Духовный мир испанских конкистадоров в свете письменных источников XVI в.

 
Код статьиS086954150015492-1-1
DOI10.31857/S086954150015492-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Научный сотрудник
Аффилиация: Российский этнографический музей
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№3
Страницы15-29
Аннотация

В статье в свете письменных свидетельств самих конкистадоров или созданных на их основе хроник рассматриваются религиозные, пространственно-географические и правовые аспекты мировоззрения завоевателей Америки и делается вывод о теснейшей связи их сознания со Зрелым Средневековьем. Это позволяет говорить об “импортировании” средневековых представлений и институтов в Новый Свет. Особое внимание уделяется религиозным взглядам конкистадоров, демонстрирующим все основные характеристики религиозности Зрелого Средневековья: провиденциализм, вера во вмешательство сверхъестественных сил в любые значимые действия человека, почитание локальных ипостасей Богородицы, восприятие борьбы с аборигенами Америки как продолжения крестовых походов против мусульман на Ближнем Востоке и в самой Испании.

Ключевые словаконкистадоры, Средние века, Ренессанс, ментальность, Конкиста
Дата публикации27.06.2021
Кол-во символов43672
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Вступление
2 Непосредственным толчком к написанию этой статьи стала грядущая 500-летняя годовщина падения столицы государства ацтеков Теночтитлана в августе 1521 г. под ударами объединенного войска конкистадоров во главе с Эрнандо Кортесом и их индейских союзников и установления в Мексике господства испанской короны, продлившегося три века. События, приведшие к такому исходу, настолько неординарны и драматичны, что заставляют вновь вернуться к вопросу, что за люди прибыли в Новый Свет в начале XVI в.? Как они воспринимали новую окружающую их действительность? Каковы были их убеждения и ценности? В историографии уже давно существуют две противоположных точки зрения на духовный мир испанских конкистадоров. Согласно первой, они были носителями культуры Ренессанса, людьми с широкими взглядами и развитым чувством собственного “я”, верой в неограниченные возможности человека, толкавшей их на осуществление самых дерзких замыслов. Они перенесли ценностные установки Ренессанса на американскую почву. Сторонники другой точки зрения считают, что конкистадоры оставались людьми Средневековья, будучи уроженцами страны, находившейся на периферии Европы, которую перемены, связанные с эпохой Возрождения, практически не затронули. Это средневековое наследие они привезли с собой в Новый Свет.
3 Цель настоящей статьи заключается, во-первых, в том, чтобы на базе письменных источников, созданных самими конкистадорами, или на основе их устных сообщений проанализировать главные составляющие их духовного мира, определявшие их восприятие новых реалий и поведенческую реакцию на эти реалии. Во-вторых, мы хотим соотнести эти составляющие с некоторыми духовными и религиозными феноменами, характерными для средневековой Европы XII–XV вв., в первую очередь Пиренейского п-ова.
4 Краткая историография вопроса
5 Духовный мир конкистадоров давно привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей и писателей. Венесуэльский автор Руфино Бланко Фомбона был одним из первых, кто попытался воссоздать внутренний облик завоевателя. В своей книге “Испанский конкистадор. Попытка интерпретации” (1922) он анализирует особенности испанской истории, сформировавшей менталитет покорителей Нового Света, и приходит к выводу, что они воплощали национальные “добродетели и пороки” (Blanco Fombona 1922: 9). Большой вклад в изучение юридических институтов и политической философии Конкисты внес мексиканский историк Сильвио Савала, подробно рассмотревший основные стимулы и идеи, которые в значительной степени определяли действия конкистадоров (Zavala 1935). Венесуэльская исследовательница Ида Родригес Прамполини в книге “Амадисы Америки. Героическая эпопея Конкисты как рыцарский поход” (1948) и американский историк Ирвинг Леонард в монографии “Книги конкистадора” (1953) проанализировали влияние на завоевателей рыцарских романов, столь популярных в Испании в конце XV – XVI в. (Rodriguez Prampolini 1948; Leonard 1953). Мексиканский историк Хосе Дуранд в работе “Социальная трансформация конкистадоров” (1953) впервые поднял вопрос изменения их мировоззрения под воздействием реалий Нового Света (Durand 1953). Немецкий исследователь Виктор Франкл в статье “Эрнан Кортес и традиция Семи партид” (1962) тщательно разобрал значение средневекового кастильского кодекса “Семь партид” Альфонсо X Мудрого для правового сознания и образа действий не только Кортеса, но и его сподвижников (Frankl 1962). Нельзя не упомянуть также работу английского историка Джона Эллиота “Духовный мир Эрнана Кортеса” (Elliot 1967) и монографию мексиканского историка Хосе Луиса Мартинеса “Эрнан Кортес” (Martínez 1990), в которых на основе архивных документов и хроник детально анализируются факторы, сформировавшие личность и ценностные установки завоевателя Мексики. В свою очередь испанский историк Франсиско Моралес Падрон в книгах “Конкистадоры Америки” (1973) и “История открытия и завоевания Америк” (1971) впервые выдвинул идею о том, что испанские покорители Нового Света соединяли в себе черты двух эпох – Средневековья и Возрождения (Morales Padrón 1971; 1973). По его мнению, от Средневековья они восприняли идеал рыцаря, религиозность и отождествление себя с крестоносцами, а от Ренессанса – жажду подвига, желание увековечить свое имя, юридическое мышление и практицизм. Подробный и тщательный анализ происхождения, социального статуса, уровня грамотности, характеров и мотиваций участников завоевания государства инков предпринял американский историк Джеймс Локхарт в монографии “Люди Кахамарки” (Lockhart 1972). Видный мексиканский историк Луис Векманн в книге “Средневековое наследие Мексики” (Weckmann 1992) убедительно продемонстрировал средневековые истоки основных социальных и религиозных институтов колониальной Мексики, пришедших вместе с конкистадорами. Французский историк Гийом Оливьев в статье “Индейцы и испанцы в свете гадательных практик и знамений во время завоевания Мексики” (Olivier 2006) подробно рассмотрел отношение испанцев и коренных народов Мексики к предзнаменованиям и предсказаниям, в т.ч. астрологическим.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1118

Оценка читателей: голосов 0

1. Земсков В.Б. Литература открытий и Конкисты. (Первые испаноамериканские памятники) // История литератур Латинской Америки / Отв. ред. В.Б. Земсков. Т. 1. М.: Наука, 1985а. С. 152–172.

2. Земсков В.Б. Берналь Диас дель Кастильо и его “Подлинная история завоевания Новой Испании” // История литератур Латинской Америки / Отв. ред. В.Б. Земсков. Т. 1. М.: Наука, 1985б. C. 197–212.

3. Земсков В.Б. Хроники Конкисты Америки и летописи взятия Сибири в типологическом сопоставлении (к постановке вопроса) // Свободный взгляд на литературу. Проблемы современной филологии: к 60-летию научной деятельности академика Н.И. Балашова / Ред. А.Д. Михайлов и др. М.: ИМЛИ РАН, 2002. С. 173–183.

4. Кофман А.Ф. Испанский конкистадор. От текста к реконструкции типа личности. М.: ИМЛИ РАН, 2012.

5. Blanco Fombona R. El conquistador español del siglo XVI. Ensayo de interpretación. Madrid: Mundo Latino, 1922.

6. Durand J. La transformación social del conquistador. México: Porrúa y Obregón, 1953.

7. Elliot J.H. The Mental World of Hernán Cortés // Transactions of the Royal Historical Society. 1967. Vol. 17. P. 41–58.

8. Frankl V. Hernán Cortés y la tradición de las Siete Partidas // Revista de Historia de América. 1962. No. 53/54. P. 9–74.

9. Hamilton B. Leper King and His Heirs: Baldwin IV and the Crusader State of Jerusalem. Nottingham: University of Nottingham Press, 2005.

10. Leonard A.I. Los libros del conquistador. México: Fondo de Cultura Económica, 1953.

11. Lockhart J. The Men of Cajamarca: A Social and Biographical Study of the First Conquerors of Peru. Austin; L.: Institute of Latin American Studies; University of Texas Press, 1972.

12. Martínez J.L. Hernán Cortés. México: UNAM; Fondo de Cultura Económica, 1990.

13. Morales Padrón F. Historia del descubrimiento y conquista de América. Madrid: Editora Nacional, 1971.

14. Morales Padrón F. Los conquistadores de América. Madrid: Editora Nacional, 1973.

15. Olivier G. Indios y españoles frente a prácticas adivinatorias y presagios durante la Conquista de México // Estudios de la Cultura Náhuatl. 2006. Vol. 37. P. 169–192.

16. Rodriguez Prampolini I. Amadises de América. La hazaña de Indias como empresa caballeresca. México: Junta Mexicana de Investigaciones Históricas, 1948.

17. Tomicki R., Sadowski R.M. The Night of Blas Botello: On a Certain Astrological Prediction During the Conquest of Mexico // Readings in Archaeoastronomy / Ed. S. Iwaniszewski. Warsaw: Warsaw University Cooperative Publication, 1992. P. 84–86.

18. Weckmann L. The Medieval Heritage of Mexico. N.Y.: Fordham University Press, 1992.

19. Zavala S. Las instituciones jurídicas en la conquista de América. Madrid: Centro de Estudios Históricos, 1935.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Карвахаль 1963 – Карвахаль Г. де. Повествование о новооткрытии достославной великой реки Амазонок // Открытие великой реки Амазонок. Хроники и документы XVI в. о путешествиях Франсиско де Орельяны / Отв. ред. Я.М. Свет. М.: Географгиз, 1963. C. 39–91.

Aguilar 1954 – Aguilar F. fray de. Relación breve de la conquista de la Nueva España. México: Porrúa, 1954.

Batalla de Clavijo – Batalla de Clavijo: Santiago Apóstol se transforma en matamoros y peregrino // Mundohistoria. https://web.archive.org/web/20090721115554/http://mundohistoria.portalmundos.com/la-batalla-de-clavijo-23-de-mayo-844-dc-santiago-apostol-se-transforma-en-matamoros-y-peregrino/ (дата обращения: 29.07.2020).

Cervantes de Salazar 1985 – Cervantes de Salazar F. Crónica de la Nueva España. México: Porrúa, 1985.

Cieza de Leon 2005 – Cieza de Leon P. Crónica del Perú, el señorío de los incas. Ayacucho: Fundación Biblioteca Ayacucho, 2005.

Cortés 2007 – Cortés H. Cartas de relación. México: Porrúa, 2007.

Díaz del Castillo 1975 – Díaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de Nueva España. Barcelona: Ramón Sopena, 1975.

Estete 1918 – Estete M. de. Noticia de Perú // Boletin de la Sociedad Ecuatoriana de Estudios Historicos Americanos. 1918. T. 1. No. 3. P. 312–335.

Jeréz 1891 – Jeréz F. de. Verdadera relación de la conquista de Perú y provincia de Cuzco llamada la Nueva Castilla conquistada por Francisco de Pizarro, capitan de la Sacra Cesarea Catolica Magestad del Emperador Nuestro Señor embiada a S.M. por Francisco de Xerez uno de primeros conquistadores anno 1534. Madrid: Historia de Nuevo Mundo, 1891.

Jiménez de Quesada 2013 – Jiménez de Quesada G. Epitome de la Conquista del Nuevo Reyno de Granada // Cronistas de indios en la Nueva Granada (1536–1731) / Ed. A. García Ángel. Bogotá: Alcaldia Mayor de Bogotá, 2013. P. 19–50.

López de Gomara 1553 – López de Gomara F. Hispania vitrix. Primera y segunda parte de la historia general de las Indias con todo el descubrimiento y cosas notables que han acacecido donde que se ganaron hasta el año de 1551. Con la conquista de México y de la Nueva España. Medina del Campo: Guillermo de Millis, 1553. 

Martínez 1991 – Martínez J.L. Documentos cortesianos. Vol. II: 1526–1545. Sección IV: Juicio de Residencia. México: UNAM; Fondo de Cultura Económica, 1991.

Oviedo y Valdés 1851 – Oviedo y Valdés G.F. de. Historia general y natural de las Indias, Islas y Tierra Firme del Mar-Océano. Vol. 1. Madrid: Imprenta de la Real Academia de Historia, 1851.

Oviedo y Valdés 1852 – Oviedo y Valdés G.F. de. Historia general y natural de las Indias, Islas y Tierra Firme del Mar-Océano. Vol. 2. Madrid: Imprenta de la Real Academia de Historia, 1852.

Oviedo y Valdés 1853 – Oviedo y Valdés G.F. de. Historia general y natural de las Indias, Islas y Tierra Firme del Mar-Océano. Vol. 3. Madrid: Imprenta de la Real Academia de Historia, 1853.

Oviedo y Valdés 1855 – Oviedo y Valdés G.F. de. Historia general y natural de las Indias, Islas y Tierra Firme del Mar-Océano. Vol. 5. Madrid: Imprenta de la Real Academia de Historia, 1855.

Tapía 1866 – Tapía A. Relación hecha por señor Andrés de Tapía sobre la conquista de México. Colección de documentos para historia de México publicada por Joaquin García Icazbalceta. Vol. 2. México: Antigua Libreria, 1866.

Vázquez 2007 – Vázquez F. El Dorado. Crónica de la expedición de Pedro de Ursúa y Lope de Aguirre. Madrid: Alianza, 2007.

Vázquez de Tapía 1953 – Vázquez de Tapía B. Relación del conquistador Bernardino Vazquez de Tapia, vecino y regidor de esta gran ciudad de Tenustitlan. México: Antigua Libreria Robredo, 1953. 

Система Orphus

Загрузка...
Вверх