Проблемы армяно-грузинского энергетического сотрудничества в условиях вызовов региональной интеграции

 
Код статьиS271332140014543-4-1
DOI10.18254/S271332140014543-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор
Аффилиация: Российско-Армянский университет
Адрес: Ереван, ул. О. Эмина 123
Название журналаЕвразия. Эксперт
ВыпускВыпуск 1
Аннотация

Рассмотрены основные проблемы армяно-грузинского сотрудничества в сфере энергетики сквозь призму геополитических и геоэкономических процессов на Южном Кавказе. Отдельно изучены вопросы взаимодействия Еревана и Тбилиси в сфере газотранспортных и электроэнергетических коммуникаций. В частности, дана оценка эффективности функционирования газопровода Моздок-Тбилиси, оценены риски его продажи третьей стороне. Выявлены причины замораживания формата своповой торговли природным газом между Ираном, Арменией и Грузией. Определена геостратегическая значимость проекта электроэнергетического коридора ''Север-Юг'', призванного обеспечить взаимные перетоки между Ираном, Арменией, Грузией и Россией.

Ключевые словаАрмения, Грузия, энергетика, газ, электроэнергия, безопасность, регион, интеграция.
Получено09.04.2021
Дата публикации16.04.2021
Кол-во символов13549
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
1

Введение

2

Установленные в 1992 г. официальные отношения между Ереваном и Тбилиси полны противоречий, находящих свое отражение как в политических, так и в экономических вопросах. При этом экономику в данном случае следует рассматривать в качестве производной политических процессов. Армения и Грузия, по сути, являются государствами, традиционно рассматриваемыми в параллельных геополитических измерениях. Это, в свою очередь, неизбежно сказывается на армяно-грузинском энергодиалоге, полном многочисленных проблем, но вместе с тем выделяющимся своим большим потенциалом.

3

Газотранспортные коммуникации

4 Львиная доля поставляемого в Армению из России природного газа поступает по так называемому ''Северному газопроводу'', проходящему по территории Грузии (Моздок-Тбилиси). Ежегодно по данной магистрали поставки ''голубого топлива'' доходят до 2 млрд куб.м. При этом традиционно в качестве оплаты за транзит российский ''Газпром'' расплачивался с Тбилиси природным газом, однако в 2016 г. российский монополист предложил оплату транзита в деньгах1, что вызвало шквал критики со стороны грузинской оппозиции, обвинившей грузинское правительство в сговоре с Москвой. Впрочем, в самый разгар переговоров ''Газпром'' выступил с весьма жестким заявлением о том, что если Тбилиси не примет новые условия, то транзит газа по грузинской магистрали и вовсе прекратится, а поставки в Армению будут осуществляться по альтернативному газопроводу Иран-Армения. Следует отметить, что это, пожалуй, первый и пока единственный случай, когда Москва на уровне официальной риторики подчеркнула инфраструктурную принадлежность армяно-иранской газовой магистрали ''Газпрому'' (последний 40 км-вый участок газопровода - Мегри-Каджаран - был передан российской компании для покрытия долга в 2015 г2.). В последний раз договор о транзите был продлен в марте 2019 г. сроком до конца 2020 г. Вместе с тем был продлен контракт на закупку частными грузинскими компаниями российского газа. ''Мы добились улучшения коммерческих условий по обеим позициям: транзитная плата была увеличена, а цена на российский газ снижена, если какая-либо частная компания заинтересована в российском газе'',- заявила тогда министр экономики Грузии Натия Турнава3. Впрочем, важно подчеркнуть, что хоть цена на российский газ для Грузии и была понижена на 15%4, все же ключевым поставщиком ''голубого топлива'' на грузинском рынке продолжает оставаться азербайджанская компания SOCAR, выступающая не только в роли поставщика, но также приобретающая ежегодно по несколько километров газотранспортных магистралей Грузии. Только в феврале 2020 г. дочерняя компания SOCAR – SOCAR Georgia Gas – пополнила свои активы на 155,31 тыс. метров газопровода, а до того, в 2019 г. – на 708,5 тыс. м, в 2018 – 594 тыс. м5. Политика приобретения грузинских газотранспортных инфраструктур, безусловно, существенно понижает возможность обеспечения энергетической диверсификации Грузии, подчеркивая ее зависимость от своего восточного соседа. 1. Грузия договорилась с "Газпромом" об условиях транзита газа в Армению / >>>>

2. Участок Мегри-Каджаран газопровода Иран-Армения будет продан компании «Газпром Армения» / >>>>

3. «Газпром» продлил транзитный контракт с Грузией / >>>>

4. Грузия получила скидку на российский газ / >>>>

5. «Дочка» SOCAR пополнила свои активы в Грузии, купила 155 км газопроводов / >>>>

всего просмотров: 551

Оценка читателей: голосов 0

1. Концепция обеспечения энергетической безопасности Армении / Приложение к решению правительства РА № 50 от 22 декабря 2011 г. // https://www.e-gov.am/u_files/file/decrees/arc_voroshum/12/MAR50-14_1.pdf

2. Энергетический баланс Республики Армения за 2018 г.: итоговый отчет министерства территориального управления и инфраструктур // http://www.mtad.am/u_files/file/energy/Balance2018%20ARM%E2%80%9424,01,2020.pdf

3. Национальный архив Армении, фонд 1599, оп. 3, д. 74, л.1-2.

4. Программа либерализации рынка электроэнергии и мероприятий по развитию межгосударственной торговли Республики Армения: Приложение к протоколу Правительства РА 32-10 от 27 июля 2017 г. // https://www.e-gov.am/protocols/item/774/

5. Манасерян Т. Отмена санкций Запада и новые реалии региональной интеграции: Армения-Иран-ЕАЭС // Альтернатива, 2016 / http://ysu.am/files/2-1547709613-.pdf

Система Orphus

Загрузка...
Вверх