Растения в народной культуре Южной Италии: традиции в прошлом и настоящем

 
Код статьиS086954150017414-5-1
DOI10.31857/S086954150017414-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№5
Страницы53-69
Аннотация

В данной статье автор рассматривает в исторической ретроспективе на примере Юга Италии бытование в народной культуре не утративших витальности и в наши дни архаичных практик широкого применения диких и культурных растений в локальных кухне, магии и медицине и их отражения в верованиях, знаковости, символизме. Более того, в условиях современности, особенно в ситуации с коронавирусом, эти традиции актуализируются, приобретают повышенную значимость и новое звучание. Автор уделяет внимание конкретным растениям (артишоку, фенхелю, аравийскому жасмину, цветкам цитрусовых), которые в локальном культурном контексте окружены особой знаковостью и несут специфическую символическую нагрузку, превращаясь в своеобразный маркер региона.

Ключевые словаЮг Италии, растения, народная культура, пища, верования, символизм, магия, медицина, состояние традиции
Источник финансированияМатериал публикуется в соответствии с планом НИР ИАЭ РАН
Дата публикации14.12.2021
Кол-во символов41500
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 С глубочайшей древности едва ли не во всех регионах земного шара растения в жизни человека играют важную роль: они одновременно суть пища, средство врачевания, объект верований и поклонений и элемент магических практик.
2 В рамках настоящего исследования мы хотели бы обратиться к примеру Калабрии, Кампании, Сицилии – областей Юга Италии (Mezzogiorno1). Даже на фоне широко распространенного многогранного использования в Италии флоры, уходящего корнями в античность и достигшего своего расцвета в Средние века, этот регион исторически выделяется как тем, что растения востребованы в самых разных сферах народной культуры – от пищевой до сакрально-мистической и медицинской, так и тем, что они наделяются особой знаковостью и символизмом. Наш интерес вызывает феномен морфологической и функциональной устойчивости традиций, не утративших актуальности до сегодняшнего дня, а также подъем внимания к ним в последние годы, особенно в условиях эпидемии коронавируса. 1. С географической точки зрения к Югу Италии (ит. Mezzogiorno, букв. “полдень”) – одному из пяти экономико-географических макрорегионов страны (резко отличающемуся от Севера более низкими уровнями урбанизации и индустриализации, особенностями политического и экономико-социального развития) традиционно относят южную половину Апеннинского п-ва, но с исторической, политической, экономической, культурной точек зрения в регион включают Базиликату, Кампанию, Калабрию, Апулию, Молизе, Абруццо и Сицилию, т.е. области, образовывавшие в прошлом территорию Королевства обеих Сицилий.
3 Почему в качестве объектов анализа выбраны именно эти области, что предопределяет их особенность с точки зрения фитоантропологии?
4 Биологи часто именуют Юг Италии (далее – Юг) “ботаническим раем” и “квинтэссенцией биоразнообразия” европейского масштаба, что обусловлено географическим положением, природными факторами и климатом (Accogli, Medagli 2018: 9). Две области – Калабрию и Сицилию – отличает наибольшее число видов растений в биорегионе Средиземноморья (Osti 2016: 14), причем абсолютным лидером является именно Сицилия с ее рекордными 3 тыс. таксонов (Guarrera 2009: 47). Но помимо местных видов органичной частью биоценоза, системы хозяйствования и культурного контекста Юга стали растения, привнесенные на волне завоеваний, миграций, кросскультурности: регион в силу географического положения с древности является важным логистическим узлом Средиземноморья, что делает его “местом интенсивного диалога, обмена”, “ареной связывания нитей взаимоконтактов, смыкания различных культур” (Molho 2002: 29). Финикия “знакомит” Сицилию с пшеницей, а Калабрию – со сладкими сортами лука; при древних греках (в VIII в. до н.э. колонизировавших Юг Италии) началось разведение граната и артишока, а пшеница и олива превратились в “цивилизационные” виды. После захвата в IX в. Сицилии арабами было внедрено множество новых культур: цитрон, горький апельсин, лимон, лайм (ʻArīb ibn Saʻid et al. 1961: 37, 185), абрикосы, персики, мушмула, рис, аравийский жасмин, шпинат, банан, дыня, арбуз, тыква, фисташки, шафран, кунжут (Riera-Melis 2006: 6–14). Арабы приобщили население к изюму, кофе, мускатному ореху, корице, гвоздике. Особое место среди растительных инноваций занял сахарный тростник; сахар, изначально считавшийся лекарством, вскоре стал символом статуса высших сословий Европы и сыграл важнейшую роль в ее алиментарной судьбе. Ряд “арабских” культур интродуцировали не арабы: например, солодку в Калабрию привезли с Востока монахи-бенедиктинцы в XI в., благодаря евреям-переселенцам из Магриба в VIII в. на Сицилии появился цитрон (Ibid.: 7), а в IX в. – баклажаны и чеснок (Lo Jacono 1990: 26). Новые культуры из Америки принесли на Юг испанцы: какао, маис, опунцию, агаву, картофель, томаты, ананас, сладкий и жгучий стручковый перец, табак. Такое богатство флоры исторически объективно обуславливает открытость населения миру растений и многообразие форм их применения.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 721

Оценка читателей: голосов 0

1. Фаис-Леутская О. COVID-19 в Сицилии: экзистенциальная “медицина” и практики – обращение к традиции // Вестник антропологии. 2020. № 3 (51). C. 57–73. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2020-51-3/57-73

2. Adriano A. Carmi, tradizioni, pregiudizi della medicina popolare calabrese. Bologna: Forni, 1984.

3. Al-Khalili J. La casa della saggezza. L’epoca d’oro della scienza araba. Torino: Bollati Boringhieri, 2013.

4. Augè M. Ordine biologico, ordine sociale. La malattia, forma elementare dell’avvenimento // Il senso del male. Antropologia, storia e sociologia della malattia / A cura di M. Augè, C. Herzlic. Milano: Il Saggiatore, 1986. P. 33–85.

5. Bongiorni F., Polidoro M. Atlante dei luoghi misteriosi d’Italia. Bompiani: Milano, 2018.

6. Bonomo G. Scongiuri del popolo siciliano. Palermo: Palumbo, 1978.

7. Bresc H. Il cibo nella Sicilia medievale. Palermo: Palermo University Press, 2019.

8. Cappati A., Montanari M. La Cucina italiana. Storia di una cultura. Roma: Laterza, 2000.

9. Cardone G. Riti e rituali a Napoli, in Campania e nel Sud Italia. Siena: Prospettiva, 2019.

10. Cattabiani A. Florario. Miti, leggende e simboli di fiori e piante. Milano: Mondadori, 1996.

11. Contin D., Bini D. Sulla teriaca. Panacea di tutti i mali. Modena: Il Bulino, 2013.

12. Coria G. Profumi di Sicilia. Il libro della cucina siciliana. Catania: Cavallotto, 2006.

13. Cosmacini G. L’arte lunga. Storia della medicina dall’antichità a oggi. Roma-Bari: Laterza, 2011.

14. De Martino E. Sud e magia. Milano: Feltrinelli, 1982.

15. Dickie J. Delizia! The Epic History of the Italians and Their Food. L.: Hodder & Stoughton, 2007.

16. Eliade M. Some Observations on European Witchcraft // History of Religions. 1975. No. 14. P. 149–172.

17. Eliade M. Storia delle religioni e culture “popolari”// Eliade M. Spezzare il tetto de la casa. La creatività e i suoi simboli. Milano: Jaca Book, 1988. P. 121–145.

18. Giovetti P. I guaritori di campagna. Viaggio attraverso la medicina popolare in Italia. Roma: Mediterranee, 2016.

19. Guarrera P.M. Le piante nelle tradizioni popolari della Sicilia // Erboristeria domani. 2009. Gen. P. 47–55.

20. Guerci A. In memoria di Antonio Scarpa // AM. Rivista della Società italiana di Antropologia Medica. 2000. N. 9–10. P. 441–457.

21. Guggino E. La magia in Sicilia. Palermo: Sellerio, 1978.

22. Guggino E. La medicina popolare in Sicilia // Le tradizioni popolari in Italia. Medicine e magie / A cura di T. Seppilli. Milano: Electa, 1984. P. 204–209.

23. Henningsen G. L’avvocato delle streghe. Milano: Garzanti, 1990.

24. Howard M. Traditional Folk Remedies. L.: Century; Ebury Press, 1987.

25. Hubert H. Alimentazione // Dizionario di Antropologia ed Etnologia / A cura di P. Bonte, M. Izard. Torino: Einaudi, 2006. P. 50.

26. La Mantia V. Origine e vicende dell’Inquisizione in Sicilia. Palermo: Sellerio, 1977.

27. Lanternari V. Medicina, magia, religione, valori. Vol. 1. Napoli: Liguori, 1994.

28. Lanternari V., Ciminelli M.L. Medicina, magia, religione, valori. Vol. 2: Dall’ Antropologia all’ Etnopsichiatria, 1998.

29. Le Goff J. La civilisation de l’Occident Médiéval. Paris: Flammarion, 1997.

30. Lo Jacono T. Judaica Salem. Palermo: Sellerio, 1990.

31. Mannella P.L.J. Il sussurro magico. Scongiuri, malesseri e orizzonti cerimoniali in Sicilia. Palermo: Museo Marionette, 2015.

32. Medail E., Palla M. Campania. Miseria e nobiltà. Roma: Colombo, 2006.

33. Messana M.S. Il Santo Ufficio dell’Inquisizione. Sicilia 1500–1782. Palermo: Istituto Poligrafico Europeo, 2017.

34. Molho A. Comunità e identità nel mondo mediterraneo // Conflitti, migrazioni e diritti dell’uomo. Il Mezzogiorno laboratorio di un’identità mediterranea / A cura di M. Aymard, F. Barca. Soveria Mannelli: Rubbettino, 2002. P. 29–44.

35. Montanari M. La fame e l’abbondanza. Storia dell’alimentazione in Europa. Roma: Laterza, 1997.

36. Nada Patrone A.M. Il cibo del ricco e il cibo del povero. Torino: Centro Studi Piemontesi, 1981.

37. Napoli M. Piante officinali utilizzate nel territorio dei Nebrodi nel corso di antiche pratiche erboristiche popolari. Il “rito delle sette erbe” // Formazione Psiciatrica. 2004. N. 1–2. P. 189–196.

38. Niola M. Maria e le altre // La donna e il sacro. Dee, maghe, sacerdotesse, sante / A cura di T. India. Palermo: Fondazione Buttitta, 2009. P. 101–108.

39. Pitrè G. Medicina popolare siciliana. Palermo: Il Vespro, 1978.

40. Renda F. L’Inquisizione in Sicilia. Palermo: Sellerio, 1997.

41. Riccò I. Pluralismo terapeutico e medicina popolare: dalla segnatura alle medicine alternative // Lares. 2019. N. 3. P. 475–492.

42. Riera-Melis A. Il Mediterraneo, crogiuolo di tradizioni alimentari. Il lascito islamico alla cucina catalana medievale // Il mondo in cucina. Storia, identità, scambi / A cura di M. Montanari. Roma: Laterza, 2002. P. 3–43.

43. Santoro D. Salute dei Re, salute del Popolo. Mangiare e curarsi nella Sicilia tardomedievale // Anuario de Estudios medievales. 2013. Vol. 43 (1). P. 259–289.

44. Sinno A. La scuola medica salernitana e i suoi mestieri. Avellino: Ripostes, 2002.

45. Sobrero A., Squillacciotti M. Riflessioni sulla nozione di religiosità popolare // Testimonianze. 1978. N. 201–202. P. 88–96.

46. Tagliaferri R. Il Cristianesimo “pagano” della religiosità popolare. Padova: EMP, 2014.

47. Terrin A.N. Introduzione allo studio comparato delle religioni. Brescia: Morcelliana, 1998.

48. Uccello P. Santi, erboristi e piante magiche. Canicattini Bagni (SR): Museo Civico del Comune di Canicattini Bagni, 2014.



Дополнительные библиографические источники и материалы

ПМА 1 – Полевые материалы автора. Провинция Катания (2019–2020 гг.); информант: Розалия Грассо (Rosalia Grasso), 1931 г.р.

ПМА 2 – Полевые материалы автора. Провинция Палермо (2019–2020 гг.); информант: Филомена Миччике (Filomena Miccichè), 1929 г.р.

Abitudini... s.d. – Abitudini a tavola, come cambia la spesa da Nord a Sud // InItalia.Virgilio.it. 2015. https://initalia.virgilio.it/abitudini-a-tavola-come-cambia-la-spesa-da-nord-a-sud-20156

Accogli, Medagli 2018 – Accogli P., Medagli P. Erbe spontanee della Calabria. Lecce: Grifo, 2018.

Amari calabresi 2020 – Amari calabresi // Prodotti calabresi. 22.08.2020. https://www.prodotti-calabresi.it/amari-calabresi

ʻArīb ibn Saʻid et al. 1961 – ʻArīb ibn Saʻid, Dozy R.P.A., Pellat C. Le Calendrier de Cordoue. Medieval Iberian Peninsula Texts and Studies. Vol. I. Leiden: E.J. Brill, 1961.

Baccellieri 1999 – Baccellieri C. La buona cucina di Calabria. Reggio Calabria: Falzea, 1999.

Bartolotta 2020 – Bartolotta E. La ricetta del gelato al gelsomino. Il dolce siciliano più regale // Siciliafan. 10.08.2020. https://www.siciliafan.it/dolce-regale-gelato-gelsomino

Censis 2010 – Censis. Il primo rapporto sulle abitudini alimentari degli italiani // Coldiretti. 19.05.2010. https://www.coldiretti.it/archivio/censis-il-primo-rapporto-sulle-abitudini-alimentari-degli-italiani-alcuni-flash-19-05-2010

Centini 2020 – Centini A. Erbe medicinali per combattere il coronavirus: l’OMS approvа sperimentazione della fitoterapia // Fanpage.it. 21.09.2020. https://scienze.fanpage.it/erbe-medicinali-per-combattere-il-coronavirus-loms-approva-sperimentazione-della-fitoterapia

Erbuario... 1977 – Erbuario siciliano. Palermo: Il Vespro, 1977.

Fasano 2013 – Fasano G. Lo Tasso napoletano. Cava-de-Tirreni: AreaBlu, 2013.

Felici 1900 – Felici C. Scritti naturalistici. Vol. I: Del’insalata e piante che in qualunque modo vengono per cibo del’homo / A cura di G. Arbizzoni. Urbino: QuattroVentri, 1900.

Fiore 2016 – Fiore F. Cucina campana. L’Abc dei prodotti e dei piatti della regione // GamberoRosso. 08.11.2016. https://www.gamberorosso.it/notizie/articoli-food/cucina-campana-l-abc-dei-prodotti-e-dei-piatti-della-regione

Firenzuoli 2020 – Firenzuoli F. Fitoterapia // Corriere della Sera. 08.12.2020. https://forumcorriere.corriere.it/fitoterapia

Florio 2009 – Florio G. Mesagne, ecco i carciofi simbolo dell’antimafia // La Gazzetta del Mezzogiorno. 27.11.2009. https://www.lagazzettadelmezzogiorno.it/news/home/149543/mesagne-ecco-i-carciofi-simbolo-dell-anti-mafia.html

Garuti 2018 – Garuti M. Quanto è sana l’alimentazione degli italiani? I dati sui consumi e le differenze tra Nord e Sud // Il Giornale del Cibo. 18.04.2018. https://www.ilgiornaledelcibo.it/alimentazione-in-italia-studi

Gosetti della Salda 2005 – Gosetti della Salda A. Le ricette regionali italiane. Milano: Solares, 2005.

Guarracino 2008 – Guarracino R. La grande cucina Campana: i primi piatti. Forio d’Ischia: Malvarosa, 2008.

Luraschi, Bivona 1953 – Luraschi A., Bivona F. Il pane e la sua storia. Torino: L’arte bianca, 1953.

Lombardo 2019 – Lombardo M. Antichi mestieri: Magare calabrese // Viviamo la Calabria. 16.05.2019. http://viviamolacalabria.blogspot.com/2019/05/antichi-mestieri-magare-calabresi.html

Mannella 2018 – Mannella P.L.J. Impieghi fitoterapeutici in Sicilia. Il Ricettario di zza Pina // Dialoghi Mediterranei. 2018. N. 30. http://www.istitutoeuroarabo.it/DM/impieghi-fitoterapici-in-sicilia-il-ricettario-della-zza-pina

Osti 2016 – Osti G.L. La flora mediterranea. Tutti gli alberi e gli arbusti del litorale e della fascia collinare. Milano: Mursia, 2016.

Patti Holmes 2020 – Patti Holmes G. Le pigne in ceramica della Sicilia: simbolo di salute, fortuna e tanto altro // IlSicilia.it. 21.02.2020. https://www.ilsicilia.it/le-pigne-in-ceramica-della-sicilia-simbolo-di-salute-fortuna-e-tanto-altro

Peta et al. 2008 – Peta E.A, Esposti R., Lucatelli S. Strategie di innovazione e trend dei consumi in Italia: il caso dell’agroalimentare. N. 15: Collana Materiali Uval. Roma: Ministero dello Sviluppo Economico, 2008.

Ruggieri 2016 – Ruggieri A. Il Festival di Magia a Benevento con illusionismo, street magic e visite guidate // Napolike. 23.06.2016. https://www.napolike.it/festival-di-magia-a-benevento

Sales Pandolfini 2020 – Sales Pandolfini G.M. Tra medicina e tradizione popolare: in Sicilia c’è ancora “a signura chi cuogghie vermi” // Balarm. 04.12.2020. https://www.balarm.it/news/tra-medicina-e-tradizione-popolare-in-sicilia-c-e-ancora-a-signura-chi-cuogghie-vermi-121663

Serafini 2020 – Serafini B. Perché la notte di San Giovanni è la notte delle streghe. Ecco tutti i suoi rituali // Fremondoweb. 23.06.2020. https://www.fremondoweb.com/curiosita/perche-la-notte-di-san-giovanni-e-la-notte-delle-streghe-ecco-tutti-i-suoi-rituali

Serra 2006 – Serra P. La cucina Campana nobile e popolare: storia e tradizioni, terminologia dialettale, ricettario. Napoli: Marotta & Marotta – Agorà, 2006.

Spampinato 2002 – Spampinato G. Guida alla flora dell’ Aspromonte. Reggio di Calabria: Laruffa, 2002.

Spina 2014 – Spina M.M. Il Salasso // Siciliafan. 07.02.2014. https://www.siciliafan.it/il-salasso

Volpe 2015 – Volpe E. I piatti tipici della cucina napolitana e lucana: tradizione, storia, descrizione, usi e costume. Napoli: Cuzzolin, 2015.

Zupi 2020 – Zupi A. Lo “sfascino”. Streghe e magare: tra credenze e superstizioni // Calabria Diretta News. 22.07.2020. https://www.calabriadirettanews.com/2020/07/22/lo-sfascino-streghe-e-magalentini venzare-tra-credenze-e-superstizioni

Система Orphus

Загрузка...
Вверх