Деконструировать конструктивизм, чтобы понять Россию (пер. с фр. Е.И. Филипповой).

 
Код статьиS086954150009607-7-1
DOI10.31857/S086954150009607-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: атташе по сотрудничеству в области среднего и высшего образования
Аффилиация: Посольство Франции в Республике Беларусь
Адрес: Пл. Свободы 11, Минск, 220030, Беларусь
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы138-152
Аннотация

В статье анализируются причины непонимания французскими и, шире, западными исследователями места этничности в системе общественных и научных представлений России и постсоветских государств. Это непонимание объясняется как причинами исторического характера, так и происходящей в последние годы переоценкой ценностей. Национальные элиты пытаются “ухватиться” за то, что отличает их от других. Во Франции новой идеологией становятся Права человека, в России – имперски окрашенный патриотизм. В то же время перед лицом острой необходимости общего понимания истоков и сути межобщинных и геополитических конфликтов следует попытаться разобраться в причинах различия в подходах к инаковости в рамках примордиалистской и конструктивистской парадигм в Восточной и Западной Европе соответственно.

Ключевые словаРоссия, Франция, примордиализм, конструктивизм, национализм, идентичность, этничность, глобализация, элиты, популизм, индивидуализм
Получено18.06.2020
Дата публикации19.06.2020
Кол-во символов47326
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Кто я? Всегда ли я один и тот же человек и что делает меня частью группы? На кого я похож в Фейсбуке, и кто мои друзья в Инстаграме? Все сегодня буквально разрываются между потребностью быть частью “мы” (будь то пара или группа) – и стремлением освободиться, сотворить себя (воспитать свое “я” или хотя бы запечатлеть его на селфи), между надеждой на постоянство – и непреодолимым желанием изменений. Глобализация ставит перед индивидами новые экзистенциальные вопросы, одновременно ограничивая возможность обществ предложить на них ответы. Моя идентичность столь же изменчива, как и мой профиль в социальных сетях. Каким может быть мое “Я” в мире, разорванном на части, лишенном центра, стоящем на зыбком фундаменте? Какой я француз в этом многополярном мире, часть которого враждебна плодам Просвещения? Чего не может понять Национальный фронт, выступая против миграции, против евроинтеграции, против утраты национальной идентичности – это того, что настоящая проблема состоит именно во взаимодействии глобального и национального. Альтернатива: закрыться в идеализированной коллективной идентичности или радостно принять философию и образ жизни космополита – соответствует новому социологическому разделению на народ и элиту. Движение “желтых жилетов” и рост популизма в Европе (в последнее время – в Германии и Великобритании) выражают гнев “народа” перед лицом последствий глобализации. Люди на Западе, прежде уверенные в превосходстве их цивилизации, сейчас чувствуют себя в полной изоляции.
2 Со своей стороны, постсоветская Россия после мучительного усвоения в 1990-х неолиберальной модели англосаксонского образца сегодня кажется маяком для нелиберальных демократий (Le Torrivellec 2017). Возрождая национальные рамки, многие страны закрывают или восстанавливают свои границы (примеры – мировой миграционный кризис или брексит). Присоединяя Крым, Владимир Путин также действовал во имя национального единства, ради которого он готов идти до конца. Это сделало его козлом отпущения для европейских элит, которые пытаются уверить себя в том, что национальные государства не нужны. В то же время внутри самих национальных государств общественное согласие рушится под натиском индивидуальных прав и частных идентичностей, носителями которых становятся требовательные и взыскательные гиперсвязанные индивиды.
3 В этом контексте переоценки ценностей национальные элиты пытаются “ухватиться” за то, что отличает их от других. Во Франции новой идеологией становятся Права человека, в России – имперски окрашенный патриотизм. Французы обвиняют русских в расизме, русские же, в свою очередь, заявляют, что во Франции не осталось французов. Когда россиянин, вне зависимости от его этнической принадлежности, смотрит на игру французской футбольной сборной, он не может избавиться от мысли, что в ней нет “настоящих”, “коренных” французов. Его реакция инстинктивна, и было бы ошибкой считать его “жертвой путинской пропаганды”. То, что российские СМИ представляли беспорядки во французских пригородах осенью 2005 г. как “бунт африканцев”, объясняется глубоко укоренившимися примордиалистскими представлениями об идентичности. Применительно к этничности примордиализм заключается в уверенности в существовании этнических групп, отдельных друг от друга и определяемых по языку и культуре. Эти представления можно также назвать эссенциалистскими, основанными на идее о том, что сущности не зависят от их общественного признания. Для россиянина идентичность человека определяется прежде всего этническим происхождением, поэтому ему трудно представить себе, что темнокожий может быть французом; его индивидуальное восприятие базируется на коллективных представлениях, складывавшихся веками, что следует принимать во внимание. Однако этого почти никогда не происходит. Мало кто из сторонних наблюдателей пытается понять, что думают россияне. Гораздо проще обвинить их в том, что они – расисты и гомофобы, а значит – враждебны демократии и довольны своим диктатором. Так создается представление о России как о стране реакционной и враждебной. В такой ситуации нет необходимости в более глубоком анализе, поскольку все легко объясняется с позиции Прав человека.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1151

Оценка читателей: голосов 0

1. ВПН 2010 г. – Численность и размещение населения. Т. 1 // Всероссийская перепись населения 2010 г. http://www.perepis-2010.ru/results_of_the_census/results-inform.php

2. Le Drian J.-Y. 2018 – Le Drian J.-Y. Discours de clôture. Conférence des ambassadeurs et des ambassadrices. Paris, le 29 août 2018.

3. Amselle J.-L. L’ethnicisation de la France. P.: Nouvelles éditions Lignes, 2011.

4. Anderson B. 1983. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L.: Verso.

5. Bauman Z. S’acheter une vie. Arles: Actes Sud, 2008.

6. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge. Garden City: Anchor Books, 1966.

7. Cadiot J. Le laboratoire impérial, Russie/URSS, 1860–1940. P.: Éditions du CNRS, 2007.

8. Castoriadis C. L’institution imaginaire de la société. P.: Seuil, 1975.

9. Derrida J. De la Grammatologie. P.: Minuit. 1967.

10. Fest J.C. Hitler: Eine Biographie. Berlin: Propyläen Verlag Ullstein, 1973.

11. Filippova E. De l’ethnographie à l’ethnologie: changer de nom ou changer de paradigme? L’école russe d’ethnologie, 1989–2008 // L’Homme. 2010. n° 194. P. 41–56. https://doi.org/10.4000/lhomme.22366

12. Gellner E. Nations and Nationalism. Ithaca: Cornell University Press, 1983.

13. Goffman E. Stigmate. Les usages sociaux des handicaps. P.: Éditions de Minuit, 1975 [1963].

14. Hacking I. Entre science et réalité. La construction sociale de quoi? P.: La Découverte, 2008.

15. Hirsch F. Empire of Nations, Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet Union. Ithaca: Cornell University Press, 2005.

16. Hobsbawm E., Ranger T. (eds). The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. https://doi.org/10.1017/CBO9781107295636

17. Kappeler A. La Russie, Empire multiethnique. P.: Institut d’Études slaves, 1994.

18. Le Torrivellec X. Entre steppes et stèles. Territoires et identités au Bachkortostan // Cahiers du monde russe. 2000. 41/2–3. https://doi.org/10.4000/monderusse.52

19. Le Torrivellec X. La langue des enfants soviétiques: langues, éducation et société en Volga-Oural (de 1938 aux années 1960) // Cacophonies d’empire: le gouvernement des langues dans l’Empire russe et l’Union soviétique / Eds. J. Cadiot, D. Arel, L. Zakharova. P.: Éditions du CNRS, 2010а. P. 229–254.

20. Le Torrivellec X. Croyants et communistes au tir à la corde : religions, idéologie et tradition festive du saban tuj en Volga-Oural (XIXe – XXIe siècles) // Slavica Occitania. 2010b. n° 29: La religion de l’Autre : réactions et interactions entre religions dans une Russie multiconfessionnelle. P. 205–239.

21. Le Torrivellec X. Des nomades aux monades: patriotisme, citoyenneté et sous-idéologies nationales dans une Russie multiethnique // Hérodote. 2012. n° 146–147: La géopolitique des géopolitiques. P. 159–182. https://doi.org/10.3917/her.146.0159

22. Le Torrivellec X. 1917–2017: où va la Russie ? Une puissance eurasienne dans un monde nouveau // Hérodote. 2017. n° 166–167: La Russie: 1917–2017. P. 81–97. https://doi.org/10.3917/her.166.0081

23. Lewin M. La grande mutation soviétique. P.: La découverte, 1989.

24. Martin T. The Affirmative Action Empire: Nations and Nationalism in the Soviet Union, 1923–1939. Ithaca: Cornell University Press, 2001.

25. Pfefferkorn R., Sanchez J.-N. La fabrique des imaginaires nationaux, introduction // Raison présente. 2015. n° 193. P. 13–17. https://doi.org/10.3917/rpre.193.0013

26. Radvanyi J., Laruelle M. La Russie entre peurs et défis. P.: Armand Colin, 2016.

27. Sanborn J.A. Drafting the Russian Nation: Military Conscription, Total War, and Mass Politics, 1905–1925. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2002.

28. Slezkine Y. The USSR as a Communal Apartment, or How a Socialist State Promoted Ethnic Particularism // Slavic Review. 1994. Vol. 53 (2). P. 414–452.

29. Vichnevski A. La faucille et le rouble, La modernisation conservatrice en URSS. P.: Gallimard, 2000.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх