The Spiritual World of the Spanish Conquistadors in the Light of Written Sources of the 16th Century [Dukhovnyi mir ispanskikh konkistadorov v svete pis’mennykh istochnikov XVI v.]

 
PIIS086954150015492-1-1
DOI10.31857/S086954150015492-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Researcher
Affiliation: The Russian Museum of Ethnography
Address: Russian Federation, St.Petersburg
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№3
Pages15-29
Abstract

The article draws on conquistadors’ own writings, as well as later chronicles that eventually stemmed from those, in order to examine the religious, spatial, geographic, and legal aspects of the worldview of America’s conquerors and argue about its distinct connection to the cultural outlook of the High Middle Ages and consequently about the import of mediaeval notions and institutions from the Old to the New World. I focus specifically on conquistadors’ religious views which are marked by the essential traits of the religiosity of the High Middle Age period, such as providentialism, belief in the supernatural powers intervening in all meaningful actions and deeds of the humans, locally colored cults of the Virgin, and last but not least, the perception of the struggle against Americas’ natives as a logical extension of the Crusades waged in the East and in Spain itself.

Keywordsconquistadors, Middle Ages, Renaissance, mentality, Conquista
Publication date27.06.2021
Number of characters43672
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Вступление
2 Непосредственным толчком к написанию этой статьи стала грядущая 500-летняя годовщина падения столицы государства ацтеков Теночтитлана в августе 1521 г. под ударами объединенного войска конкистадоров во главе с Эрнандо Кортесом и их индейских союзников и установления в Мексике господства испанской короны, продлившегося три века. События, приведшие к такому исходу, настолько неординарны и драматичны, что заставляют вновь вернуться к вопросу, что за люди прибыли в Новый Свет в начале XVI в.? Как они воспринимали новую окружающую их действительность? Каковы были их убеждения и ценности? В историографии уже давно существуют две противоположных точки зрения на духовный мир испанских конкистадоров. Согласно первой, они были носителями культуры Ренессанса, людьми с широкими взглядами и развитым чувством собственного “я”, верой в неограниченные возможности человека, толкавшей их на осуществление самых дерзких замыслов. Они перенесли ценностные установки Ренессанса на американскую почву. Сторонники другой точки зрения считают, что конкистадоры оставались людьми Средневековья, будучи уроженцами страны, находившейся на периферии Европы, которую перемены, связанные с эпохой Возрождения, практически не затронули. Это средневековое наследие они привезли с собой в Новый Свет.
3 Цель настоящей статьи заключается, во-первых, в том, чтобы на базе письменных источников, созданных самими конкистадорами, или на основе их устных сообщений проанализировать главные составляющие их духовного мира, определявшие их восприятие новых реалий и поведенческую реакцию на эти реалии. Во-вторых, мы хотим соотнести эти составляющие с некоторыми духовными и религиозными феноменами, характерными для средневековой Европы XII–XV вв., в первую очередь Пиренейского п-ова.
4 Краткая историография вопроса
5 Духовный мир конкистадоров давно привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных исследователей и писателей. Венесуэльский автор Руфино Бланко Фомбона был одним из первых, кто попытался воссоздать внутренний облик завоевателя. В своей книге “Испанский конкистадор. Попытка интерпретации” (1922) он анализирует особенности испанской истории, сформировавшей менталитет покорителей Нового Света, и приходит к выводу, что они воплощали национальные “добродетели и пороки” (Blanco Fombona 1922: 9). Большой вклад в изучение юридических институтов и политической философии Конкисты внес мексиканский историк Сильвио Савала, подробно рассмотревший основные стимулы и идеи, которые в значительной степени определяли действия конкистадоров (Zavala 1935). Венесуэльская исследовательница Ида Родригес Прамполини в книге “Амадисы Америки. Героическая эпопея Конкисты как рыцарский поход” (1948) и американский историк Ирвинг Леонард в монографии “Книги конкистадора” (1953) проанализировали влияние на завоевателей рыцарских романов, столь популярных в Испании в конце XV – XVI в. (Rodriguez Prampolini 1948; Leonard 1953). Мексиканский историк Хосе Дуранд в работе “Социальная трансформация конкистадоров” (1953) впервые поднял вопрос изменения их мировоззрения под воздействием реалий Нового Света (Durand 1953). Немецкий исследователь Виктор Франкл в статье “Эрнан Кортес и традиция Семи партид” (1962) тщательно разобрал значение средневекового кастильского кодекса “Семь партид” Альфонсо X Мудрого для правового сознания и образа действий не только Кортеса, но и его сподвижников (Frankl 1962). Нельзя не упомянуть также работу английского историка Джона Эллиота “Духовный мир Эрнана Кортеса” (Elliot 1967) и монографию мексиканского историка Хосе Луиса Мартинеса “Эрнан Кортес” (Martínez 1990), в которых на основе архивных документов и хроник детально анализируются факторы, сформировавшие личность и ценностные установки завоевателя Мексики. В свою очередь испанский историк Франсиско Моралес Падрон в книгах “Конкистадоры Америки” (1973) и “История открытия и завоевания Америк” (1971) впервые выдвинул идею о том, что испанские покорители Нового Света соединяли в себе черты двух эпох – Средневековья и Возрождения (Morales Padrón 1971; 1973). По его мнению, от Средневековья они восприняли идеал рыцаря, религиозность и отождествление себя с крестоносцами, а от Ренессанса – жажду подвига, желание увековечить свое имя, юридическое мышление и практицизм. Подробный и тщательный анализ происхождения, социального статуса, уровня грамотности, характеров и мотиваций участников завоевания государства инков предпринял американский историк Джеймс Локхарт в монографии “Люди Кахамарки” (Lockhart 1972). Видный мексиканский историк Луис Векманн в книге “Средневековое наследие Мексики” (Weckmann 1992) убедительно продемонстрировал средневековые истоки основных социальных и религиозных институтов колониальной Мексики, пришедших вместе с конкистадорами. Французский историк Гийом Оливьев в статье “Индейцы и испанцы в свете гадательных практик и знамений во время завоевания Мексики” (Olivier 2006) подробно рассмотрел отношение испанцев и коренных народов Мексики к предзнаменованиям и предсказаниям, в т.ч. астрологическим.

Number of purchasers: 1, views: 1162

Readers community rating: votes 0

1. Blanco Fombona, R. 1922. El conquistador español del siglo XVI. Ensayo de interpretación [Spanish Conquistador of the 16th Century. An Attempt at Interpretation]. Madrid: Mundo Latino.

2. Durand, J. 1953. La transformación social del conquistador [The Social Transformation of the Conquistadors]. México: Porrúa y Obregón.

3. Elliot, J.H. 1967. The Mental World of Hernán Cortés. Transactions of the Royal Historical Society 17: 41–58.

4. Frankl, V. 1962. Hernán Cortés y la tradición de las Siete Partidas [Hernan Cortes and the Tradition of the Seven Partides]. Revista de Historia de América 53/54: 9–74.

5. Hamilton, B. 2005. Leper King and His Heirs: Baldwin IV and the Crusader State of Jerusalem. Nottingham: University of Nottingham Press.

6. Kofman, A.F. 2012. Ispanskii konkistador. Ot teksta k rekonstruktsii tipa lichnosti [Spanish Conquistador. From the Text to the Reconstruction of the Personality Type]. Moscow: IMLI RAN.

7. Leonard, A.I. 1953. Los libros del conquistador [Books of the Conquistador]. México: Fondo de Cultura Económica.

8. Lockhart, J. 1972. The Men of Cajamarca: A Social and Biographical Study of the First Conquerors of Peru. Austin; London: Institute of Latin American Studies; University of Texas Press.

9. Martínez, J.L. 1990. Hernán Cortés [Hernan Cortes]. México: UNAM; Fondo de Cultura Económica.

10. Morales Padrón, F. 1971. Historia del descubrimiento y conquista de América [The History of the Discovery and Conquest of America]. Madrid: Editora Nacional.

11. Morales Padrón, F. 1973. Los conquistadores de América [The Conquistadors of America]. Madrid: Editora Nacional.

12. Olivier, G. 2006. Indios y españoles frente a prácticas adivinatorias y presagios durante la Conquista de México [The Indians and the Spanish in the Light of Divination Practices and Omens during the Conquest of Mexico]. Estudios de la Cultura Náhuatl 37: 169–192.

13. Rodriguez Prampolini, I. 1948. Amadises de América. La hazaña de Indias como empresa caballeresca [The Amadises of America. The Heroic Epic of the Conquest as a Сrusading Stunt]. México: Junta Mexicana de Investigaciones Históricas.

14. Tomicki, R., and R.M. Sadowski. 1992. The Night of Blas Botello: On a Certain Astrological Prediction During the Conquest of Mexico. In Readings in Archaeoastronomy, edited by S. Iwaniszewski, 84–86. Warsaw: Warsaw University Cooperative Publication.

15. Weckmann, L. 1992. The Medieval Heritage of Mexico. New York: Fordham University Press.

16. Zavala, S. 1935. Las instituciones jurídicas en la conquista de América [Legal Institutions in the Conquest of America]. Madrid: Centro de Estudios Históricos.

17. Zemskov, V.B. 1985a. Literatura otkrytii i Konkisty. (Pervye ispanoamerikanskie pamiatniki) [Literature of Discoveries and Conquista. (The First Spanish-American Monuments)]. In Istoriia literatur Latinskoi Ameriki [History of Latin American Literatura], edited by V.B. Zemskov, 152–172. Vol. 1. Moscow: Nauka.

18. Zemskov, V.B. 1985b. Bernal’ Dias del’ Kastil’o i ego “Podlinnaia istoriia zavoevaniia Novoi Ispanii”. In Istoriia literatur Latinskoi Ameriki [History of Latin American Literatura], edited by V.B. Zemskov, 197–212. Vol. 1. Moscow: Nauka.

19. Zemskov, V.B. 2002. Khroniki Konkisty Ameriki i letopisi vziatiia Sibiri v tipologicheskom sopostavlenii (k postanovke voprosa) [Chronicles of the Conquesta of America and the Annals of the Capture of Siberia in a Typological Comparison (To the Formulation of the Question)]. In Svobodnyi vzgliad na literaturu. Problemy sovremennoi filologii: k 60-letiiu nauchnoi deiatel’nosti akademika N.I. Balashova [A Free View on Literature. Problems of Modern Philology: To the 60th Anniversary of Academician N.I. Balashov’s Scientific Activity], edited by A.D. Mikhailov et al., 173–183. Moscow: IMLI RAN.



Additional sources and materials

Карвахаль 1963 – Карвахаль Г. де. Повествование о новооткрытии достославной великой реки Амазонок // Открытие великой реки Амазонок. Хроники и документы XVI в. о путешествиях Франсиско де Орельяны / Отв. ред. Я.М. Свет. М.: Географгиз, 1963. C. 39–91.

Aguilar 1954 – Aguilar F. fray de. Relación breve de la conquista de la Nueva España. México: Porrúa, 1954.

Batalla de Clavijo – Batalla de Clavijo: Santiago Apóstol se transforma en matamoros y peregrino // Mundohistoria. https://web.archive.org/web/20090721115554/http://mundohistoria.portalmundos.com/la-batalla-de-clavijo-23-de-mayo-844-dc-santiago-apostol-se-transforma-en-matamoros-y-peregrino/ (дата обращения: 29.07.2020).

Cervantes de Salazar 1985 – Cervantes de Salazar F. Crónica de la Nueva España. México: Porrúa, 1985.

Cieza de Leon 2005 – Cieza de Leon P. Crónica del Perú, el señorío de los incas. Ayacucho: Fundación Biblioteca Ayacucho, 2005.

Cortés 2007 – Cortés H. Cartas de relación. México: Porrúa, 2007.

Díaz del Castillo 1975 – Díaz del Castillo B. Historia verdadera de la conquista de Nueva España. Barcelona: Ramón Sopena, 1975.

Estete 1918 – Estete M. de. Noticia de Perú // Boletin de la Sociedad Ecuatoriana de Estudios Historicos Americanos. 1918. T. 1. No. 3. P. 312–335.

Jeréz 1891 – Jeréz F. de. Verdadera relación de la conquista de Perú y provincia de Cuzco llamada la Nueva Castilla conquistada por Francisco de Pizarro, capitan de la Sacra Cesarea Catolica Magestad del Emperador Nuestro Señor embiada a S.M. por Francisco de Xerez uno de primeros conquistadores anno 1534. Madrid: Historia de Nuevo Mundo, 1891.

Jiménez de Quesada 2013 – Jiménez de Quesada G. Epitome de la Conquista del Nuevo Reyno de Granada // Cronistas de indios en la Nueva Granada (1536–1731) / Ed. A. García Ángel. Bogotá: Alcaldia Mayor de Bogotá, 2013. P. 19–50.

López de Gomara 1553 – López de Gomara F. Hispania vitrix. Primera y segunda parte de la historia general de las Indias con todo el descubrimiento y cosas notables que han acacecido donde que se ganaron hasta el año de 1551. Con la conquista de México y de la Nueva España. Medina del Campo: Guillermo de Millis, 1553. 

Martínez 1991 – Martínez J.L. Documentos cortesianos. Vol. II: 1526–1545. Sección IV: Juicio de Residencia. México: UNAM; Fondo de Cultura Económica, 1991.

Oviedo y Valdés 1851 – Oviedo y Valdés G.F. de. Historia general y natural de las Indias, Islas y Tierra Firme del Mar-Océano. Vol. 1. Madrid: Imprenta de la Real Academia de Historia, 1851.

Oviedo y Valdés 1852 – Oviedo y Valdés G.F. de. Historia general y natural de las Indias, Islas y Tierra Firme del Mar-Océano. Vol. 2. Madrid: Imprenta de la Real Academia de Historia, 1852.

Oviedo y Valdés 1853 – Oviedo y Valdés G.F. de. Historia general y natural de las Indias, Islas y Tierra Firme del Mar-Océano. Vol. 3. Madrid: Imprenta de la Real Academia de Historia, 1853.

Oviedo y Valdés 1855 – Oviedo y Valdés G.F. de. Historia general y natural de las Indias, Islas y Tierra Firme del Mar-Océano. Vol. 5. Madrid: Imprenta de la Real Academia de Historia, 1855.

Tapía 1866 – Tapía A. Relación hecha por señor Andrés de Tapía sobre la conquista de México. Colección de documentos para historia de México publicada por Joaquin García Icazbalceta. Vol. 2. México: Antigua Libreria, 1866.

Vázquez 2007 – Vázquez F. El Dorado. Crónica de la expedición de Pedro de Ursúa y Lope de Aguirre. Madrid: Alianza, 2007.

Vázquez de Tapía 1953 – Vázquez de Tapía B. Relación del conquistador Bernardino Vazquez de Tapia, vecino y regidor de esta gran ciudad de Tenustitlan. México: Antigua Libreria Robredo, 1953. 

Система Orphus

Loading...
Up