грузинских газотранспортных инфраструктур, безусловно, существенно понижает возможность обеспечения энергетической диверсификации Грузии, подчеркивая ее зависимость от своего восточного соседа. 1. Грузия договорилась с "Газпромом" об условиях транзита газа в Армению / >>>>

2. Участок Мегри-Каджаран газопровода Иран-Армения будет продан компании «Газпром Армения» / >>>>

3. «Газпром» продлил транзитный контракт с Грузией / >>>>

4. Грузия получила скидку на российский газ / >>>>

5. «Дочка» SOCAR пополнила свои активы в Грузии, купила 155 км газопроводов / >>>>

views: 500

Readers community rating: votes 0

1. Kontseptsiya obespecheniya ehnergeticheskoj bezopasnosti Armenii / Prilozhenie k resheniyu pravitel'stva RA № 50 ot 22 dekabrya 2011 g. // https://www.e-gov.am/u_files/file/decrees/arc_voroshum/12/MAR50-14_1.pdf

2. Ehnergeticheskij balans Respubliki Armeniya za 2018 g.: itogovyj otchet ministerstva territorial'nogo upravleniya i infrastruktur // http://www.mtad.am/u_files/file/energy/Balance2018%20ARM%E2%80%9424,01,2020.pdf

3. Natsional'nyj arkhiv Armenii, fond 1599, op. 3, d. 74, l.1-2.

4. Programma liberalizatsii rynka ehlektroehnergii i meropriyatij po razvitiyu mezhgosudarstvennoj torgovli Respubliki Armeniya: Prilozhenie k protokolu Pravitel'stva RA 32-10 ot 27 iyulya 2017 g. // https://www.e-gov.am/protocols/item/774/

5. Manaseryan T. Otmena sanktsij Zapada i novye realii regional'noj integratsii: Armeniya-Iran-EAEhS // Al'ternativa, 2016 / http://ysu.am/files/2-1547709613-.pdf

Система Orphus

Loading...
Up