“Shaman Warrior” Aleksandr Gabyshev: Identity at the Intersection of Two Cultures [“Shaman-voin” Aleksandr Gabyshev: identichnost’ na styke dvukh kul’tur]

 
PIIS086954150017418-9-1
DOI10.31857/S086954150017419-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Research Fellow
Affiliation: Institute for Humanitarian Research and North Indigenous Peoples Problems of the Siberian Branch of the RAS
Address: Russian Federation, Yakutsk
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№5
Pages130-146
Abstract

The figure of “shaman warrior” Aleksandr Gabyshev from Yakutsk became the object of attention in social media in 2019–2020. The interest toward Gabyshev was sparked both by the goal he declared (“to drive President Vladimir Putin out of the Kremlin”) and by his peculiar personality. This article is drawn on a wide range of materials gathered in the course of research work on a visual documentary about Gabyshev. The worldview of the “shaman warrior” was a paradoxical tangle of the native Yakut culture and the Russian Orthodox culture. In many ways Gabyshev adhered to the line of behavior typical of “blessed fools” in the Russian Orthodox tradition. Indeed, his behavior and personality image could be seen as grounded in a sequence of contradictions that seemed meaningless and illogical in the context of the shamanic tradition. Yet aspects both of neoshamanism and of “blessed foolishness” were important assets that let him creatively develop his personal identity.

KeywordsGabyshev, Siberia, Yakutia, shamanism, neoshamanism, shaman warrior, blessed foolishness, personal identity, penal psychiatry
Publication date14.12.2021
Number of characters44855
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Летом 2019 г. российское информационное пространство наполнилось многочисленными сообщениями об Александре Габышеве, который называл себя “шаманом-воином” и шел пешком из Якутска в Москву. У “шамана-воина” была миссия, о которой он постоянно говорил: “изгнать в 2021 г. из Кремля демона”, под которым подразумевался президент России В. Путин. За очень короткое время “Саша-шаман” из экстравагантного чудака, который идет по дорогам Сибири, стал превращаться в медийную фигуру и даже в своего рода духовного лидера для своих последователей и некоторой части аудитории, следившей за ним в социальных сетях.
2 В информационном пространстве история “шамана-воина” достигала кульминации дважды. И оба раза это было связано с репрессивными действиями со стороны государства в отношении Габышева. Так, в первый раз он был арестован ФСБ в конце сентября 2019 г. на границе Бурятии и Иркутской области и доставлен в Якутск, где на него было заведено уголовное дело по ст. 280 УК РФ (“Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности”). В тот период известность “шамана-воина” вышла за пределы общероссийского и достигла мирового уровня: о нем писали такие СМИ, как The New Times, BBC, Guardian и др. О фигуре Габышева высказался ряд российских политиков и даже пресс-секретарь президента РФ Д. Песков (Песков не знает 2019). Второй раз о “шамане-воине” СМИ особенно активно писали в конце мая 2020 г., после того как дом Габышева был взят штурмом полицией, а сам “шаман-воин” принудительно доставлен в Якутский республиканский психоневрологический диспансер, где находился до 22 июля 2020 г.
3
Баш_1

Рис. 1. А. Габышев с последователями. Забайкальский край (фото Б. Башкировой, август 2019 г.)

4 Путь Габышева (и в прямом, и в переносном смысле) идет вразрез с представлениями о нормах и привычном поведении представителей (нео)шаманизма в Республике Саха (Якутия) и в России (см., напр.: Ильяхов 1994). С другой стороны, если говорить о поливариантности стратегий поведения современных российских (нео)шаманов и трансформациях в современном российском (нео)шаманизме, то “шаман-воин” вполне вписывается в существующее многообразие и довольно пеструю религиозно-духовную мозаику (см.: Харитонова 2020). Несомненно, из традиционных шаманских амплуа Габышев выпадает. Он не занимается лечением, не гадает: это “шаман-воин”, иными словами, шаман-экзорцист, борющийся с демонами. Так, при знакомстве с автором статьи после упоминания довольно известной в Якутии книги Г.В. Ксенофонтова “Шаманизм” Габышев сразу же в категоричной форме заявил, что далек от традиционного шаманизма: “Я знаю только свое предназначение, свой путь. Про шаманизм историю знаю поверхностно. Да и не хочу я туда углубляться сильно” (ПМА 2019–2020: Габышев). Случай Габышева демонстрирует не столько нарушение существующих канонов (в рамках якутской шаманской традиции), сколько попытку изобрести собственные ритуалы и даже собственную самобытную шаманскую идентичность. Все это создало благоприятную почву для обвинений Габышева в самозванстве (“ненастоящий шаман”). Соединение в единое целое политической акции и магико-мистического ритуала (обряда изгнания) стало почвой и для всевозможных политических домыслов и спекуляций. Так, например, глава Якутии в одном из интервью намекал, что за Габышевым может стоять Госдеп США (Как один якут 2019).

Number of purchasers: 0, views: 691

Readers community rating: votes 0

1. Ivanov, S.A. 1994. Vizantiiskoe yurodstvo [Byzantine Foolishness]. Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniia.

2. Kharitonova, V.I. 2004. Shamany i shamanisty: nekotorye teoreticheskie aspekty izucheniia shamanizma i inykh traditsionnykh verovanii i praktik [Shamans and Shamanists: Some Theoretical Aspects of the Studies of Shamanism and Other Traditional Beliefs and Practices]. Etnograficheskoe obozrenie 2: 99–117.

3. Kharitonova, V.I. 2016. “A u nas vse shamany – pravoslavnye…”: sovremennyi (neo)shamanizm i problema kul'turnoi identichnosti [“Our Shamans Are All Orthodox Christians…”: Modern (Neo)shamanism and the Issue of Cultural Identity”]. Sibirskie istoricheskie issledovaniia 1: 105–133.

4. Kharitonova, V.I. 2020. Transformatsii shamanizma v sovremennoi Rossii, ili Kuda idem my s chudachkom? [Transformations of Shamanism in Contemporary Russia, or Where Are We Heading with the Freak?]. Sibirskie istoricheskie issledovaniia 2: 251–275. https://doi.org/10.17223/2312461X/28/15

5. Panchenko, A.M. 1999. Russkaia istoriia i kul’tura: raboty raznykh let [Russian History and Culture: Works from Different Years]. St. Petersburg: Yuna.

6. Yurkov, S.E. 2003. Pod znakom groteska: antipovedenie v russkoi kul'ture (XI – nachalo XX vv.). [Under the Sign of Grotesque: Antibehavior in Russian Culture (the 11th – Eary 20th Centuries). St. Petersburg: Letnii sad.

Система Orphus

Loading...
Up