Сакральные места междуречья Ваупеса и Апапориса (Колумбия, Амазония) и социокультурное пространство коренных народов региона

 
Код статьиS086954150013134-7-1
DOI10.31857/S086954150013134-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Учебно-научный центр социальной антропологии РГГУ
Адрес: Миусская пл. 6, корп. 2, Москва, 125993, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы179-195
Аннотация

Можно утверждать, что социокультурное пространство междуречья Ваупеса и Апапориса воспринимается коренными жителями колумбийской Амазонии как сакральное. Оно маркируется как локальными природными объектами, связанными с мифологической традицией конкретной этнической группы, так и масштабными объектами, знаковыми для всех автохтонных групп региона. К последним относится порог Хирихиримо на Апапорисе, к которому местное население совершает паломничества. Этот уникальный природный объект также стремятся увидеть люди, специально приезжающие к нему из других областей. Между общинами региона возникают разногласия по поводу контроля доступа чужаков к своим священным местам. Сакральные зоны междуречья Ваупеса и Апапориса являются частью сложной символической системы, характерной для культуры коренного населения колумбийской Амазонии. В статье рассматривается и анализируется роль таких мест в контексте формирования и функционирования социокультурного пространства этнических групп региона.

Ключевые словатрадиционная религия, тукано, таивано, общность тукано, амазонские культуры, Ваупес, колумбийская Амазония
Получено25.02.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов44348
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Интерес к организации и структурированию коренными жителями междуречья Ваупеса и Апапориса своего социокультурного пространства возник у исследователей региона относительно недавно, в 1970-х годах. Отправной точкой послужил выход книги Х. Райхеля-Долматоффа “Амазонский космос. Сексуальный и религиозный символизм индейцев тукано”, в которой он представил подробное описание и анализ культуры десана, одной из этнических групп, образующих общность ваупес, или тукано (Reichel-Dolmatoff 1971).
2 Сложный символизм, характерный для культуры народов региона, дал почву для многочисленных интерпретаций антропологов.
3 Райхель-Долматофф рассматривал социокультурное пространство междуречья Ваупеса и Апапориса, анализируя систему символических кодов, сформировавшихся в сознании представителей местных сообществ в результате практики приема галлюциногенов, в частности напитка яхе из лианы Banisteriopsis caapi (Reichel- Dolmatoff 1985). Он писал: «Путешествуя по бесчисленным местам, где есть петроглифы, индейцы говорят: “Здесь древние пили нашу жизнь; здесь они взяли наркотическую жидкость и видели такие-то и такие сцены”; “Здесь они нанесли на керамику рисунки, которые они видели в своих видениях”» (Там же: 297).
4 В структурировании социокультурного пространства населения междуречья Ваупеса и Апапориса важную роль играют петроглифы и наскальные рисунки, в изобилии встречающиеся не только в данном регионе, но и по всей колумбийской Амазонии.
5 П.М. Аргюэло Гарсиа и А. Ботива Контрерас рассматривают такие заметные рукотворные объекты не только в качестве образцов древнего искусства, несущих в себе закодированную информацию для последующих поколений, но и в качестве маркеров, обозначающих места их расположения как священные. В этом представления антропологов коррелируют с традиционными верованиями коренных сообществ, согласно которым зоны нахождения петроглифов и наскальных рисунков и территория вокруг них населены сверхъественными существами или являются порталами в мир этих существ, областью соприкосновения с ними (Argüello Garcia, Botiva Contreras 2003: 81).
6 Альтернативный и весьма оригинальный, хотя во многом и спорный, взгляд на социокультурное пространство Колумбии демонстрирует К.Н. Мурсио. Он обобщает огромный объем этнографических данных, собранных профессиональными антропологами, исследовавшими аборигенные культуры региона, но будучи архитектором, а не антропологом, рассматривает всю территорию страны как единое архитектурное сооружение, все конструкции которого имеют строгую “шаманскую” символику (Niño Murcia 2015: 13). По мнению автора статьи, данная концепция вполне органично вписывается в научный антропологический дискурс о социокультурном пространстве колумбийской Амазонии.
7 Мурсио констатирует, что пространство для людей любой цивилизации и любого времени характеризуется тем, как их культура воспринимает, постулирует и структурирует окружающий мир, как она использует системой кодов. Любая умственная конструкция – это образ мира, и никакое человеческое построение не может избежать применения символов. Структуры времени и пространства и системы их классификации передаются с помощью мифа, и вместе с мифом эти структуры становятся архитектурой, конструируют окружающий мир. Пространства, созданные людьми, являются священными. Создать человеческое пространство – это сформировать мифическую территорию (Ibid.: 13).

Всего подписок: 1, всего просмотров: 958

Оценка читателей: голосов 0

1. Александренков Э.Г. Скала и пещера в мировоззрении аборигенов Антильских островов // Древние цивилизации Старого и Нового Света: культурное своеобразие и диалог интерпретаций / Под науч. ред. Г.Г. Ершовой, Д.Д. Беляева. М.: Издательство Ипполитова, 2003. С. 14–25.

2. Головнев А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург: УрО РАН; Волот, 2009.

3. Матусовский А.А. Социокультурный облик индейцев верхней Пира-Параны // Вестник антрополо- гии. 2015. № 4 (32). С. 129–149.

4. Матусовский А.А. Макана и 50000 колумбийских песо. Эпизод экспедиции к юкуна // Вестник ан- тропологии. 2016. № 4 (36). С. 200–209.

5. Матусовский А.А. Юкуна р. Миритипараны: аспекты культурного пограничья // Этнографическое обозрение. 2019а. № 2. С. 167–184. https://doi.org/10.31857/S086954150004874-1

6. Матусовский А.А. Последняя малока: трансформация социокультурной роли общинного жилища у перуанских мацэс // Этнографическое обозрение. 2019б. № 5. С. 151–168. https://doi. org/10.31857/S086954150007384-2

7. Argüello Garcia P.M., Botiva Contreras A. El arte rupestre en Colombia // La Tadeo. 2003. Vol. 68 (Primer Semestre). P. 79–87.

8. Gutiérrez L.M., Torres M.A. Vuelo mágico de Orión y los animales mitológicos. Un studio del arte simbólico precolombiano de Colombia. Bogotá: Viento Ediciones, 2018.

9. Niño Murcia C. Territorio chamánico: Una mirada desde la arquitectura a la manera indígena de construer y ocupar su entorno. Bogotá: Instituto Colombiano de Antropología e Historia, 2015. Reichel-Dolmatoff G. Amazonian Cosmos. The Sexual and Religious Symbolism of the Tukano

10. Indians. Chicago: The University of Chicago Press, 1971.

11. Reichel-Dolmatoff G. Aspectos chamanísticos y neurofisiológicos del arte indígena // Estudios en arte rupestre / C. Aldunate del Solar, J. Berenguer R., V. Castro R. Santiago de Chile: Museo Chileno de Arte Precolombino, 1985. P. 291–307.

12. Reichel-Dolmatoff G. Orfebrería y chamanismo. Medellín: Editorial Colina, 1990.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Егорова 2014 – Словарь иностранных слов современного русского языка / Сост. Т.В. Егорова. М.: Аделант, 2014.

ПМА 2011 – Полевые материалы экспедиции автора к яномамо. Венесуэла, штат Амазонас, бассейны рек Ориноко, Окамо, Путако, январь 2011 г. (тетрадь 1).

ПМА 2014 – Полевые материалы экспедиции автора к барасана и татуйо. Колумбия, депар- тамент Ваупес, ноябрь 2014 г. (тетрадь 1).

ПМА 2015 – Полевые материалы экспедиции автора к юкуна. Колумбия, департамент Ама- зонас, бассейн р. Миритипараны, ноябрь 2015 г. (тетрадь 1).

ПМА 2019 – Полевые материалы экспедиции автора к таэвано. Колумбия, департамент Вау- пес, бассейн рек Апапорис и Кананари, октябрь-ноябрь 2019 г. (тетрадь 1).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх