“Шаман-воин” Александр Габышев: идентичность на стыке двух культур

 
Код статьиS086954150017418-9-1
DOI10.31857/S086954150017419-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
Адрес: Российская Федерация, Якутск
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы130-146
Аннотация

В 2019–2020 гг. фигура “шамана-воина” Александра Габышева из Якутска стала объектом пристального общественного внимания. Интерес к Габышеву вызывала как декларируемая Габышевым цель – “изгнать из Кремля демона-Путина”, так и его необычный образ. В ходе работы над документальным фильмом о “шамане-воине” автором статьи были собраны уникальные аудиовизуальные материалы о Габышеве, которые легли в основу данного исследования. В синтетичном мировоззрении Габышева парадоксальным образом переплелись элементы языческой якутской и православной русской культуры. Во многом Габышев заимствует модель поведения, свойственную православной традиции юродства. Свое поведение и свою идентичность он строит на череде парадоксов и противоречий, которые кажутся алогичными и бессмысленными в контексте шаманской традиции. Тем не менее и неошаманизм, и юродство в случае Габышева становятся важным ресурсом, позволяющим ему творчески выстраивать персональную идентичность.

Ключевые словаГабышев, Сибирь, шаманизм, якутский шаманизм, неошаманизм, “шаман-воин”, юродство, персональная идентичность, карательная психиатрия
Дата публикации14.12.2021
Кол-во символов44855
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Летом 2019 г. российское информационное пространство наполнилось многочисленными сообщениями об Александре Габышеве, который называл себя “шаманом-воином” и шел пешком из Якутска в Москву. У “шамана-воина” была миссия, о которой он постоянно говорил: “изгнать в 2021 г. из Кремля демона”, под которым подразумевался президент России В. Путин. За очень короткое время “Саша-шаман” из экстравагантного чудака, который идет по дорогам Сибири, стал превращаться в медийную фигуру и даже в своего рода духовного лидера для своих последователей и некоторой части аудитории, следившей за ним в социальных сетях.
2 В информационном пространстве история “шамана-воина” достигала кульминации дважды. И оба раза это было связано с репрессивными действиями со стороны государства в отношении Габышева. Так, в первый раз он был арестован ФСБ в конце сентября 2019 г. на границе Бурятии и Иркутской области и доставлен в Якутск, где на него было заведено уголовное дело по ст. 280 УК РФ (“Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности”). В тот период известность “шамана-воина” вышла за пределы общероссийского и достигла мирового уровня: о нем писали такие СМИ, как The New Times, BBC, Guardian и др. О фигуре Габышева высказался ряд российских политиков и даже пресс-секретарь президента РФ Д. Песков (Песков не знает 2019). Второй раз о “шамане-воине” СМИ особенно активно писали в конце мая 2020 г., после того как дом Габышева был взят штурмом полицией, а сам “шаман-воин” принудительно доставлен в Якутский республиканский психоневрологический диспансер, где находился до 22 июля 2020 г.
3
Баш_1

Рис. 1. А. Габышев с последователями. Забайкальский край (фото Б. Башкировой, август 2019 г.)

4 Путь Габышева (и в прямом, и в переносном смысле) идет вразрез с представлениями о нормах и привычном поведении представителей (нео)шаманизма в Республике Саха (Якутия) и в России (см., напр.: Ильяхов 1994). С другой стороны, если говорить о поливариантности стратегий поведения современных российских (нео)шаманов и трансформациях в современном российском (нео)шаманизме, то “шаман-воин” вполне вписывается в существующее многообразие и довольно пеструю религиозно-духовную мозаику (см.: Харитонова 2020). Несомненно, из традиционных шаманских амплуа Габышев выпадает. Он не занимается лечением, не гадает: это “шаман-воин”, иными словами, шаман-экзорцист, борющийся с демонами. Так, при знакомстве с автором статьи после упоминания довольно известной в Якутии книги Г.В. Ксенофонтова “Шаманизм” Габышев сразу же в категоричной форме заявил, что далек от традиционного шаманизма: “Я знаю только свое предназначение, свой путь. Про шаманизм историю знаю поверхностно. Да и не хочу я туда углубляться сильно” (ПМА 2019–2020: Габышев). Случай Габышева демонстрирует не столько нарушение существующих канонов (в рамках якутской шаманской традиции), сколько попытку изобрести собственные ритуалы и даже собственную самобытную шаманскую идентичность. Все это создало благоприятную почву для обвинений Габышева в самозванстве (“ненастоящий шаман”). Соединение в единое целое политической акции и магико-мистического ритуала (обряда изгнания) стало почвой и для всевозможных политических домыслов и спекуляций. Так, например, глава Якутии в одном из интервью намекал, что за Габышевым может стоять Госдеп США (Как один якут 2019).

Всего подписок: 0, всего просмотров: 685

Оценка читателей: голосов 0

1. Иванов С.А. Византийское юродство. М.: Международные отношения, 1994.

2. Панченко А.М. Русская история и культура: работы разных лет. СПб.: Юна, 1999.

3. Харитонова В.И. Шаманы и шаманисты: некоторые теоретические аспекты изучения шаманизма и иных традиционных верований и практик // Этнографическое обозрение. 2004. № 2. С. 99–117.

4. Харитонова В.И. “А у нас все шаманы – православные…”: современный (нео)шаманизм и проблема культурной идентичности // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 105–133.

5. Харитонова В.И. Трансформации шаманизма в современной России, или Куда идем мы с чудачком? // Сибирские исторические исследования. 2020. № 2. С. 251–275. https://doi.org/10.17223/2312461X/28/15

6. Юрков С.Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI – начало ХХ вв.). СПб.: Летний сад, 2003.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Александрова 2020 – Александрова С. Якутский шаман: “Судьба президента только в его руках и в руках Бога” // SakhaDay. 28.07.2020. https://sakhaday.ru/news/yakutskiy-shaman-sudba-prezidenta-tolko-v-ego-rukah-i-v-rukah-boga?from=timeline 

Ахмирова 2020 – Ахмирова Р. “Это карательная психиатрия”: адвокат Габышева счел его политзаключенным // Собеседник. 07.07.2020. https://sobesednik.ru/politika/20200707-eto-karatelnaya-psihiatriya-ad

Баталова 2020 – Баталова Ю. Может повторить // Новая газета. 14.10.2019. https://novayagazeta.ru/articles/2019/10/14/82350-mozhet-povtorit 

Голубев 2019 – Голубев А. В гостях: Алексей Цыденков, глава республики Бурятия // Эхо Москвы. Интервью. 22.09.2019. https://echo.msk.ru/programs/beseda/2505993-echo 

Егоров 2020 – Егоров В. Джол. Летопись похода шамана-воина // Журнал “Самиздат”. 31.08.2020. http://samlib.siwatcher.ru/e/egorow_w_a/dyol.shtml

Ильяхов 1994 – Ильяхов П.Н. Из жизни великого шамана / Пер. с якут. С. Руфова. Якутск, 1994. 

Интервью 2019 – Интервью с якутским “шаманом” Александром Габышевым // YouTube. NewsYktRu: Оперативно и достоверно. 10.10.2019. https://www.youtube.com/watch?v=ApT2KoLRwV8 

Как один якут 2019 – Как один якут всю Россию переполошил // Youtube. Редакция. 14.11.2019. https://www.youtube.com/watch?v=R_hdrfOViH8&t=5s

Как относиться к Ворону 2019 – Как относиться к Ворону? Почему перенесли заседание суда? // Youtube. Виктор Егоров Дед Мороз. 16.10.2019. https://www.youtube.com/watch?v=FMYskfNSyzY&t=483s

Кастанеда 1992 – Кастанеда К. Учение дона Хуана: путь знания индейцев племени яки. СПб.: ИМПАКС, 1992. 

Кожедубов 2019 – Кожедубов А. Якутского шамана Габышева задержали после возобновления похода на Кремль // Московский комсомолец. 10.12.2019. https://www.mk.ru/social/2019/12/10/yakutskogo-shamana-gabysheva-zaderzhali-posle-vozobnovleniya-pokhoda-na-kreml.html 

Отряд 2019 – Отряд якутского шамана объявил о самороспуске после угроз от силовиков // Новая газета. 25.09.2019. https://novayagazeta.ru/news/2019/09/25/155592-otryad-yakutskogo-shamana-ob-yavil-o-samorospuske-posle-ugroz-ot-silovikov 

Песков не знает 2019 – Песков не знает, кто и как задерживал якутского шамана // ТАСС. 20.09.2019. https://tass.ru/obschestvo/6909721 

ПМА – Полевые материалы автора. Экспедиция в Забайкальский край, Республику Бурятия, Республику Саха (Якутия). Июль 2019 г. – февраль 2020 г.

Шаман 2019 – Шаман Якут против Путина. О смерти жены, своем сумасшествии и воле Бога // Youtube. Декабрист. 01.07.2019. https://www.youtube.com/watch?v=ZYEfOPt26pg 

Шаманы 2019 – Шаманы тэнгэри устроили заслон Шаману Воину // Youtube. Игорь Кон. 29.08.2019. https://www.youtube.com/watch?v=Rj7UQjGmyXw 

Шаман 2020 – Шаман – о походе. Приехал Павел “Локи” // Youtube. “Леха кот”. 12.01.2020. https://www.youtube.com/watch?v=kmukdseqqJw 

Система Orphus

Загрузка...
Вверх