Влияние стратегических потребителей на рынок сетевых благ

 
Код статьиS042473880017514-4-1
DOI10.31857/S042473880017514-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, д.47
Должность: руководитель научного направления
Аффилиация: Центральный экономико-математический институт РАН
Адрес: Москва, Нахимовский проспект, 47
Название журналаЭкономика и математические методы
ВыпускТом 57 Номер 4
Страницы5-16
Аннотация

 Одной из важных тенденций современного экономического развития является расширение спектра так называемых сетевых благ. Под сетевым понимается благо, полезность которого для каждого потребителя зависит от числа пользующихся им потребителей. Целью статьи является исследование динамического ценообразования на рынке сетевого блага с положительным сетевым эффектом при наличии двух типов потребителей: близоруких, учитывающих только текущую полезность блага, и стратегических, ориентированных на полезность за весь период использования блага. Динамика рынка, включая траектории цен, максимизирующих доходы монопольного поставщика, устанавливается путем исследования соответствующей теоретической модели при помощи численных экспериментов. Выявлены особенности этой динамики при большом числе близоруких потребителей и в условиях доминирования стратегических потребителей. Показано, что в отличие от рынка обычных благ монопольный поставщик сетевых благ может быть заинтересован в присутствии на рынке стратегических потребителей. Чем больше таких потребителей, тем короче период разогрева рынка поставщиком с помощью низких цен и выше темпы их последующего наращивания. Стратегические потребители оказываются заложниками своей ориентации на интегральный эффект в потреблении. Представлены направления дальнейших исследований рынка сетевых благ при неоднородном составе потребителей.

 

 

Ключевые словарыночная динамика, сетевой эффект, монополия, разогрев рынка, стратегический потребитель, близорукий потребитель, вычислительный эксперимент.
Получено17.11.2021
Дата публикации13.12.2021
Кол-во символов32241
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 322

Оценка читателей: голосов 0

1. Дементьев В.Е., Светлов Н.М. (2020). Эффект стратегического подхода при динамическом ценообразовании на сетевые блага // Экономика и математические методы. Т. 56. № 2. С. 20–31.

2. Дементьев В.Е., Устюжанина Е.В. (2019). Сравнительный анализ стратегий динамического ценообразования на рынках сетевых благ в случаях монополии и предконкурентного стратегического альянса // Экономика и математические методы. Vol. 55. № 1. C. 16–31.

3. Agrawal V.V., Kavadias S., Toktay L.B. (2015).The limits of planned obsolescence for conspi-cuous durable goods. Manufacturing & Service Operations Management, 18 (2), 216–226.

4. Amaldoss W., Jain S. (2005). Conspicuous consumption and sophisticated thinking. Management Science, 51 (10), 1449–1466.

5. Aviv Y., Pazgal A. (2008). Optimal pricing of seasonal products in the presence of forward-looking consumers. Manufacturing & Service Operations Management, 10 (3), 339–359. DOI: 10.1287/msom.1070.0183

6. Bensaid B., Lesne J.-P. (1996). Dynamic monopoly pricing with network externalities. Interna-tional Journal of Industrial Organization, 14 (6), 837¬–855.

7. Besanko D., Winston W.L. (1990). Optimal price skimming by a monopolist facing rational con-sumers. Management Science, 36 (5), 555–567. DOI: 10.1287/mnsc.36.5.555

8. Bulow J.I. (1982). Durable-goods monopolists. The Journal of Political Economy, 90 (2), 314–332.

9. Butz D.A. (1990). Durable-good monopoly and best-price provisions. The American Economic Review, 80 (5), 1062–1076.

10. Cabral L. (2011). Dynamic Price Competition with Network Effects. Review of Economic Studies, 78 (1), 83–111.

11. Cabral L., Salant D., Woroch G. (1999). Monopoly pricing with network externalities. Interna-tional Journal of Industrial Organization, 17 (2), 199–214.

12. Coase R.H. (1972). Durability and monopoly. Journal of Law and Economics, 15 (1), 143–149.

13. Correa J., Montoya R., Thraves C. (2016). Contingent preannounced pricing policies with stra-tegic consumers. Operations Research, 64 (1), 251–272.

14. Courty P., 5). Advance selling in the presence of speculators and forward-looking consumers. Production and Operations Management, 22 (3), 571–587.

15. Lin, Y., Parlakturk A., Swaminathan J. (2018). Are strategic customers bad for a supply chain? Manufacturing & Service Operations Management, 20 (3), 481–497. DOI: 10.1287/msom.2017.0651

16. Liu J., Zhai X., Chen L. (2019). Optimal pricing strategy under trade-in program in the presence of strategic consumers. Omega, 84 (C), 1–17. DOI: 10.1016/j.omega.2018.03.005

17. Liu Q., Ryzin G.L. van (2008). Strategic capacity rationing to induce early purchases. Manage-ment Science, 54 (6), 1115–1131. DOI: 10.1287/mnsc.1070.0832

18. Papanastasiou Y., Savva N. (2017). Dynamic pricing in the presence of social learning and stra-tegic consumers. Management Science, 63 (4), 919-939. https://doi.org/10.1287/mnsc.2015.2378

19. Stokey N.L. (1979). Intertemporal price discrimination. The Quarterly Journal of Economics, 93 (3), 355–371. DOI: 10.2307/1883163

20. Su X. (2007). Intertemporal pricing with strategic customer behavior. Management Science, 53 (5), 726–741.

21. Su X., Zhang F. (2008). Strategic customer behavior, commitment, and supply chain performance. Management Science, 54 (10), 1759–1773.

22. Su X., Zhang F. (2009). On the value of commitment and availability guarantees when selling to strategic consumers. Management Science, 55 (5), 713–726.

23. Swinney R. (2011). Selling to strategic consumers when product value is uncertain: the value of matching supply and demand. Management Science, 57 (10), 1737–1751.

24. Tereyağoğlu N., Veeraraghavan S.K. (2012). Selling to conspicuous consumers: Pricing, produc-tion, and sourcing decisions. Management Science, 58 (12), 2168–2189. DOI: 10.1287/mnsc.1120.1545

25. Veblen T. (1899). The theory of the leisure class: An economic study of institutions. New York: Dover Publications.

26. Wei M.M., Zhang F. (2018). Advance selling to strategic consumers: Preorder contingent produc-tion strategy with advance selling target. Production and Operations Management, 27 (7), 1221–1235. DOI: 10.1111/poms.12863

27. Yu M., Debo L.G., Kapuscinski R. (2016). Strategic waiting for consumer-generated quality in-formation: Dynamic pricing of new experience goods. Management Science, 62 (2), 410–435.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх