Traditional and New Places of Religious Pilgrimage in Buryatia

 
PIIS086954150009604-4-1
DOI10.31857/S086954150009604-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the RAS
Address: 6 Sakhyanovoy St., Ulan-Ude, 670047, Russia
Affiliation: Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the RAS
Address: 6 Sakhyanovoy St., Ulan-Ude, 670047, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№2
Pages47-60
Abstract

The article discusses the current religious situation in Buryatia where Shamanic and Buddhist organizations are in search for the “mysterious” and “miraculous”. This activity aims at restoring and popularizing the cults and loci that both Buddhists and Shamanists have revered as sacred since old times. Simultaneously, religious workers are interested in updating and expanding the map of sacred places that would become objects of pilgrimage for believers from different regions of Russia and abroad. Among them, most attractive is the Hambo Lama Itigelov’s phenomenon which inspires numerous people to visit the Ivolginsky datsan. Among the visitors, there are not only Buddhist believers-pilgrims who hope for a blessing, but also non-religious people who seek a rational explanation for the miracle. The pilgrimage to the Holy Lama helps maintain the image of the republic as a sacred territory.The interest of pilgrims in Buryatia for the sacred places promising the childless couples the joy of motherhood and fatherhood does not fade away. The most famous among those is the place of manifestation of the image of the goddess Saraswati–Yanzhima in Buryatia. The appearance of new holy places on the sacred map of the region, as well as the formation of new cults, is the result of the vigorous activity of religious Shamanistic and Buddhist organizations.

Keywordspilgrimage, ethnic-national revival, Buryatia, Buddhism, sacred places
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Ministry of Education and Science of the Russian Federation [АААА-А17-117021310269-9]
Received18.06.2020
Publication date19.06.2020
Number of characters35319
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 Паломничество – универсальная древняя религиозная традиция, сложившаяся в русле монотеистических религий, в XXI в. обретает формат наиболее массовых культурных явлений, развиваясь в соответствии с запросами туристической индустрии. Религиозное паломничество представляет собой сложное и многообразное духовное и социокультурное явление, возрождение которого в российской действительности происходит в контексте десекуляризации общественного сознания. Процессы этнонационального возрождения, охватившие все пространство России, основываются на фундаменте традиционной культуры, главным компонентом которой считаются религия и религиозные ценности. А поскольку представления о традиционной культуре этнических групп чаще всего ассоциируются именно с религиозно-культовыми практиками, то религиозные традиции стали и наполнением, и главным механизмом культурных процессов в самых разных аспектах – от мировоззренческих до социально-идентификационных. Благоприятные условия для возрождения религиозной культуры, сложившиеся в России в ходе демократических реформ конца XX – начала XXI в., заключались также и в том, что для верующих нашей страны с падением “железного занавеса” границы известного им мира раздвинулись.
2 Религиозное паломничество как социокультурный феномен всегда привлекало внимание исследователей – культурологов, философов, географов, этнографов, религиоведов и антропологов. Тему паломничества и феномен сакральных мест анализировали с разных позиций Д.Н. Замятин (Замятин 2009), Н.Л. Жуковская (Жуковская 2013), C.A. Панарин (Панарин 2017), Т.Б. Щепанская (Щепанская 2003), М.Б. Марзаева (Марзаева 2010) и др.
3 Для буддистов России центрами притяжения стали исконные территории зарождения и развития буддизма – крупные религиозные центры Индии, Тибета, Непала, Китая. Согласно преданию, идею о паломничестве высказал сам Будда: перед тем как войти в Махапаринирвану, Будда назвал своим ученикам четыре места, посещение которых станет для них источником вдохновения после его ухода. Это Лумбини, где он родился, Бодхгая, где он достиг Просветления, Олений парк в Сарнатхе, где он прочитал первую проповедь, и Кушинагар, где он вошел в Махапаринирвану. Цель посещения этих мест состояла в том, чтобы там ученики размышляли о конкретных событиях жизни Будды и обретали вдохновение. К III в. до н.э. к этим святым местам прибавились еще четыре: Саваттхи, Санкасия, Раджагриха и Вайшали, тоже связанные с разными эпизодами жизни Будды. Таким образом, в маршрут буддийского паломничества в Индии входят восемь великих мест.
4 Однако по мере распространения буддизма география и число объектов, к которым стремились верующие, существенно расширялись. Так, в Бурятии паломничество совершается, в частности, к знаменитым ступам, в которых находятся буддийские святыни. Например, недавно восстановленная в Кижингинском р-не ступа Джарун Хашор (самая большая в России) становится одним из важных мест паломничества. Внутри ступы находятся полное собрание сочинений буддийского канона “Ганджур” и “Данжур”, другие священные тексты и мантры, а также семь буддийских драгоценностей. При этом цели паломничества остаются неизменными. Их можно формулировать по-разному, но в их основе всегда почитание и вера, очищение мыслей, речи и действий, осознание единства Будды, Сангхи и Дхармы. Помимо достижения религиозно-духовных целей, паломничество способствует моральному усовершенствованию личности. В настоящее время уже не требуется столь значительных усилий для совершения дальних путешествий и преодоления множества неудобств и сложностей, как это было в древности. Однако и сейчас в число достоинств паломника входят скромность в быту и поведении, способность довольствоваться малым в пище и ночлеге, проявление терпения и доброты, подношения святыне, составленные из того, что уместно и доступно в данной стране и культуре, оказание материальной поддержки членам сангхи, заботящимся о святом месте. Святыни – это самое подходящее место для размышлений о Будде и для практик усовершенствования личности. Приложив должные усилия, ум и знания, паломник развивает парамиты (совершенства), что способствует накоплению благой кармы. Результаты посещения святого места долгосрочны:

Number of purchasers: 1, views: 1153

Readers community rating: votes 0

1. Badmarinchinov 2006 – Badmarinchinov N. Mirovoj fenomen Xambo lamy` Itige`lova i problema bessmertiya // Buryatiya. 2006. 15 dekabrya. S. 4.

2. Bajkal Daily 2017 – Nemeczkij uchyony`j: na Ol`xone est` ugroza obrusheniya my`sa // Bajkal Daily. 21.10.2019. https://www.baikal-daily.ru/news/16/265556

3. PMA 1 – Polevy`e materialy` avtora, g. Ulan-Ude`, Respublika Buryatiya. Sentyabr` 2015 g. (informant: D.S. Zham`yanova, 1959 g.r).

4. PMA 2 – Polevy`e materialy` avtora, g. Ulan-Bator, Mongoliya. Avgust 2010 g. (informant: Ichinnorma, 1948 g.r.).

5. PMA 3 – Polevy`e materialy` avtora, g. Ulan-Bator, Mongoliya. Avgust 2010 g. (informant: Naczagdorzh, 1983 g.r.).

6. PMA 4 – Polevy`e materialy` avtora, s. Bajtog E`xirit-Bulagatskogo r-na Irkutskoj obl. Iyul` 2004 g. (informant: Basxaev G.V., 1931 g.r.).

7. Linxovoin 2012 – Linxovoin L. Lodon bagshy`n de`bte`rhe`e`. Materialy` na buryatskom i russkom yazy`kax. Ulan-Ude`: Izd-vo Buryaad-mongol nom, 2012.

8. Maxachkeev 2006 – Maxachkeev A. Bor`ba Sangxi: istoriya i sovremennost` // Bajkal media konsalting. 01.08.2006. http://baikal-media.com/2006/05/17/borba-sangkhi-istoriya-i-sovremennost

9. Maxachkeev 2011 – Maxachkeev A.V. Portret ierarxa. XXIV Pandido Xambo lama Damba Ayusheev. Ulan-Ude`: NovaPrint, 2011.

10. Maxachkeev 2019 – Maxachkeev A. Palomnichestvo v Indiyu mozhet perevernut` soznanie. 11.10.2019. https://asiarussia.ru/buddhism/14895

11. Nacional`ny`j muzej RB 2019 – 30 oktyabrya sostoitsya prezentaciya knigi Ally` Namsaraevoj “Xambo lama E`tigelov. Zhizn` kak vy`zov” // Nacional`ny`j muzej Respubliki Buryatiya. 30.10.2019. http://muzeyrb.ru/2019/10/24/30-oktyabrya-sostoitsya-prezentaciya-knigi

12. Naczov 2012 – Naczov G.-N. Materialy` po istorii i kul`ture buryat. Ch. I / Vvedenie, per. i prim. G.R. Galdanovoj. Ulan-Ude`: BNCz SO RAN, 1995.

13. Nikitina 2014 – Nikitina T. Pochemu fenomen Itige`lova ne pomog Buryatii // Gazeta RB. 03.10.2019. https://gazetarb.ru/news/section-society/detail-207127

14. Novaya Buryatiya 2012 – Palomnicheskie tury` v Buryatii: otkry`vaya svyaty`nyu v sebe // Novaya Buryatiya. 09.08.2019. https://newbur.ru/n/33088

15. Skripunov 2018 – Skripunov A. Buryatskoe chudo. Kak rossijskij lama stal bozhestvom dlya inostrancev // RIA Novosti. 21.10.2019. https://ria.ru/20180510/1520164197.html

16. Alekseev-Apraksin, A.M. 2013. Krosskul’turnye kontakty: turizm i palomnichestvo [Cross-Cultural Contacts: Tourism and Pilgrimage]. Studia Culturae 18: 29–34.

17. Chan Khoon San. 2002. Buddhist Pilgrimage. Kuala Lumpur: Majujaya Indah Sdn. Bhd.

18. Gomboev, B.Ts. 2006. Kul’tovye mesta Barguzinskoi doliny [Cult Places of the Barguzin Valley]. Ulan-Ude: Izdatel’sko-poligraficheskii kompleks VSGAKI.

19. Khangalov, M.N. 1958. Sobranie sochinenii [Collected Works]. Vol. I. Ulan-Ude: Buriatskoe knizhnoe izdatel’stvo.

20. Khandagurova, M.V. 2008. Obriadnost’ kudinskikh i verkholenskikh buriat vo vtoroi polovine XX v. (basseinov verkhnego i srednego techeniia rek Kuda, Murino i Kamenka) [The Rituals of the Kudinskie and Verkholenskie Buryats in the Second Half of the Twentieth Century (Basins of the Upper and Middle Reaches of the Kuda, Murino and Kamenka Rivers)]. Irkutsk: Amtera.

21. Kharlamova, Yu.V. 2012. Bor’ba s palomnichestvom k sviatym istochnikam v Tul’skoi oblasti [The Fight against Pilgrimage to the Holy Sources in the Tula Region]. Tul’skii kraevedcheskii al’manakh 9: 139–140.

22. Marzayeva, M.B. 2010. Osobennosti protsessa vozrozhdeniia buddizma v Respublike Kalmykiia [Features of the Process of the Revival of Buddhism in the Republic of Kalmykia]. Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii 7: 32–36.

23. Munhbat, D. 2018. Palomnichestvo mongolov traditsii i sovremennost [Pilgrimage of the Mongols: Traditions and Modernity]. Narodi i religii Evrasii 2 (15): 79–85.

24. Namsaraeva, S.B. 2008. Politicheskii aspekt religioznoi zhizni sovremennoi Buriatii [The Political Aspect of the Religious Life of Modern Buryatia]. In Religiia v istorii i kul’ture mongoloiazychnykh narodov Rossii [Religion in the History and Culture of the Mongol-Speaking Peoples of Russia], edited by N.L. Zhukovskaia, 58–88. Moscow: Vostochnaia literatura.

25. Osokin, G.M. 1906. Na granitse Mongolii. Ocherki i materialy k etnografii yugo-zapadnogo Zabaikal’ia [On the Border of Mongolia: Essays and Materials for the Ethnography of Southwestern Transbaikalia]. St. Petersburg: Tipografiia A.S. Suvorina.

26. Panarin, S.A. 2017. Transgranichnye migratsii s vostoka na zapad, v Rossiu i na vostok v proshlom i nastoiashchem [Cross-Border Migrations from East to West, to Russia and East in the Past and Present]. Vostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost’ 3: 181–186.

27. Rabinovich, E.I., and Z.A. Krinskaia. 2014. “Cherez dva mesiatsa ona zaberemenela”: konstruirovanie kul’ta bogini Yanzhimy v Barguzinskoi doline [“Two Months Later She Became Pregnant”: The Construction of the Cult of the Goddess Yanzhima in the Barguzin Valley]. In Rossiia i Vostok: kul’turnye sviazi v proshlom i nastoiashchem. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii (IX Kolosnitsynskie chteniia) [Russia and the East: Cultural Relations in the Past and Present Materials of the International Scientific Conference (IX Kolosnitsyn Readings)], edited by. E.I. Rabinovich, 78–84. Ekaterinburg: Izdatel’stvo Gumanitarnogo universiteta.

28. Sodnompilova, M.M., et al. 2013. Iz Azii v Sibir’ ili v poiskakh Novogo Sveta (polozhenie trudovykh migrantov iz Tsentral’noi Azii v Baikal’skoi Sibiri) [From Asia to Siberia or in Search of a New World (The Situation of Labor Migrants from Central Asia to Baikal Siberia)]. Ulan-Ude: Izdatel’stvo BNC SO RAN.

29. Sodnompilova, M.M., and B.Z. Nanzatov. 2015. Narodnaia ginekologiia mongol’skikh narodov: perinatal’nyi period, rody i lechenie besplodiia [Folk Gynecology of the Mongolian Peoples: The Perinatal Period, Childbirth and Infertility Treatment]. Vestnik Buriatskogo nauchnogo tsentra SO RAN 2 (18): 39–54.

30. Starodubov, V.I., and L.P. Sukhanova. 2012. Reproduktivnye problemy demograficheskogo razvitiia Rossii [Reproductive Problems of the Demographic Development of Russia]. Moscow: Izdatel’skii dom “Menedzher zdravookhraneniia”.

31. Syrtypova, S.-Kh.D. 2007. Sviatyni kochevnikov Transbaikal’ia [Shrines of Nomads Transbaikalia]. Ulan-Ude: Izdatel’stvo BGU.

32. Termen, A.I. 1912. Sredi buriat Irkutskoi gubernii i Zabaikal’skogo kraia. Ocherki i vpechatleniia [Among the Buryats of the Irkutsk Province and the Trans-Baikal Territory: Essays and Impressions]. St. Petersburg: Tipografiia Ministerstva Vnutrennikh Del.

33. Shchepanskaia, T. 2003. Kul’tura dorogi v russkoi miforitual’noi traditsii XIX–XX vv. [The Culture of the Road in the 19th–20th Century Russian Tradition of Myths and Rituals]. Moscow: Indrik.

34. Zamiatin, D.N. 2009. Fenomen palomnichestva: geograficheskie obrazy i ekzistencial’nye prostranstva [The Pilgrimage Phenomenon: Geographical Images and Existential Spaces]. Mir psikhologii 1 (57): 102–111.

35. Zhukovskaia, N.L. 2008. Buddizm i shamanizm kak faktory formirovaniia buriatskogo mentaliteta [Buddhism and Shamanism as Factors in the Formation of the Buryat Mentality]. In Religiia v istorii i kul’ture mongoloiazychnykh narodov Rossii [Religion in the History and Culture of the Mongol-Speaking Peoples of Russia], edited by N.L. Zhukovskaia, 9–37. Moscow: Vostochnaia literatura.

36. Zhukovskaya, N.L. 2013. O buddizme i buddistakh. Stat’i raznykh let, 1969–2011 [About Buddhism and Buddhists: Articles of Different Years, 1969–2011]. Moscow: Orientaliia.

Система Orphus

Loading...
Up