Communicative Mechanisms of Modern Conceptual Oppositions

 
PIIS013216250004282-3-1
DOI10.31857/S013216250004282-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute of Sociology FCTAS RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameSotsiologicheskie issledovaniya
EditionIssue 3
Pages98-105
Abstract

The article is about battles that unfold in global socio-cultural space and focuses on the qualitative changes in the consciousness of millions of people. The concept of «sense» is regarded here as a virtual construct that consists of multiple levels of communicative-cognitive programs that have a hierarchical organization and focus on intentional (motive-target) dominant. Features of the internal organization of sense constructs that can be expressed in terms not only of communicative means, are discussed in this article. The impact of such constructs may manifest itself for a long time. Special attention is given to the sense constructs, which are aimed at manipulation. The scientific concepts that focus on sense features of communication and interaction between people and therefore affect qualitative features of modern socio-cultural environment are also considered in this article. Positive change is possible only when there are dialogue and understanding between the communicating parties.

Keywordscommunicator, audience, sense, sense construct, understanding, intention, sense battles, manipulation, manipulative technology, dialogue, semiosociopsihology
Received19.03.2019
Publication date25.03.2019
Number of characters23362
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Сосредоточение исследовательского внимания не только на сфере информации, которая традиционно связывается с содержанием (контентом), но и на смыслах, продиктовано следующим соображением: одна и та же информация может быть использована как со знаком «плюс», так и со знаком «минус», в зависимости от намерения коммуникатора1 и, соответственно, от методов (технологий), которыми он пользуется. 1. Термин «коммуникатор» используется здесь для обозначения коллективного источника действий по созданию и распространению смыслов.
2 В современных политических процессах функция коммуникации, - и это знамение времени, – не только освещение и оценка происходящих событий (такая пора давно прошла), но и участие в так называемых «информационных войнах», которые точнее было бы называть войнами смысловыми, поскольку в них информация – средство создания и распространения глобальных смыслов, ориентированных на качественные изменения в содержании и мотивации сознания миллионов людей.
3 На взаимосвязь между доминирующими в обществе смыслами и социально значимыми процессами и действиями обратили внимание еще классики философской и социологической мысли: В. Дильтей [Дильтей, 1966], М. Вебер [1990], А. Шютц [2004]. К числу современных авторов, неоднократно отмечавших взаимосвязь между социальными процессами, личностно-идеационной сферой личности и «живущими» в социуме смыслами, принадлежит Дж. Александер, утверждающий, что всякое действие «в некоторой степени встроено в горизонт аффекта и смысла» [Александер, 2013]. Принципиально новое представление о смысле и понимании смысла в сфере социальной коммуникации предложено в работах Т.М. Дридзе [Дридзе, 1984; 2000], которые выступают методологической основой настоящей статьи.
4 Мишени современных глобальных противостояний – не обязательно материальный мир и даже не люди как физические объекты, как это было в прошлых «горячих» войнах. Разрушительный результат могут иметь и внедренные в сознание людей смыслы, которые значимо влияют на содержательно-эмоциональные особенности «картин мира» (представлений об окружающем мире и о своем месте в нем) миллионов людей. Именно на уровне смыслов и происходят главные сражения современных глобальных противостояний. Ставкой в них оказываются судьбы, репутация, имидж стан, народов, содружеств, организаций, религий и культур. Каждая из сторон смысловых противостояний преследуют цель влияния на «картины миры» миллионов людей на уровне принципиально важной для человека дихотомии «добро – зло» и вытекающих отсюда смысловых оппозиций «хороший – плохой», «честный – нечестный» и т. д.
5 Еще не так давно задача смысловых воздействий решалась посредством влияния на общественное мнение (или его формирования), которое традиционно связывалось с политикой и идеологией и отождествлялось с превалирующими в массмедиа мнениями ведущих представителей политических элит. Однако события последнего времени (результаты недавних выборов президента США, голосование по брекзиту в Англии) показали, что именно содержание сознания людей становится значимой и самостоятельной силой в современном мире. Это происходит благодаря широкому распространению идей демократизации, росту самосознания масс, а также благодаря стремлению все большего числа людей не оказываться пешкой в чужой игре и использовать любые возможности принимать значимые решения исходя из собственных приоритетов и собственных представлений о добре и зле.

Number of purchasers: 2, views: 669

Readers community rating: votes 0

1. Adamyants T.Z. (2016) Latent technologies of information wars and double standard. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No 12: 123–127 (in Russ.).

2. Adamyants T.Z. (2017) Social meanings of global processes and changes: mechanisms and catalysts. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=5020 (In Russ.)

3. Adamyants T.Z. (2016) Sociomental development of personality as a strategic task of Russia. In: Russia: Trends and Prospectivs. Yearbook. Ed. by W.S. Gerasimow. Iss. 11. P. 2. Moscow: INION RAS: 1–13. (In Russ.)

4. Adamyants T.Z. (2015). Sociomental groups in social cognition. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies]. No 7: 117–128. (in Russ).

5. Bart R. (1994) Selected works: Semiotics. Poetics. Moscow: Progress, Univers: 384–391. (In Russ.)

6. Derrida J. (2007) Writing and difference. Moscow: Academ. proekt. (In Russ.)

7. Dilthey W. (1996) Descriptive Psychology. Second Edition. Saint Petersburg: Aleteja. (In Russ.)

8. Dridze T.M. (2000) Two New Paradigms for Social Cognition and Social Practice. Social Communication and Social Management in Ecoanthropocentric and Semio Sociopsychological Paradigms. B. 1. Moscow: IS RAS: 5–42. (In Russ.)

9. Dridze T.M. (1984) Text Activity in the Structure of Social Communication. Moscow: Nauka. (In Russ.)

10. Ionova O.E. (2010).Construction of social reality in the theory of coordinated management of meaning formation. Vestnik MGIMO Universiteta [Bulletin MGIMO University]. No 4: 130–136. (In Russ.)

11. Mann S.R. (1992) Chaos Theory and Strategic Thought. Parameters (US Army War College Quarterly). Vol. XXII, Autumn: 54–68.

12. Nai J. (2006) Flexible Power. How to Succeed in World Politics. Moscow: Trend. (In Russ.)

13. Pearce W.B. (2007) Making Social Worlds: A Communication Perspective. Madlen, MA: Blackwell Publishers.

14. Pearce W.B., Cronen V.E. (1980) Communication, Action and Meaning: The Creation of Social Realities. New York: Praeger.

15. Pocheptsov G.G. (2015) The Information Wars. New Policy Tool. Moscow: Eksmo. (In Russ.)

16. Rastorguev S.P. (2006) Information War. Problems and Models. Moscow: Gelios APV. (In Russ.)

17. Schütz A. (2004) Selected Works: The World of Glowing Sense. Moscow: ROSSPEN. (In Russ.)

18. Weber M. (1990) Selected Works. Moscow: Progress. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up