Normative framework for the regional teacher skills development training system modelling

 
PIIS181570410020904-9-1
DOI10.54884/S181570410020904-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading researcher
Affiliation: St. Petersburg Branch of the Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, St Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (64)
Pages131-138
Abstract

The article focuses on standard regulation of the regional model of teacher skills development system. Key actors of regional teacher training system and their roles are discussed. Relevant legal and regulatory mechanisms for such a system are presented.

Keywordsteacher skills development, regional model, teacher vocational education, normative framework
Received27.06.2022
Publication date27.06.2022
Number of characters18747
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Моделирование региональной системы повышения квалификации педагогов можно рассматривать как один из ориентиров динамики национальной системы профессионального роста педагогических работников. Нами выявлены сопутствующие моделированию процессы: формирование механизмов персонификации образования педагогов; использование возможностей социальных сетей, профессиональных объединений и сообществ, самообразования; создание единого пространства повышения квалификации педагогов. Предполагается, что новая модель/модели станут важным элементом пространства непрерывного образования педагогов РФ. В статье представлены результаты первого этапа осмысления нормативно-правового поля моделирования региональной системы повышения квалификации педагогов. Отметим, что при разработке нормативно-правового поля необходимо учитывать, в первую очередь, требования Конституции и Трудового кодекса РФ.
2 Рассмотрим некоторые предпосылки моделирования. Модернизация профессионального образования предусмотрена в рамках национального проекта «Образование», в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также посредством внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников [1, 2]. В настоящее время осуществляется модернизация системы независимой оценки квалификации, создан Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования. В рамках проекта «Образование» и Государственной программы РФ «Развитие образования» к 2024 г. должна появиться сеть центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов во всех субъектах РФ. Такие центры должны стать важным элементом моделирования региональных систем [3, 4]. В рамках проекта «Учитель будущего» в настоящее время в стране открываются центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников: в 2019 г. 45 таких центров уже создано в 11 субъектах Российской Федерации [5].
3 Охарактеризуем функции основных участников меняющегося процесса повышения квалификации педагогов: школа (учитель), центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и другие участники, обеспечивающие процесс повышения квалификации. Основная функция школы заключается в создании заказа на повышение квалификации. Заказ исходит от самого учителя или руководителя школы и направляется в центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Роль руководителя школы здесь состоит в анализе специфических потребностей педагогов школы и формулировании группового заказа на повышение квалификации педагогов. Такая ситуация может возникнуть, например, из-за нестандартной задачи, вставшей перед педагогами школы, при покупке нового оборудования, выявлении одной и той же сложной профессиональной проблемы у группы педагогов и т.д. В случае, если учитель сам является инициатором повышения квалификации, он совместно с руководителем школы формирует заявку на повышение квалификации, в которой директор может указать свои пожелания о том или ином направлении профессионального роста учителя. С этой заявкой учитель направляется в региональный центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Основное предназначение центров – организация и проведение процедур добровольной независимой оценки профессиональной квалификации педагогических кадров. Специалисты этих центров призваны помогать педагогам выявлять их профессиональные дефициты, осуществлять сертификацию программ дополнительного профессионального образования, выполнять оценку результативности прохождения педагогами индивидуальной программы профессионального роста, выдавать сертификаты о повышении квалификации и т.д. [5]. В центре учитель работает с профессиональным консультантом, который рассматривает заявку педагога, проводит тестирование на наличие профессиональных дефицитов, выслушивает личные пожелания учителя о направлениях профессионального роста, а затем формулирует для него спектр возможных ресурсов повышения квалификации. На основе этого предложения учитель совместно с консультантом составляет свой персональный маршрут повышения квалификации с учетом ресурсов формального, неформального и информального образования. Для реализации персонального маршрута педагога должна быть организована новая структура, особое информационное и правовое пространство, где перед учителем раскроется весь спектр образовательных возможностей дополнительного педагогического образования для максимально эффективного профессионального роста. Главным звеном новой структуры должен стать центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников. Такие центры создаются в настоящее время с каждом субъекте РФ. Основной целью деятельности такого центра в части организации дополнительного профессионального образования является создание условий для непрерывной актуализации и расширения профессиональных знаний педагогических работников в течение всей профессиональной карьеры [5]. Программы дополнительного профессионального образования для педагогов в этом центре могут быть реализованы путем: обновления профессиональных знаний и навыков по эксклюзивным модулям программ повышения квалификации; организации стажировок по отдельным модулям дополнительных профессиональных программ; «горизон-тального обучения» с использованием ресурса профессиональных сообществ педагогов и руководителей школ. Использование ресурса неформального образования будет происходить за счет участия педагогов в деятельности профессиональных объединений и сообществ, за счет корпоративного (внутрифирменного) обучения в образовательных организациях и самообразования. Ресурсами информального образования могут стать образовательные события и стихийное самообразование. Именно сочетание возможностей формального, неформального и информального образования в персональном образовательном маршруте педагога делает модель современной и в идеале ориентированной на реальные потребности учителя. После завершения обучения педагог должен пройти процедуру оценивания в центре оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Инструмент оценивания должен иметь комплексный характер, зависеть от образовательного маршрута педагога и содержать проектный компонент. В случае успешного завершения испытания учитель получает сертификат о повышении квалификации.

views: 251

Readers community rating: votes 0

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 7 maya 2018 g. N 204 «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda». – URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (data obrascheniya 14.09.2020).

2. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie» (utverzhdennyj prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 N 16). – URL: https://base.garant.ru/72192486/ (data obrascheniya 14.09.2020).

3. Federal'nyj Zakon ot 03 iyulya 2016 g. № 238 «O nezavisimoj otsenke kvalifikatsii». – URL: https://nark.ru/knowledge-base/ (data obrascheniya 28.08.2020)

4. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 26 dekabrya 2017 g. № 1642 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federatsii «Razvitie obrazovaniya». – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71748426/ (data obrascheniya 14.09.2020).

5. Rasporyazhenie Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federatsii ot 30 aprelya 2019 g. № MR-4/02 vn «Ob utverzhdenii metodicheskikh rekomendatsij po sozdaniyu i obespecheniyu funktsionirovaniya tsentrov otsenki professional'nogo masterstva i kvalifikatsij pedagogov, tsentrov nepreryvnogo povysheniya professional'nogo masterstva pedagogicheskikh rabotnikov v ramkakh federal'nogo proekta «Uchitel' buduschego». – URL: http://docs.cntd.ru/ document/561251520 (data obrascheniya 14.09.2020).

6. Raz'yasneniya po realizatsii prava pedagogicheskikh rabotnikov na dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie (Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 23.03.2015 № 08-415). – URL: https://www.dpomos.ru/upload/iblock/ea4/pismo-mon-_-23.03.2015-_08_415_razyasneniya_. pdf (data obrascheniya 14.09.2020).

7. Raz'yasneniya Minobrnauki Rossii ot 25.08.2015 № AK-2453/06 "Ob osobennostyakh zakonodatel'nogo i pravovogo obespecheniya v sfere DPO". – URL: http://base.garant.ru/ 70691716/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (data obrascheniya 14.09.2020).

8. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 26 iyulya 2017 g. № 703 «Ob utverzhdenii Plana meropriyatij Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii po formirovaniyu i vnedreniyu natsional'noj sistemy uchitel'skogo rosta». – URL: http://base.garant.ru/71741920/ (data obrascheniya 14.09.2020).

9. Metodicheskie rekomendatsii po sozdaniyu i obespecheniyu funktsionirovaniya tsentrov otsenki professional'nogo masterstva i kvalifikatsij pedagogov, tsentrov nepreryvnogo povysheniya professional'nogo masterstva pedagogicheskikh rabotnikov v ramkakh realizatsii federal'nogo proekta "Uchitel' buduschego" natsional'nogo proekta "Obrazovanie". – URL: http://docs.cntd.ru/document/561251520 (data obrascheniya 14.09.2020).

10. Sergienko, A.Yu. Opyt deyatel'nosti stazhirovochnykh ploschadok v otechestvennoj i zarubezhnoj praktikakh obrazovaniya / A.Yu. Sergienko, L.G. Panfilova, I.I. Sokolova // Chelovek i obrazovanie, 2015. – 3(44). - S. 151-159.

11. Sergienko, A.Yu. Proektirovanie professional'nogo rosta uchitelya s ispol'zovaniem stazhirovochnoj ploschadki v sisteme obrazovaniya Singapura / A.Yu. Sergienko // Chelovek i obrazovanie, 2015. - №4. – S. 134-138.

12. Raz'yasneniya o zakonodatel'nom i normativnom pravovom obespechenii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya (Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 08.10.2013 № 06-731/09.10.2013 № 06-735). – URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_153651/ (data obrascheniya 14.09.2020).

13. Metodicheskie rekomendatsii po realizatsii dopolnitel'nykh professional'nykh programm s ispol'zovaniem distantsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologij, ehlektronnogo obucheniya v setevoj forme (Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 21.04.2015 № VK-1013/06). – URL: https://www.dpomos.ru/upload/iblock/15d/pismo-mon-_-21.04.2015-_vk_1013.06-_metod.rek._. pdf (data obrascheniya 14.09.2020).

14. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 08 avgusta 2013 g. № 678 «Ob utverzhdenii nomenklatury dolzhnostej pedagogicheskikh rabotnikov organizatsij, osuschestvlyayuschikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost', dolzhnostej rukovoditelej obrazovatel'nykh organizatsij». – URL: http://base.garant.ru/70429490/ (data obrascheniya 14.09.2020).

15. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.07.2013 № 499 "Ob utverzhdenii Poryadka organizatsii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym professional'nym programmam". – URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-01072013-n-499/ (data obrascheniya 14.09.2020).

16. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 11 maya 2016 g. № 536 «Ob utverzhdenii Osobennostej rezhima rabochego vremeni i vremeni otdykha pedagogicheskikh i inykh rabotnikov organizatsij, osuschestvlyayuschikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost'». – URL: http://base.garant.ru/71414220/ (data obrascheniya 14.09.2020).

17. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 22 dekabrya 2014 g. № 1601 «O prodolzhitel'nosti rabochego vremeni (normakh chasov pedagogicheskoj raboty za stavku zarabotnoj platy) pedagogicheskikh rabotnikov i o poryadke opredeleniya uchebnoj nagruzki pedagogicheskikh rabotnikov, ogovarivaemoj v trudovom dogovore». – URL: https://base.garant.ru/70878632/ (data obrascheniya 14.09.2020).

18. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii ot 7 aprelya 2014 g. № 276 «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestatsii pedagogicheskikh rabotnikov organizatsij, osuschestvlyayuschikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost'». – URL: https://rg.ru/2014/ 06/04/attestazia-dok.html (data obrascheniya 14.09.2020).

19. Prikaz Ministerstva truda i sotsial'noj zaschity Rossijskoj Federatsii ot 08 sentyabrya 2015 g. № 608n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya». – URL: http://base.garant.ru/71202838/ (data obrascheniya 04.09.2020).

20. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossijskoj Federatsii ot 11 yanvarya 2011 goda № 1n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika rukovoditelej, spetsialistov i sluzhaschikh, razdel «Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostej rukovoditelej i spetsialistov vysshego professional'nogo i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya». – URL: http://base.garant.ru/55170898/ (data obrascheniya 15.03.2020).

21. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsial'nogo razvitiya Rossijskoj Federatsii ot 26 avgusta 2010 g. № 761n «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, spetsialistov i sluzhaschikh, razdel «Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya». – URL: http://base.garant.ru/199499/ (data obrascheniya 14.09.2020).

22. Edinye rekomendatsii po ustanovleniyu na federal'nom, regional'nom i mestnom urovnyakh sistem oplaty truda rabotnikov gosudarstvennykh i munitsipal'nykh uchrezhdenij na 2019 god (utv. resheniem Rossijskoj trekhstoronnej komissii po regulirovaniyu sotsial'no-trudovykh otnoshenij ot 25.12.2018, protokol № 12). – URL: https://rg.ru/2019/01/11/zarplata-dok.html (data obrascheniya 14.09.2020).

23. Metodicheskie rekomendatsii-raz'yasneniya po razrabotke dopolnitel'nykh professional'nykh programm na osnove professional'nykh standartov (Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 22.04.2015 № VK-1032/06). – URL: https://www.dpomos.ru/ upload/iblock/b5b/pismo-mon-_-22.04.2015-_vk_1032.06-_metod.rek._.pdf (data obrascheniya 11.09.2020).

24. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii itogovoj attestatsii pri realizatsii dopolnitel'nykh professional'nykh programm (Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 30.02.2015 № AK-820/06) – URL: https://www.dpomos.ru/upload/ iblock/e9c/AK_820_06.pdf (data obrascheniya 14.09.2020).

25. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 (red. ot 02.12.2019) N 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii». – URL: http://www.consultant.ru (data obrascheniya 11.09.2020).

Система Orphus

Loading...
Up