Sacred Places in the Vaupes–Apaporis Interfluve (Colombia, Amazonia) and the Sociocultural Space of Indigenous Peoples of the Region [Sakral'ny'e mesta mezhdurech'ya Vaupesa i Apaporisa i sociokul'turnoe prostranstvo korenny`x narodov regiona]

 
PIIS086954150013134-7-1
DOI10.31857/S086954150013134-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Center for Social Anthropology, Russian State University for the Humanities
Address: 6-2 Miusskaia Square, Moscow, 125993, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№1
Pages179-195
Abstract

It can be argued that the sociocultural space of the Vaupes–Apaporis interfluve is perceived by the indigenous people of the Colombian Amazon as sacred. It is marked both with local natural objects related to the mythological tradition of a particular ethnic group, and with large-scale objects having symbolic significance for all autochthonous groups in the region. The latter include the Hirihirimo threshold on Apaporis, which is a pilgrimage destination for the indigenous population. Hirihirimo is a unique natural object which also draws people from other regions, who come specifically to see it. There are disagreements among the local communities over the control of strangers’ access to their sacred sites. The sacred places of the Vaupes–Apaporis interfluve are part of the complex symbolism characteristic of the culture of indigenous population of the Colombian Amazon. The article discusses and examines the part that these places and sites play in the shaping and functioning of the sociocultural space of indigenous groups in the region.

KeywordsAmazonian cultures, Vaupés, Colombian Amazon, Tukano, Taiwano, traditional religion, community
Received25.02.2021
Publication date25.02.2021
Number of characters44348
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Интерес к организации и структурированию коренными жителями междуречья Ваупеса и Апапориса своего социокультурного пространства возник у исследователей региона относительно недавно, в 1970-х годах. Отправной точкой послужил выход книги Х. Райхеля-Долматоффа “Амазонский космос. Сексуальный и религиозный символизм индейцев тукано”, в которой он представил подробное описание и анализ культуры десана, одной из этнических групп, образующих общность ваупес, или тукано (Reichel-Dolmatoff 1971).
2 Сложный символизм, характерный для культуры народов региона, дал почву для многочисленных интерпретаций антропологов.
3 Райхель-Долматофф рассматривал социокультурное пространство междуречья Ваупеса и Апапориса, анализируя систему символических кодов, сформировавшихся в сознании представителей местных сообществ в результате практики приема галлюциногенов, в частности напитка яхе из лианы Banisteriopsis caapi (Reichel- Dolmatoff 1985). Он писал: «Путешествуя по бесчисленным местам, где есть петроглифы, индейцы говорят: “Здесь древние пили нашу жизнь; здесь они взяли наркотическую жидкость и видели такие-то и такие сцены”; “Здесь они нанесли на керамику рисунки, которые они видели в своих видениях”» (Там же: 297).
4 В структурировании социокультурного пространства населения междуречья Ваупеса и Апапориса важную роль играют петроглифы и наскальные рисунки, в изобилии встречающиеся не только в данном регионе, но и по всей колумбийской Амазонии.
5 П.М. Аргюэло Гарсиа и А. Ботива Контрерас рассматривают такие заметные рукотворные объекты не только в качестве образцов древнего искусства, несущих в себе закодированную информацию для последующих поколений, но и в качестве маркеров, обозначающих места их расположения как священные. В этом представления антропологов коррелируют с традиционными верованиями коренных сообществ, согласно которым зоны нахождения петроглифов и наскальных рисунков и территория вокруг них населены сверхъественными существами или являются порталами в мир этих существ, областью соприкосновения с ними (Argüello Garcia, Botiva Contreras 2003: 81).
6 Альтернативный и весьма оригинальный, хотя во многом и спорный, взгляд на социокультурное пространство Колумбии демонстрирует К.Н. Мурсио. Он обобщает огромный объем этнографических данных, собранных профессиональными антропологами, исследовавшими аборигенные культуры региона, но будучи архитектором, а не антропологом, рассматривает всю территорию страны как единое архитектурное сооружение, все конструкции которого имеют строгую “шаманскую” символику (Niño Murcia 2015: 13). По мнению автора статьи, данная концепция вполне органично вписывается в научный антропологический дискурс о социокультурном пространстве колумбийской Амазонии.
7 Мурсио констатирует, что пространство для людей любой цивилизации и любого времени характеризуется тем, как их культура воспринимает, постулирует и структурирует окружающий мир, как она использует системой кодов. Любая умственная конструкция – это образ мира, и никакое человеческое построение не может избежать применения символов. Структуры времени и пространства и системы их классификации передаются с помощью мифа, и вместе с мифом эти структуры становятся архитектурой, конструируют окружающий мир. Пространства, созданные людьми, являются священными. Создать человеческое пространство – это сформировать мифическую территорию (Ibid.: 13).

Number of purchasers: 1, views: 975

Readers community rating: votes 0

1. Aleksandrenkov, E.G. 2003. Skala i peshchera v mirovozzrenii aborigenov Antil’skikh ostrovov [Rock and Cave in the Worldview of the Indigenous People of Antilles Islands]. In Drevnie tsivilizatsii Starogo i Novogo Sveta: kul’turnoe svoeobrazie i dialog interpretatsii [Ancient Civilizations of the Old and New World: Cultural Identity and Dialogue of Interpretation], edited by G.G. Ershova andD.D. Beliaev, 14–25. Moscow: Izdatel’stvo Ippolitova.

2. Argüello Garcia, P.M., and A. Botiva Contreras. 2003. El arte rupestre en Colombia [Rock Art in Co- lombia]. La Tadeo 68 (Primer Semestre): 79–87.

3. Golovnev, A.V. 2009. Antropologiia dvizheniia (drevnosti Severnoi Evrazii) [Anthropology of Movement (Antiquities of Northern Eurasia)]. Ekaterinburg: UrO RAN; Volot’.

4. Gutiérrez, L.M., and M.A. Torres. 2018. Vuelo mágico de Orión y los animales mitológicos. Un studio del arte simbólico precolombiano de Colombia [Magical Flight of Orion and Mythological Animals. A Study of Colombian Pre-Colombian Symbolic Art]. Bogotá: Viento Ediciones.

5. Matusovskiy, A.A. 2015. Sotsiokul’turnyi oblik indeitsev verkhnei Pira-Parany [Sociocultural Face of the Indians of the Upper Pira-Parana]. Vestnik antropologii 4 (32): 129–149.

6. Matusovskiy, A.A. 2016. Makana i 50000 kolumbiiskikh peso. Epizod ekspeditsii k yukuna [Makaná and 50,000 Colombian Pesos. One Episode of the Expedition to Yukuna]. Vestnik antropologii 4 (36): 200–209.

7. Matusovskiy, A.А. 2019a. Yukuna reki Miritiparany: aspekty kul’turnogo pogranich’ia [The Yukuna of the Miritiparana River: Aspects of Cultural Transbordering]. Etnograficheskoe obozrenie 2: 167– 184. https://doi.org/10.31857/S086954150004874-1

8. Matusovskiy, A.А. 2019b. Posledniaia maloka: transformatsiia sotsiokul’turnoi roli obshchinnogo zhilishcha u peruanskikh matses [The Last Maloca: Transformation of the Communal Dwelling’s Sociocultural Role Among the Matses of Peru]. Etnograficheskoe obozrenie 5: 151–168. https:// doi.org/10.31857/S086954150007384-2

9. Niño Murcia, C. 2015. Territorio chamánico: Una mirada desde la arquitectura a la manera indígena deconstruer y ocupar su entorno [Shamanic Territory: A Look from Architecture to the Indigenous Way of Building and Occupying its Environment]. Bogotá: Instituto Colombiano de Antropología e Historia.

10. Reichel-Dolmatoff, G. 1971. Amazonian Cosmos. The Sexual and Religious Symbolism of the Tukano Indians. Chicago: The University of Chicago Press.

11. Reichel-Dolmatoff, G. 1985. Aspectos chamanísticos y neurofisiológicos del arte indígena [Shamanistic and Neurophysiological Aspects of Indigenous Art]. In Estudios en arte rupestre [Studies in Rock Art], edited by C. Aldunate del Solar, J. Berenguer R., V. Castro R., 291–307. Santiago de Chile: Museo Chileno de Arte Precolombino.

12. Reichel-Dolmatoff, G. 1990. Orfebrería y chamanismo [Goldsmithing and Shamanism]. Medellín:Editorial Colina.



Additional sources and materials

Egorova 2014 – Slovar` inostranny`x slov sovremennogo russkogo yazy`ka / Sost. T.V. Egorova. M.: Adelant, 2014.

PMA 2011 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora k yanomamo. Venesue`la, shtat Amazonas, bassejny` rek Orinoko, Okamo, Putako, yanvar` 2011 g. (tetrad` 1).

PMA 2014 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora k barasana i tatujo. Kolumbiya, depar- tament Vaupes, noyabr` 2014 g. (tetrad` 1).

PMA 2015 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora k yukuna. Kolumbiya, departament Ama- zonas, bassejn r. Miritiparany`, noyabr` 2015 g. (tetrad` 1).

PMA 2019 – Polevy`e materialy` e`kspedicii avtora k tae`vano. Kolumbiya, departament Vau- pes, bassejn rek Apaporis i Kananari, oktyabr`-noyabr` 2019 g. (tetrad` 1).

Система Orphus

Loading...
Up