Review of V.D. Shadrikov’sbook “Conscience and its training”. M.: Universitybook, 2017. 112 p.

 
PIIS020595920006421-9-1
Publication type Review
Source material for review В.Д. Шадриков “Совесть и ее воспитание”. М.: Университетская книга, 2017. 112 с.
Status Published
Authors
Affiliation:
Moscow Pedagogical State University
State University of Humanities and Technology
Address: Russian Federation, Moscow
Affiliation: State University of Humanities and Technology
Address: Russian Federation, Orekhovo-Zuyevo
Journal namePsikhologicheskii zhurnal
Edition
Pages142-144
Abstract

  

Keywords
Received04.09.2019
Publication date04.09.2019
Number of characters11650
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Книга В.Д. Шадрикова посвящена анализу одной из фундаментальных категорий, раскрывающих сущность человека, — совести. Актуальность изучения категории “совесть” обусловлена необходимостью перехода психологии к описанию истинно человеческих качеств, которые определяют нашу жизнь.
2 Совесть понимается автором как духовное состояние субъекта, формирующееся на основе оценки им своего поведения с позиции принятых нравственных ценностей, несоблюдение которых будет означать в онтологическом плане потерю самого себя. Показаны становление понятия “совесть” в античной философии и в христианстве, его разработка в отечественной и зарубежной психологии. Предлагается формальная модель совести, и выделяются абсолютные нравственные ценности, которые в своем единстве составляют интраиндивидуальную структуру совести. В вопросах воспитания совести автор предлагает опираться на многовековую практику формирования нравственных качеств человека, которая сложилась в лоне христианской религии на основе веры, любви к Богу и страха Божия.
3

В.Д. Шадриков подчеркивает отсутствие категории “совесть” в учебниках по психологии, справедливо отмечая, что именно формирование совести является центральным моментом воспитания. Тем самым В.Д. Шадриков указывает на фундаментальную, по его мнению, проблему современного образовательного процесса — необходимость усиления его воспитательных начал. В законе “Об образовании в Российской Федерации” образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Но, как отмечает В.Д. Шадриков, на практике это единство отсутствует. В центре образования — процесс обучения, а воспитание, подвергаясь активной технологизации, находится где-то на периферии педагогической активности и ограничивается внеурочными занятиями. В соответствии с положениями “Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года” предлагается выстраивать “индивидуальную траекторию развития личности ребенка” через использование “информационных и коммуникативных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов образовательного процесса” (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: >>>>  (дата обращения: 05.12.2018)). При таком подходе, как считает В.Д. Шадриков, нет места воспитателю, а следовательно, и педагогическому взаимодействию.

4 В.Д. Шадриков поставил задачу изучить природу совестного акта и рассматривает проявление нравственного сознания в реальном поведении людей, отмечая вслед за В.С. Соловьевым, что знание нравственных норм и правил еще не является залогом соответствующего поведения. Поэтому обладать совестью, заключает автор, — значит больше, чем знать законы нравственности. Для проявления совести, по мнению В.В. Розанова и В.Д. Шадрикова, необходимо углубление в свой внутренний мир, необходима созерцательность.

Price publication: 100

Number of purchasers: 2, views: 883

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up