Ivan Poliakov’s Collection as the First Experience of an Integrated Photo Research of Western Siberia

 
PIIS086954150012349-3-1
DOI10.31857/S086954150012349-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences
Address: 3 University Emb., St. Petersburg, 199034, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№5
Pages35-53
Abstract

The article examines an early collection of photos related to ethnographic studies of the Ostyaks (Khanty), which is kept at the Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences. These photographic documents were created by the zoologist Ivan Polyakov in collaboration with the photographer Ignatii-Anton Liutik in 1876 during their trip along the Ob river valley. I consider the documents in the context of specificities of the early ethnographic photorecording, as well as in the context of social history, culture, and everyday life of the Ostyaks living along the banks of the Irtysh and Ob rivers and in the Ob Gulf area. The article draws on a variety of historical documents available at Russian archives and on Poliakov’s published report. I pay special attention to the museum history of the collection, its perception by contemporaries, storage and museumification. The description and thematic classification of groups of photographic documents helps us to uncover the possibilities and methods of field photo work of the 1870s, and cast a look on the Ostyak culture through the prism of the researcher’s and photographer’s backgrounds.

Keywordsfieldwork, ethnographic studies, Khants, photography, visual anthropology, ethnographic sources, museum collection
Publication date28.12.2020
Number of characters50970
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В 1870 годы в России начинается развитие экспедиционной и, в частности, этнографо-антропологической фотографии. Подъем интереса к новому способу фиксации культуры связан с этнографической выставкой, которая прошла в Москве в 1867 г. и вызвала широкий общественный резонанс. На выставке впервые экспонировались фотоматериалы, представлявшие народы, живущие на территории Российской империи. Современники увидели возможности фотографии как нового визуального метода исследования традиционного быта.
2 В конце XIX в. появляются первые методики и технические рекомендации по фотоработе в условиях экспедиционных исследований (Edwards 1992: 4; Наставления для… 1875). Разнообразный национальный состав страны предоставлял широкое поле деятельности ученым-этнографам, стремящимся не только собрать новые данные о разных народах, но и рассматривающим эти народы как самобытные уникальные составляющие культуры государства.
3 В 1870–1880 годы на этапе зарождения научной фотографии к съемкам привлекались в основном студийные фотографы. Организовать процесс непрофессионалу было сложно: приобретение фототехники было делом дорогостоящим, а освоение технологии – непростой задачей. Как правило, предпочтение отдавалось портретной съемке в персональных студиях. Оказавшись за пределами своего рабочего помещения, в экспедиции, профессионалы не могли изменить устоявшегося мышления и методов работы и продолжали создавать постановочные портреты. Во многом по этой причине в ранней этнографической фотографии преобладают статичные съемки людей и почти отсутствует более широкая визуализация повседневной жизни. Фотохудожники не преследовали этнографических целей, не задумывались над методами научной фиксации, а делали ставку на красоту и качество исполнения. Они рассматривали свою работу как коммерческий проект, создавали произведения искусства, пытались отразить не столько реалии, сколько наиболее яркие, экзотические стороны быта (Geary 1986: 93).
4 Понимание того, что для проведения комплексной фотофиксации жизни сообщества недостаточно поверхностного знакомства с ним, пришло не сразу. Чтобы почувствовать, понять и описать культуру, в нее нужно вжиться, а на это, как и на установление связей с людьми, необходимо время. Этого времени зачастую не хватало: как правило, путешествия-исследования 1870–1880-х годов в Российской империи охватывали большие территории, что требовало активного передвижения и не позволяло надолго задерживаться в одном пункте. Таким образом, этнографические фотодокументы нередко оказывались поверхностными фрагментами, вырванными из контекста, и отличались бедностью и однообразием сюжетов.
5 Особенности, характерные для ранней российской этнографической фотографии, создававшейся в ходе экспедиционных исследований, можно проследить на примере коллекции И.С. Полякова (МАЭ № 106А) из фонда Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН1 (далее – МАЭ). Это собрание, являясь уникальным, представляет особый интерес для исследователей, поскольку отражает методики и подходы к экспедиционной фотосъемке того времени, иллюстрируя предпочтения в выборе объектов, сюжетов и ракурсов. В коллекции заметно влияние научных идей и технических возможностей 1870-х годов, она, в отличие от других собраний этого периода, состоит не из случайных фотографий, а представляет собой тематическую серию материалов. Рассмотрение подобной фотоколлекции в контексте истории экспедиционного исследования, биографии собирателя и анализа композиции основных сюжетов позволит проанализировать ранние этапы и механизмы становления научного фотоисточника/визуального документа, а также покажет ситуативную и конъюнктурную обусловленность зафиксированных тем.

Number of purchasers: 0, views: 781

Readers community rating: votes 0

1. Dippie, B.W. 1992. Representing the Other: The North American Indian. In Anthropology and Photography 1860–1920, edited by E. Edwards, 132–136. London: Yale University Press.

2. Edwards, E. 1992. Introduction. In Anthropology and Photography 1860–1920, edited by E. Edwards, 3–17. London: Yale University Press.

3. Geary, Ch.M. 1986. Photographs as Materials for African History Some Methodological Considerations. History in Africa 13: 89–116.

4. Gidley, M. 2000. Edward S. Curtis and the North American Indian, Incorporated. Cambridge: Cambridge University Press.

5. Heintze, B. 1990. In Pursuit of a Chameleon: Early Ethnographic Photography from Angola in Context. History in Africa 17: 131–156.

6. Kendall, L., and B. Mathe. 1997. Drawing Shadows to Stone. In Drawing Shadows to Stone: The Photography of the North Pacific Expedition, 1897–1902, edited by. L. Kendall, B. Mathe, and T.R. Miller, 13–42. Seattle: University of Washington Press; New York: American Museum of Natural History.

7. Korlekar, M. 2005. Re-Visioning the Past: Early Photography in Bengal 1875–1915. New Delhi: Oxford University Press.

8. Morozov, S.A. 1961. Russkaia khudozhestvennaia fotografiia: ocherki iz istorii fotografii, 1839–1917 [Russian Art Photography: Essays from the History of Photography, 1839–1917]. Moscow: Iskusstvo.

9. Pankhurst, R. 1992. The Political Image: The Impact of the Camera in an Ancient Independent African State. In Anthropology and Photography 1860–1920, edited by E. Edwards, 234–240. London: Yale University Press.

10. Perevalova, E.V. 2016. Tuzemnaia elita Berezovskogo kraia v risunkakh i fotografiiakh [Native Elite of Berezovsky District through the Paintings and Photos]. Vestnik arheologii, antropologii i etnografii 2 (33): 162–172. https://doi.org/10.20874/2071-0437-2016-33-2-162-172

11. Reshetov, A.M. 2002. I.S. Poliakov – uchenyi-entsiklopedist [I.S. Polyakov is an Encyclopedic Scientist]. Vestnik Sakhalinskogo muzeia 9: 178–189.

12. Sokolova, Z.P. 2002. Kul’t medvedia i medvezhii prazdnik v mirovozzrenii i kul’ture narodov Sibiri [The Bear Cult and the Bear Festivity in the Worldview and Culture of Siberian Peoples]. Etnograficheskoe obozrenie 1: 41–62.

13. Wright, C. 1997. An Unsuitable Man: The Photographs of Captain Francis R. Barton. The Journal of Pacific Arts Association 15–16: 42–60



Additional sources and materials

Источники и материалы

ГАТ 1 – Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-156. Оп. 15. Д. 657.

ГАТ 2 – Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 6. Д. 518.

ГАТ 3 – Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И-152. Оп. 8. Д. 157.

СПФ АРАН 1 – Санкт-Петербургский филиал Архива Академии наук. Ф. 142. Оп. 1 (до 1918 г.).

СПФ АРАН 2 – Санкт-Петербургский филиал Архива Академии наук. Ф. Р-IV. Оп. 1. Д. 96.

СПФ АРАН 3 – Санкт-Петербургский филиал Архива Академии наук. Ф. 50. Оп. 2. Д. 205.

От фотографической комиссии 1866 – Всероссийская этнографическая выставка. От фотографической комиссии распорядительного комитета по устройству русской этнографической выставки. М., 1866.

Наставления для… 1875 – Наставления для желающих изготовлять фотографические снимки на пользу антропологии // Известия ИРГО. 1872. Т. 8. № 2. С. 86–88.

Поляков 1877 – Поляков И.С. Письма и отчеты о путешествии в долину р. Оби, исполненном по поручению Императорской Академии наук. Приложение к XXX тому записок ИАН № 2. СПб., 1877.

Устинович, Мендельсон 1935 – Устинович П., Мендельсон Н. И.С. Тургенев. Из неизданной переписки с Б.М. Маркевичем и А.П. Философовой // Звенья. 1935. Т. V. С. 282–303.

Финш, Брэм 1882 – Финш О, Брэм А. Путешествие в Западную Сибирь доктора О. Финша и А. Брэма. М.: тип. М.Н. Лаврова и К°, 1882.

Ядринцев 1887 – Ядринцев Н. Речь на могиле И.С. Полякова // Восточное обозрение. 1887. № 15. С. 16.

Sommier 1885 – Sommier S. Un estate in Siberia: fra Ostiacchi, Samoiedi, Siriénni, Tatári, Kirghísi e Baskíri. Firenze: Ermanno Loescher, 1885.

Система Orphus

Loading...
Up