Plants in the Folk Culture of Southern Italy: Traditions in the Past and the Present [Rasteniia v narodnoi culture Yuzhnoi Italii: traditsii v proshlom i nastoiashchem]

 
PIIS086954150017414-5-1
DOI10.31857/S086954150017414-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№5
Pages53-69
Abstract

I take the example of Southern Italy to consider in historical perspective the existence of widespread archaic practices of using plants, both wild and cultivated, in local cuisine, beliefs, signs, symbolism, magic, and medicine in the context of folk culture, which have not lost their vitality up to the present day. I take the example of Southern Italy to consider in historical perspective the existence of widespread archaic practices of using plants, both wild and cultivated, in local cuisine, magic, and medicine, as well as their reflection in beliefs, signs, and symbolism in the context of folk culture, which have not lost their vitality up to the present day. Moreover, under the present conditions, especially that of the coronavirus epidemic, these traditions are being updated, gaining increased significance and new sounding. I discuss a range of plants (for example, artichoke, fennel, Arabian Jasmine, the flower of citrus crops) which are surrounded by special signs, carry a specific symbolic load in the local cultural context, and thus are turning into a kind of “marker” of the region.

KeywordsSouthern Italy, plants, folk culture, food, beliefs, symbolism, magic, medicine, tradition
Publication date14.12.2021
Number of characters41500
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 С глубочайшей древности едва ли не во всех регионах земного шара растения в жизни человека играют важную роль: они одновременно суть пища, средство врачевания, объект верований и поклонений и элемент магических практик.
2 В рамках настоящего исследования мы хотели бы обратиться к примеру Калабрии, Кампании, Сицилии – областей Юга Италии (Mezzogiorno1). Даже на фоне широко распространенного многогранного использования в Италии флоры, уходящего корнями в античность и достигшего своего расцвета в Средние века, этот регион исторически выделяется как тем, что растения востребованы в самых разных сферах народной культуры – от пищевой до сакрально-мистической и медицинской, так и тем, что они наделяются особой знаковостью и символизмом. Наш интерес вызывает феномен морфологической и функциональной устойчивости традиций, не утративших актуальности до сегодняшнего дня, а также подъем внимания к ним в последние годы, особенно в условиях эпидемии коронавируса. 1. С географической точки зрения к Югу Италии (ит. Mezzogiorno, букв. “полдень”) – одному из пяти экономико-географических макрорегионов страны (резко отличающемуся от Севера более низкими уровнями урбанизации и индустриализации, особенностями политического и экономико-социального развития) традиционно относят южную половину Апеннинского п-ва, но с исторической, политической, экономической, культурной точек зрения в регион включают Базиликату, Кампанию, Калабрию, Апулию, Молизе, Абруццо и Сицилию, т.е. области, образовывавшие в прошлом территорию Королевства обеих Сицилий.
3 Почему в качестве объектов анализа выбраны именно эти области, что предопределяет их особенность с точки зрения фитоантропологии?
4 Биологи часто именуют Юг Италии (далее – Юг) “ботаническим раем” и “квинтэссенцией биоразнообразия” европейского масштаба, что обусловлено географическим положением, природными факторами и климатом (Accogli, Medagli 2018: 9). Две области – Калабрию и Сицилию – отличает наибольшее число видов растений в биорегионе Средиземноморья (Osti 2016: 14), причем абсолютным лидером является именно Сицилия с ее рекордными 3 тыс. таксонов (Guarrera 2009: 47). Но помимо местных видов органичной частью биоценоза, системы хозяйствования и культурного контекста Юга стали растения, привнесенные на волне завоеваний, миграций, кросскультурности: регион в силу географического положения с древности является важным логистическим узлом Средиземноморья, что делает его “местом интенсивного диалога, обмена”, “ареной связывания нитей взаимоконтактов, смыкания различных культур” (Molho 2002: 29). Финикия “знакомит” Сицилию с пшеницей, а Калабрию – со сладкими сортами лука; при древних греках (в VIII в. до н.э. колонизировавших Юг Италии) началось разведение граната и артишока, а пшеница и олива превратились в “цивилизационные” виды. После захвата в IX в. Сицилии арабами было внедрено множество новых культур: цитрон, горький апельсин, лимон, лайм (ʻArīb ibn Saʻid et al. 1961: 37, 185), абрикосы, персики, мушмула, рис, аравийский жасмин, шпинат, банан, дыня, арбуз, тыква, фисташки, шафран, кунжут (Riera-Melis 2006: 6–14). Арабы приобщили население к изюму, кофе, мускатному ореху, корице, гвоздике. Особое место среди растительных инноваций занял сахарный тростник; сахар, изначально считавшийся лекарством, вскоре стал символом статуса высших сословий Европы и сыграл важнейшую роль в ее алиментарной судьбе. Ряд “арабских” культур интродуцировали не арабы: например, солодку в Калабрию привезли с Востока монахи-бенедиктинцы в XI в., благодаря евреям-переселенцам из Магриба в VIII в. на Сицилии появился цитрон (Ibid.: 7), а в IX в. – баклажаны и чеснок (Lo Jacono 1990: 26). Новые культуры из Америки принесли на Юг испанцы: какао, маис, опунцию, агаву, картофель, томаты, ананас, сладкий и жгучий стручковый перец, табак. Такое богатство флоры исторически объективно обуславливает открытость населения миру растений и многообразие форм их применения.

Number of purchasers: 0, views: 716

Readers community rating: votes 0

1. Adriano, A. 1984. Carmi, tradizioni, pregiudizi della medicina popolare calabrese [Karma, Traditions, Prejudices of Calabrian Folk Medicine]. Bologna: Forni.

2. Al-Khalili, J. 2013. La casa della saggezza. L’epoca d’oro della scienza araba [The House of Wisdom: The Golden Age of Arab Science]. Torino: Bollati Boringhieri.

3. Augè, M. 1986. Ordine biologico, ordine sociale. La malattia, forma elementare dell’avvenimento [Biological Order, Social Order: The Disease, Elementary form of the Event]. In Il senso del male. Antropologia, storia e sociologia della malattia [The Meaning of Illness: Anthropology, History and Sociology of the Disease], edited by M. Augè and C. Herzlic, 33–85. Milano: Il Saggiatore.

4. Bongiorni, F., and M. Polidoro. 2018. Atlante dei luoghi misteriosi d’Italia [Atlas of the Mysterious Places of Italy]. Bompiani: Milano.

5. Bonomo, G. 1978. Scongiuri del popolo siciliano [Warnings of the Sicilian People]. Palermo: Palumbo.

6. Bresc, H. 2019. Il cibo nella Sicilia medievale [Food in Medieval Sicily]. Palermo: Palermo University Press.

7. Cappati, A., and M. Montanari. 2000. La Cucina italiana. Storia di una cultura [Italian Cuisine: History of a Culture]. Roma: Laterza.

8. Cardone, G. 2019. Riti e rituali a Napoli, in Campania e nel Sud Italia [Rites and Rituals in Naples, Campania and Southern Italy]. Siena: Prospettiva.

9. Cattabiani, A. 1996. Florario. Miti, leggende e simboli di fiori e piante [Florist: Myths, Legends and Symbols of Flowers and Plants]. Milano: Mondadori.

10. Contin, D., and D. Bini. 2013. Sulla teriaca. Panacea di tutti i mali [On the Teriaca: Panacea of All Ills]. Modena: Il Bulino.

11. Coria, G. 2006. Profumi di Sicilia. Il libro della cucina siciliana [Fragrances of Sicily: The Book of Sicilian Cuisine]. Catania: Cavallotto.

12. Cosmacini, G. 2011. L’arte lunga. Storia della medicina dall’antichità a oggi [Long Art: History of Medicine from Antiquity to the Present]. Roma-Bari: Laterza.

13. De Martino, E. 1982. Sud e magia [South and Magic]. Milano: Feltrinelli.

14. Dickie, J. 2007. Delizia! The Epic History of the Italians and Their Food. London: Hodder & Stoughton.

15. Eliade, M. 1975. Some Observations on European Witchcraft. History of Religions 14: 149–172.

16. Eliade, M. 1988. Storia delle religioni e culture “popolari” [History of “Popular” Religions and Cultures]. In Spezzare il tetto de la casa. La creatività e i suoi simboli [Break the Roof of the House: Creativity and Its Symbols], by M. Eliade, 121–145. Milano: Jaca Book.

17. Fais-Leutskaia, O. 2020. COVID-19 v Sitsilii: ekzistentsial’naia “meditsina” i praktiki – obrashchenie k traditsii [COVID-19 in Sicily: Existential “Medicine” and Practices – Appealing to Traditions]. Vestnik antropologii 3 (51): 57–73. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2020-51-3/57-73

18. Giovetti, P. 2016. I guaritori di campagna. Viaggio attraverso la medicina popolare in Italia [The Country Healers: Journey through Folk Medicine in Italy]. Roma: Mediterranee.

19. Guarrera, P.M. 2009. Le piante nelle tradizioni popolari della Sicilia [Plants in the Folk Traditions of Sicily]. Erboristeria domani Gen.: 47–55.

20. Guerci, A. 2000. In memoria di Antonio Scarpa [In Memory of Antonio Scarpa]. AM. Rivista della Società italiana di Antropologia Medica 9–10: 441–457.

21. Guggino, E. 1978. La magia in Sicilia [The Magic in Sicily]. Palermo: Sellerio.

22. Guggino, E. 1984. La medicina popolare in Sicilia [Folk Medicine in Sicily]. In Le tradizioni popolari in Italia. Medicine e magie [Popular Traditions in Italy: Medicine and Magic], edited by T. Seppilli, 204–209. Milano: Electa.

23. Henningsen, G. 1990. L’avvocato delle streghe [The Witch Advocate]. Milano: Garzanti.

24. Howard, M. 1987. Traditional Folk Remedies. London: Century; Ebury Press.

25. Hubert, H. 2006. Alimentazione [Nutrition]. In Dizionario di Antropologia ed Etnologia [Dictionary of Anthropology and Ethnology], edited by P. Bonte and M. Izard, 50. Torino: Einaudi.

26. La Mantia, V. 1977. Origine e vicende dell’Inquisizione in Sicilia [Origin and Events of the Inquisition in Sicily]. Palermo: Sellerio.

27. Lanternari, V. 1994. Medicina, magia, religione, valori [Medicine, Magic, Religion, Values]. Vol. 1. Napoli: Liguori.

28. Lanternari, V., and M.L. Ciminelli. 1998. Medicina, magia, religione, valori. Dall'Antropologia all'Etnopsichiatria [Medicine, Magic, Religion, Values: From Anthropology to Ethnopsychiatry]. Vol. 2. Napoli: Liguori.

29. Le Goff, J. 1997. La civilisation de l’Occident Médiéval [The Civilization of the Medieval West]. Paris: Flammarion.

30. Lo Jacono, T. 1990. Judaica Salem [Judaica Salem]. Palermo: Sellerio.

31. Mannella, P.L.J. 2015. Il sussurro magico. Scongiuri, malesseri e orizzonti cerimoniali in Sicilia [The Magic Whisper: Warnings, Maladies and Ceremonial Horizons in Sicily]. Palermo: Museo Marionette.

32. Medail, E., and M. Palla. 2006. Campania. Miseria e nobiltà [Campania: Misery and Nobility]. Roma: Colombo.

33. Messana, M.S. 2017. Il Santo Ufficio dell’Inquisizione. Sicilia 1500–1782 [The Holy Office of the Inquisition: Sicily 1500–1782]. Palermo: Istituto Poligrafico Europeo.

34. Molho, A. 2002. Comunità e identità nel mondo mediterraneo [Community and Identity in the Mediterranean World]. In Conflitti, migrazioni e diritti dell’uomo. Il Mezzogiorno laboratorio di un’identità mediterranea [Conflicts, Migration and Human Rights: The Mezzogiorno Laboratory of a Mediterranean Identity], edited by M. Aymard and F. Barca, 29–44. Soveria Mannelli: Rubbettino.

35. Montanari, M. 1997. La fame e l’abbondanza. Storia dell’alimentazione in Europa [Hunger and Abundance: History of Food in Europe]. Roma: Laterza.

36. Napoli, M. 2004. Piante officinali utilizzate nel territorio dei Nebrodi nel corso di antiche pratiche erboristiche popolari. Il “rito delle sette erbe” [Medicinal Plants Used in the Territory of the Nebrodi in the Course of Ancient Folk Herbal Practices: The “Rite of the Seven Herbs”]. Formazione Psiciatrica 1–2: 189–196.

37. Nada Patrone, A.M. 1981. Il cibo del ricco e il cibo del povero [The Food of the Rich and the Food of the Poor]. Torino: Centro Studi Piemontesi.

38. Niola, M. 2009. Maria e le altre [Mary and the Others]. In La donna e il sacro. Dee, maghe, sacerdotesse, sante [The Woman and the Sacred: Goddesses, Magicians, Priestesses, Saints], edited by T. India, 101–108. Palermo: Fondazione Buttitta.

39. Pitrè, G. 1978. Medicina popolare siciliana [Sicilian Folk Medicine]. Palermo: Il Vespro.

40. Renda, F. 1997. L’Inquisizione in Sicilia. I fatti. Le persone [The Inquisition in Sicily: The Facts, The Figures]. Palermo: Sellerio.

41. Riccò, I. 2019. Pluralismo terapeutico e medicina popolare: dalla segnatura alle medicine alternative [Therapeutic Pluralism and Folk Medicine: From Segnatura to Alternative Medicines]. Lares 3: 475–492.

42. Riera-Melis, A. 2002. Il Mediterraneo, crogiuolo di tradizioni alimentari. Il lascito islamico alla cucina catalana medievale [The Mediterranean, Melting Pot of Food Traditions: The Islamic Inheritance in the Medieval Catalan Cuisine]. In Il mondo in cucina. Storia, identità, scambi [The World in the Kitchen: History, Identity, Exchanges], edited by M. Montanari, 3–43. Roma: Laterza.

43. Santoro, D. 2013. Salute dei Re, salute del Popolo. Mangiare e curarsi nella Sicilia tardomedievale [Health of Kings, Health of the People: Eating and Healing in Late Medieval Sicily]. Anuario de Estudios medievales 43 (1): 259–289.

44. Sinno, A. 2002. La scuola medica salernitana e i suoi mestieri [The Salerno Medical School and Its Professions]. Avellino: Ripostes.

45. Sobrero, A., and M. Squillacciotti. 1978. Riflessioni sulla nozione di religiosità popolare [Reflections on the Notion of Popular Religiosity]. Testimonianze 201–202: 88–96.

46. Tagliaferri, R. 2014. Il Cristianesimo “pagano” della religiosità popolare [The “Pagan” Christianity of Popular Religiosity]. Padova: EMP.

47. Terrin, A.N. 1998. Introduzione allo studio comparato delle religioni [Introduction to the Comparative Study of Religions]. Brescia: Morcelliana.

48. Uccello, P. 2014. Santi, erboristi e piante magiche [Saints, Herbalists and Magical Plants]. Canicattini Bagni (SR): Museo Civico del Comune di Canicattini Bagni.

Система Orphus

Loading...
Up