Православная миссия на Вятке в XVIII в.: к вопросу о роли государства и духовенства в процессе распространения христианской веры в регионе

 
Код статьиS086954150009610-1-1
DOI10.31857/S086954150009610-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Вятский государственный университет
Адрес: ул. Московская 36, Киров, 610000, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы168-182
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о влиянии Российского государства на миссионерскую деятельность в пределах Вятско-Камского региона в XVIII в. Если в Средние века христианизация осуществлялась в основном монашествующими лицами, то в указанный период доминирующее место в направлении и определении основных путей миссии занимают гражданские институты. Несмотря на общее усиление государственного влияния на процесс православного просвещения нехристианского населения, наблюдалась слабая заинтересованность в этом местных властей Вятки. Первые епископы региона, организовавшие миссию, практически не получали поддержки со стороны гражданской администрации. В некоторых случаях она противодействовала успешному ходу христианизации. Государственное финансирование осуществлялось нерегулярно, что приводило к перекладыванию расходов на вятских архиереев. Влияние монархии выразилось в частичной денежной поддержке миссионеров, присылке церковной утвари и предоставлении различных льгот для тех, кто принимал крещение.

Ключевые словаправославие, христианизация, миссионерство, Новокрещенская контора, Вятско-Камский регион, Российская империя, удмурты, татары, новокрещеные
Получено18.06.2020
Дата публикации19.06.2020
Кол-во символов44481
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 Отечественная историография выработала достаточно устойчивый взгляд на роль Российского государства в событиях православного просвещении нерусских народов, проживавших в бассейнах рек Вятки и Камы. Генеральная линия сложившейся парадигмы сводится к утверждению, что эта роль была решающей. Причем каждая историографическая традиция ставила свой акцент на участии государства в процессе христианизации. Дореволюционные исследователи, имея почтительное отношение к институту монархии, не могли не учитывать роли российских царей и цариц в этой деятельности. Священник Стефан Кренкин, изучая историю зарождения вятской миссии, писал: “Почин делу просвещения глазовских вотяков принадлежи блаженной памяти Императору Петру I” (Кренкин 1899: 654). В схожих тонах изображал эти события вятский историк А. Вештомов (Вештомов 1907: 138–139). В целом, богатая на исследования по данной теме дореволюционная историография редко ставила под сомнение роль монархии в создании и развитии русской миссии. Стоит заметить, что в некоторых работах присутствовал критический взгляд на место государства в истории православного просвещения в XVIII в. Казанский исследователь христианизации народов Поволжья и Вятки, священник Ефимий Малов в своей работе “О Новокрещенской канторе” весьма скептично отнесся к религиозной политике Екатерины II, указав, что мероприятия ее правительства были “благодетельны” для мусульман Поволжья (Малов 1878: 188). Подобный взгляд видим также в работе М. Васильева “Распространение христианства в Казанском крае” (Васильев 1904: 7). И все же общий тон работ сводился к приоритету государственного над церковным. На такие настроения, кажется, оказывала влияние психология синодального периода русской церковной истории.
2 Советская наука оставила Российскому государству то же место, поменяв при этом идеологический акцент. Утверждалось, что православная миссия всегда была проводником интересов самодержавия для угнетения коренных народов России (Никонов 1988: 36) и что христианизация стала “составной частью русификаторской политики царизма” (Рындзюнский 1989: 257). Постсоветская наука не стала исключением и сохранила за государством уже укоренившееся место в истории миссии. Правда, и здесь поменялся акцент. Под воздействием демократизации любая властная структура стала рассматриваться как гнетущая сила, идеологически воздействующая на народы Поволжья и Приуралья (Чикурова 2004: 139). Незыблемой оставалась мысль, что российские власти и православные миссионеры выступали единым фронтом (Ислаев 1999: 10).
3 Трудно отрицать влияние гражданских институтов в истории христианского просвещения. Но все же стоит заметить, что нередким явлением было не только отсутствие поддержки, но даже противодействие миссионерам. В статье мы постараемся представить новый взгляд на участие государства в христианизации и ответить на следующие вопросы: 1) какая власть, гражданская или духовная, непосредственно соприкасалась с язычниками и мусульманами в процессе распространения православной веры; 2) всегда ли государство и миссионеры действовали “одним фронтом”.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 895

Оценка читателей: голосов 0

1. Блинов 1865 – Блинов Н., свящ. Инородцы Северо-Восточной части Глазовского уезда (дополнение к статьям о Карсовайском приходе) // Вятские губернские ведомости. 1865. № 63. С. 242–243.

2. Кренкин 1899 – Кренкин С., свящ. Вотяки Глазовского уезда и краткий очерк христианской миссии среди них // Вятские епархиальные ведомости. 1899. № 13. С. 649–671.

3. Курочкин 1851 – Курочкин С.Н. Вотяки Малмыжского уезда Вятской губернии // Вятские губернские ведомости. 1851. № 25. С. 210–214.

4. Малов 1878 – Малов Е., свящ. О Новокрещенской канторе. Речь, произнесенная в торжественном собрании казанской духовной академии 1878 г. // Православный собеседник. 1878. Ч. III. С. 1–208.

5. Описание 1868 – Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Т. I. СПб., 1868.

6. Попов 1858 – Попов И. Историческо-статистическая записка о селе Святицком и Северо-Западной части Глазовского уезда // Вятские губернские ведомости. 1858. № 45. С. 382–390.

7. ПСЗ – Полное Собрание Законов Российской Империи (Собрание 1).

8. РГАДА – Российский Государственный Архив Древних Актов. Ф. 425. Оп. 3. Д. 9. Л. 1–5.

9. РГИА 1 – Российский Государственный Исторический Архив (далее – РГИА). Ф. 796. Оп. 1. Д. 157.

10. РГИА 2 – РГИА. Ф. 796. Оп. 21. Д. 306. Л. 9.

11. РГИА 3 – РГИА. Ф. 796. Оп. 22. Д. 611. Л. 1 об.

12. РГИА 4 – РГИА. Ф. 796. Оп. 48. Д. 273.

13. РГИА 5 – РГИА. Ф. 796. Оп. 115. Д. 165. Л. 8–8 об.

14. Рычков 1770 – Рычков Н.П. Журнал или дневные записки капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства, 1769 и 1770 году. СПб.: Императорская Академия Наук, 1770.

15. Труды 1905 – Труды Вятской Ученой архивной Комиссии. 1905. Вып. 1. Отд. III.

16. Фармаковский 1863 – Фармаковский И., свящ. Материалы для истории Вятской епархии // Вятские епархиальные ведомости. 1863. № 4. С. 126–128.

17. Фармаковский 1879 – Фармаковский М., прот. Из отчета Глазовского миссионера за 1878 год // Вятские епархиальные ведомости. 1879. № 20. С. 507–520.

18. ЦГАКО 1 – Центральный Государственный Архив Кировской области (далее – ЦГАКО). Ф. 237. Оп. 1. Д. 1.

19. ЦГАКО 2 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 1. Д. 3. Л. 109 об.–110 об.

20. ЦГАКО 3 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 2.

21. ЦГАКО 4 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 8. Д. 4. Л. 1 а–1 а об.

22. ЦГАКО 5 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 74.

23. ЦГАКО 6 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 81.

24. ЦГАКО 7 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 82.

25. ЦГАКО 8 – ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 86. Д. 205. Л. 3–4.

26. ЦГАКО 9 – ЦГАКО. Ф. 430. Оп. 1. Д. 190. Л. 1 об.

27. Бехтерев В. Вотяки, их история и современное состояние // Вестник Европы. 1880. Т. 84. С. 621–654.

28. Буевский А. Алексий Титов, Архиепископ Вятский. Вятка: Губернская тип., 1901.

29. Васильев М. Распространение христианства в Казанском крае. Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1904.

30. Вештомов А.И. История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества или с 1181 по 1781 год через 600 лет. Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1907.

31. Готье Ю. История областного управления в России от Петра I до Екатерины II. Т. I. М.: МОИДР при Московском Ун-те, 1913.

32. Ефимов А.Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Изд-во Православно-Свято-Тихвинского ун-та, 2007.

33. Ислаев Ф.Г. Православные миссионеры в Поволжье. Казань: Татарское кн. изд-во, 1999.

34. Каппелер А. Россия – многонациональная империя. М.: Прогресс-Традиция: Традиция, 2000.

35. Луппов П.Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. СПб.: Тип. М. П. Фроловой, 1899.

36. Можаровский А.Ф. Изложение хода миссионерского дела по просвещению казанских инородцев с 1552 по 1867 года // Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских. Кн. Первая. 1880. С. 1–261.

37. Никольский Н.В. Христианство среди чуваш среднего Поволжья в XVI–XVIII веках. Казань: Тип. Императорского Казанского ун-та, 1912.

38. Никонов А.Б. Критический анализ миссионерской деятельности Русской православной церкви (1721–1917). Дис. … канд. филос. наук. Ленинградский государственный педагогический институт, Ленинград, 1988.

39. Орлов М.А. Грамота Ивана Грозного сырьянским удмуртам // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. № 3 (73). С. 28–33.

40. Рындзюнский П.Г. Церковь в дворянской империи (XVIII в.) // Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989. С. 230–308.

41. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. XVII: Работы разных лет. М.: Мысль, 1996.

42. Чикурова О.В. Исторические аспекты взаимодействия ислама, христианства (православия) и язычества в Волго-Камье (на примере удмуртского этноса). Дис. … канд. ист. наук. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, Ижевск, 2004.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх