The Orthodox Mission in Vyatka in the 18th Century: On the Role of the State and Clergy in the Process of Dissemination of the Christian Faith in the Region

 
PIIS086954150009610-1-1
DOI10.31857/S086954150009610-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Vyatka State University
Address: 36 Moskovskaya St., Kirov, 610000, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№2
Pages168-182
Abstract

The article discusses the impact of the Russian state on missionary activity in the Vyatka-Kama region in the eighteenthcentury. In the middle Ages, the Orthodox mission was carried out mainly by monks. In the eighteenth century, however, the dominant place in the direction and determination of the main ways of missionary activity was occupied by state institutions. Despite the general strengthening of state influence on the development of the Orthodox mission, there was a weak interest of local authorities in the Christianization of the non-Christian population of Vyatka. The first Vyatka bishops who organized the Orthodox mission received practically no support from the civil authorities. In some cases, the civil administration opposed the successful course of the Orthodox mission. Funding from the state came irregularly, which led to the transfer of costs to the Vyatka bishops. The influence of the state was expressed in partial financial support of missionaries, supplying church utensils, and providing various benefits for those who were baptized.

KeywordsOrthodoxy, Christianization, missionary work, Novocreschenskaia office, Vyatka-Kamа region, Russian Empire, Udmurts, Tatars, newly baptized
Received18.06.2020
Publication date19.06.2020
Number of characters44481
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 Отечественная историография выработала достаточно устойчивый взгляд на роль Российского государства в событиях православного просвещении нерусских народов, проживавших в бассейнах рек Вятки и Камы. Генеральная линия сложившейся парадигмы сводится к утверждению, что эта роль была решающей. Причем каждая историографическая традиция ставила свой акцент на участии государства в процессе христианизации. Дореволюционные исследователи, имея почтительное отношение к институту монархии, не могли не учитывать роли российских царей и цариц в этой деятельности. Священник Стефан Кренкин, изучая историю зарождения вятской миссии, писал: “Почин делу просвещения глазовских вотяков принадлежи блаженной памяти Императору Петру I” (Кренкин 1899: 654). В схожих тонах изображал эти события вятский историк А. Вештомов (Вештомов 1907: 138–139). В целом, богатая на исследования по данной теме дореволюционная историография редко ставила под сомнение роль монархии в создании и развитии русской миссии. Стоит заметить, что в некоторых работах присутствовал критический взгляд на место государства в истории православного просвещения в XVIII в. Казанский исследователь христианизации народов Поволжья и Вятки, священник Ефимий Малов в своей работе “О Новокрещенской канторе” весьма скептично отнесся к религиозной политике Екатерины II, указав, что мероприятия ее правительства были “благодетельны” для мусульман Поволжья (Малов 1878: 188). Подобный взгляд видим также в работе М. Васильева “Распространение христианства в Казанском крае” (Васильев 1904: 7). И все же общий тон работ сводился к приоритету государственного над церковным. На такие настроения, кажется, оказывала влияние психология синодального периода русской церковной истории.
2 Советская наука оставила Российскому государству то же место, поменяв при этом идеологический акцент. Утверждалось, что православная миссия всегда была проводником интересов самодержавия для угнетения коренных народов России (Никонов 1988: 36) и что христианизация стала “составной частью русификаторской политики царизма” (Рындзюнский 1989: 257). Постсоветская наука не стала исключением и сохранила за государством уже укоренившееся место в истории миссии. Правда, и здесь поменялся акцент. Под воздействием демократизации любая властная структура стала рассматриваться как гнетущая сила, идеологически воздействующая на народы Поволжья и Приуралья (Чикурова 2004: 139). Незыблемой оставалась мысль, что российские власти и православные миссионеры выступали единым фронтом (Ислаев 1999: 10).
3 Трудно отрицать влияние гражданских институтов в истории христианского просвещения. Но все же стоит заметить, что нередким явлением было не только отсутствие поддержки, но даже противодействие миссионерам. В статье мы постараемся представить новый взгляд на участие государства в христианизации и ответить на следующие вопросы: 1) какая власть, гражданская или духовная, непосредственно соприкасалась с язычниками и мусульманами в процессе распространения православной веры; 2) всегда ли государство и миссионеры действовали “одним фронтом”.

Number of purchasers: 0, views: 899

Readers community rating: votes 0

1. Blinov 1865 – Blinov N., svyashh. Inorodcy Severo-Vostochnoj chasti Glazovskogo uezda (dopolnenie k stat`yam o Karsovajskom prixode) // Vyatskie gubernskie vedomosti. 1865. № 63. S. 242–243.

2. Krenkin 1899 – Krenkin S., svyashh. Votyaki Glazovskogo uezda i kratkij ocherk xristianskoj missii sredi nix // Vyatskie eparxial`ny`e vedomosti. 1899. № 13. S. 649–671.

3. Kurochkin 1851 – Kurochkin S.N. Votyaki Malmy`zhskogo uezda Vyatskoj gubernii // Vyatskie gubernskie vedomosti. 1851. № 25. S. 210–214.

4. Malov 1878 – Malov E., svyashh. O Novokreshhenskoj kantore. Rech`, proiznesennaya v torzhestvennom sobranii kazanskoj duxovnoj akademii 1878 g. // Pravoslavny`j sobesednik. 1878. Ch. III. S. 1–208.

5. Opisanie 1868 – Opisanie dokumentov i del, xranyashhixsya v arxive Svyatejshego Pravitel`stvuyushhego Sinoda. T. I. SPb., 1868.

6. Popov 1858 – Popov I. Istorichesko-statisticheskaya zapiska o sele Svyaticzkom i Severo-Zapadnoj chasti Glazovskogo uezda // Vyatskie gubernskie vedomosti. 1858. № 45. S. 382–390.

7. PSZ – Polnoe Sobranie Zakonov Rossijskoj Imperii (Sobranie 1).

8. RGADA – Rossijskij Gosudarstvenny`j Arxiv Drevnix Aktov. F. 425. Op. 3. D. 9. L. 1–5.

9. RGIA 1 – Rossijskij Gosudarstvenny`j Istoricheskij Arxiv (dalee – RGIA). F. 796. Op. 1. D. 157.

10. RGIA 2 – RGIA. F. 796. Op. 21. D. 306. L. 9.

11. RGIA 3 – RGIA. F. 796. Op. 22. D. 611. L. 1 ob.

12. RGIA 4 – RGIA. F. 796. Op. 48. D. 273.

13. RGIA 5 – RGIA. F. 796. Op. 115. D. 165. L. 8–8 ob.

14. Ry`chkov 1770 – Ry`chkov N.P. Zhurnal ili dnevny`e zapiski kapitana Ry`chkova po razny`m provinciyam Rossijskogo gosudarstva, 1769 i 1770 godu. SPb.: Imperatorskaya Akademiya Nauk, 1770.

15. Trudy` 1905 – Trudy` Vyatskoj Uchenoj arxivnoj Komissii. 1905. Vy`p. 1. Otd. III.

16. Farmakovskij 1863 – Farmakovskij I., svyashh. Materialy` dlya istorii Vyatskoj eparxii // Vyatskie eparxial`ny`e vedomosti. 1863. № 4. S. 126–128.

17. Farmakovskij 1879 – Farmakovskij M., prot. Iz otcheta Glazovskogo missionera za 1878 god // Vyatskie eparxial`ny`e vedomosti. 1879. № 20. S. 507–520.

18. CzGAKO 1 – Central`ny`j Gosudarstvenny`j Arxiv Kirovskoj oblasti (dalee – CzGAKO). F. 237. Op. 1. D. 1.

19. CzGAKO 2 – CzGAKO. F. 237. Op. 1. D. 3. L. 109 ob.–110 ob.

20. CzGAKO 3 – CzGAKO. F. 237. Op. 2.

21. CzGAKO 4 – CzGAKO. F. 237. Op. 8. D. 4. L. 1 a–1 a ob.

22. CzGAKO 5 – CzGAKO. F. 237. Op. 74.

23. CzGAKO 6 – CzGAKO. F. 237. Op. 81.

24. CzGAKO 7 – CzGAKO. F. 237. Op. 82.

25. CzGAKO 8 – CzGAKO. F. 237. Op. 86. D. 205. L. 3–4.

26. CzGAKO 9 – CzGAKO. F. 430. Op. 1. D. 190. L. 1 ob.

27. Bekhterev, V. 1880. Votiaki, ikh istoriia i sovremennoe sostoianie [Votyaki, their History and Current Status]. Vestnik Evropy 84: 621–654.

28. Buevskii, A. 1901. Aleksii Titov, Arkhiepiskop Viatskii [Alexy Titov, Archbishop of Vyatka]. Vyatka: Gubernskaia tip.

29. Chikurova, O.V. 2004. Istoricheskie aspekty vzaimodeistviia islama, khristianstva (pravoslaviia) i iazychestva v Volgo-Kam’e (na primere udmurtskogo etnosa) [Historical Aspects of the Interaction of Islam, Christianity (Orthodoxy) and Paganism in the Volga-Kama Region (on the Example of the Udmurt Ethnic Group)]. PhD diss., Institute of Advanced Training and Retraining of Educational Workers of the Udmurt Republic.

30. Efimov, A.B. 2007. Ocherki po istorii missionerstva Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Essays on the History of the Missionary Work of the Russian Orthodox Church]. Moscow: Izd-vo Pravoslavno-Sviato-Tikhvinskogo un-ta.

31. Gotie, Yu. 1913. Istoriia oblastnogo upravleniia v Rossii ot Petra I do Ekateriny II [The History of Regional Governance in Russia from Peter I to Catherine II]. Vol. I. Moscow: MOIDR pri Moskovskom Un-te.

32. Islaev, F.G. 1999. Pravoslavnye missionery v Povolzh’e [Orthodox Missionaries in the Volga Region]. Kazan: Tatarskoe kn. izd-vo.

33. Kappeler, A. 2000. Rossiia – mnogonatsional’naia imperiia [Russia is a Multinational Empire]. Moscow: Progress-Traditsiia: Traditsiia.

34. Luppov, P.N. 1899. Khristianstvo u votiakov so vremeni pervykh istoricheskikh izvestii o nikh do XIX veka [Christianity among the Votyaks from the Time of the First Historical News about them until the 19th Century]. St. Petersburg: Tip. M. P. Frolovoi.

35. Mozharovskii, A.F. 1880. Izlozhenie khoda missionerskogo dela po prosveshcheniiu kazanskikh inorodtsev s 1552 po 1867 goda [A Statement of the Missionary Enlightenment of Kazan’s Foreigners from 1552 to 1867]. Chteniia v Imperatorskom Obshchestve Istorii i Drevnostei Rossiiskikh 2: 1–261.

36. Nikolskii, N.V. 1912. Khristianstvo sredi chuvash srednego Povolzh’ia v XVI–XVIII vekakh [Christianity among the Chuvash of the Middle Volga Region in the 16th – 18th Centuries]. Kazan: Tip. Imperatorskogo Kazanskogo un-ta.

37. Nikonov, A.B. 1988. Kriticheskii analiz missionerskoi deiatel’nosti Russkoi pravoslavnoi tserkvi (1721–1917) [A Critical Analysis of the Missionary Work of the Russian Orthodox Church (1721–1917)]. PhD diss., Leningrad State Pedagogical Institute.

38. Orlov, M.A. 2018. Gramota Ivana Groznogo syr’ianskim udmurtam [Certificate of Ivan the Terrible to Syriansk Udmurts]. Drevniaia Rus’. Voprosy medievistiki 3 (73): 28–33.

39. Ryndzyunskii, P.G. 1989. Tserkov’ v dvorianskoi imperii (XVIII v.). In Russkoe pravoslavie: vekhi istorii [Russian Orthodoxy: Milestones in History], edited by A.I. Klibanov, 230–308. Moscow: Politizdat.

40. Soloviev, S.M. 1996. Sochineniia [Works]. Bk. XVII, Raboty raznykh let [Works of Different Years]. Moscow: Mysl’.

41. Vasiliev, M. 1904. Rasprostranenie khristianstva v Kazanskom krae [The Spread of Christianity in the Kazan Region]. Kazan: Tip. Imperatorskogo Kazanskogo un-ta.

42. Veshtomov, A. I. 1907. Istoriia viatchan so vremeni poseleniia ikh pri reke Viatke do otkrytiia v sei strane namestnichestva ili s 1181 po 1781 god cherez 600 let [The History of the Vyatkians from the Time They Settled at the Vyatka River until the Opening of Governorship in this Country or from 1181 to 1781 in 600 Years]. Kazan: Tip. Imperatorskogo Kazanskogo un-ta.

Система Orphus

Loading...
Up