Два цвета Испании в историко-культурном контексте

 
Код статьиS0044748X0005102-1-1
DOI10.31857/S0044748X0005102-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЛатинская Америка
ВыпускВыпуск № 6
Страницы85-99
Аннотация

В данном исследовании в историческом контексте рассматриваются две про-тивоположные идеологические и художественные идеи образа Испании на основе работ замечательных художников Игнасио Сулоаги и Хоакина Сорольи, чье творчество оказалось тесно связано с поисками национальной идентичности и размышлениями испанских интеллектуалов «поколения 98 г.». «Черная Испания» И.Сулоаги отражала восприятие национального образа в рамках дилеммы «что делать?»: европеизировать Испанию или оставить ее патриархальной, сохраняя традиции, подлинные кастильские ценности, «жизнь против разума и просвещения» (тезис Мигеля де Унамуно). «Белая Испания» импрессиониста Х.Сорольи при сохранении национального духовного богатства близка тезису Ортеги-и-Гассета об открытости Испании миру, «достижения синтеза жизни и разума», примирения «двух Испаний». Оба художника, представляя разные эстетические течения начала ХХ в. — тремендизм и костумбризм, смогли глубоко проникнуть в испанскую тему, отразить «суть Испании». Дуализм впечатлений об Испании как в художественном, так и в историческом и социальном смысле продолжает сохраняться и сегодня. Полотна Сулоаги и Сорольи читаются как исторические тексты и раскрывают множество признаков и явлений, которые скрыты в литературных и философских произведениях.

Ключевые словаживопись, «черная Испания», «белая Испания», И .Сулоага, Х. Соролья, «поколение 98 г.», национальная идентичность, костумбризм, тремендизм
Получено23.05.2019
Дата публикации29.05.2019
Кол-во символов35350
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Цель этого исследования состоит в том, чтобы показать на примере работ двух замечательных испанских художников — Хоакина Сорольи и Бастиды (1863—1923) и Игнасио Сулоаги и Сабалеты (1870—1945), — как живопись, будучи красноречивым визуальным дискурсом, отражает исторические события, национальные корни и традиции, политическое состояние общества, философские и идеологические поиски. Анализ творчества Сорольи и Сулоаги также позволяет проследить две разные концепции видения Испании, ее национальной идентичности и представить разные эстетические течения начала ХХ в. — тремендизм (tremendismo) как трагическое видение действительности и костумбризм (costumbrismo) как воспроизведение характерных черт и красочных особенностей народной жизни, быта и традиций.
2

Живопись как средство открытия смыслов

  

Нельзя говорить об образе и истории Испании, не обращаясь к ее мастерам живописи. Их искусство отражает время и пространство, рассказывает о событиях и повседневной жизни, описывает человеческую природу и самого человека в различных социальных срезах, говорит о традициях и обычаях, служит зеркалом общества в разных исторических обстоятельствах. Одновременно созерцание картины — это выстраивание диалога непосредственно со зрителем, который созерцает, размышляет, оценивает, получает информацию и делится ею, разгадывает знаки и шифры, заложенные художником. В этом качестве живопись — важный инструмент межкультурной коммуникации.

3 Великие Эль Греко, Диего Веласкес, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Хуан Миро и многие другие — больше, чем художники, они — энциклопедисты. Их художественный язык предоставляет документальную и конкретную информацию об укладе жизни, обычаях и нравах людей. Представленные на холсте интерьеры, еда, одежда, домашняя утварь, музыкальные инструменты, домашние животные, обычаи, жанровые сцены нередко рассказывают больше, чем социальные исследования национальной культурной среды.
4 Одновременно живопись не может не отражать общественные явления и события, характерные для того или иного исторического периода. Настоящий художник откликается на интеллектуальные искания своего времени. Живописное искусство — особая сфера, которая использует цвет и форму для смысловых превращений.
5 Работы Хоакина Сорольи и Игнасио Сулоаги символизировали столкновение двух мировоззренческих позиций, которое усилилось в Испании на рубеже ХIХ—ХХ вв. Творчество и взгляды двух художников были тесно связаны с размышлениями ведущих философов и писателей «поколения 98 г.» о национальной судьбе, национальной самобытности, поисками «El Ser de España» — «чтó такое Испания, и каково ее место в мире».
6 В художественной и интеллектуальной среде шло противоборство «двух цветов» дальнейшего пути страны. Соролья и Сулоага творили примерно в одно и то же время, но в разной эстетике. Соролья — как бытописатель средиземноморской, яркой, солнечной, оптимистичной Испании, открытой Европе и миру, — «белой»; Сулоага — глубинной, кастильской Испании, с ее трагедией и печалью — «черной».

Всего подписок: 3, всего просмотров: 763

Оценка читателей: голосов 0

1. D. de Regoyos. España negra de Émile Verhaeren. Casimiro libros, Madrid, 2014, 86 р.

2. Ibid., p.6.

3. Ibid., p.12

4. Ibid., p.67

5. М. де Унамуно. Избранное в 2-х томах. Л., "Художественная литература", Ленинград-ское отделение, 1981, т. 2, 352 с.

6. Х. Ортега-и-Гассет. Этюды об Испании (Пер. с исп.). Киев: Новый круг, Пор-Рояль, 1994, с. 99.

7. C. Cervera. La leyenda negra en 1898: España, el país más odiado por Estados Unidos. — ABC, 18.04.2018.

8. Е. В. Астахова. Испания как метафора: монография. МГИМО-Университет МИД Рос-сии, 2017, илл. с. 28

9. R. Barea, M. Elvira (2016). Imperiofobia y leyenda negra. Roma, Rusia, Estados Unidos y el Imperio español. Madrid: Siruela, 2016, p. 25.

10. Ibidem.

11. Е. В. Астахова Op. cit. p. 76

12. M. de Unamuno. Zuloaga y la pintura. Casimiro libros, Madrid, 2017, p. 55.

13. Sorolla&Zuloaga. Dos visiones para un cambio de siglo. Museo de Bellas Artes de Bilbao.19 de Diciembre de 1997 al 22 de febrero de 1998, p. 27.

14. M. de Unamuno. Op. cit., p. 55.

15. Sorolla&Zuloaga. Op. cit., p.58.

16. Н. Б. Дёмина. Карлик Грегорио. Испанское искусство в собрании Государственного Эрмитажа. Каталог выставки. СПб.: АО «Славия», 2011, с. 46–47. — Available at: https://spblib.ru/catalog/-/books/86582-ispanskoe-iskusstvo-v-sobranii-gosudarstvennogo-ermitaza (accessed 30.11.2018).

17. M. de Unamuno. Op.cit., p. 31.

18. L. E. Ferrari. Breve historia de la pintura española. Ediciones AKAL, 1987, p. 447.

19. А. Н. Бенуа. Мои воспоминания. Том второй. М.: Наука, 1980, с. 454.

20. Francisco Franco: el retrato más problemático de Ignacio Zuloaga. ABC cultura, 23.11.2018. — Available at: https://www.abc.es/cultura/abci-francisco-franco-retrato-mas-problematico-inaccesible-ignacio-zuloaga-201811230815_noticia.html (accessed 12.11.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх