Традиционные и новые места религиозного паломничества в Бурятии

 
Код статьиS086954150009604-4-1
DOI10.31857/S086954150009604-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Адрес: ул. Сахъяновой 6, Улан-Удэ, 670047, Россия
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Адрес: ул. Сахъяновой 6, Улан-Удэ, 670047, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы47-60
Аннотация

В XXI в. силами религиозных шаманских и буддийских организаций, находящихся в постоянном поиске “таинственного” и “чудесного”, в этнической Бурятии восстанавливаются и популяризируются священные в прошлом для буддизма и шаманизма культы и локусы, обновляется и расширяется карта священных мест, которые привлекают паломников из разных регионов России и из дальнего зарубежья. Так, в Иволгинский дацан к “Нетленному Телу” Хамбо-ламы Итигэлова приезжают не только верующие буддисты, надеющиеся на благословение, но и нерелигиозные люди, стремящиеся найти рациональное объяснение чуду. Паломничество к святому ламе способствует поддержанию имиджа республики как сакральной территории. Не угасает интерес паломников внутри этнической Бурятии и к дарующим бездетным парам радость материнства и отцовства священным местам, самое знаменитое из которых расположено в Курумканском р-не между селами Ярикта и Элэсун, где проявился на камне образ богини Сарасвати – Янжимы.

Ключевые словапаломничество, этнонациональное возрождение, Бурятия, буддизм, сакральные локусы
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Государственное задание Министерства образования и науки РФ [проект XII.191.1.1.]: Трансграничье России, Монголии и Китая: история, культура, современное общество [номер госрегистрации № АААА-А17-117021310269-9]
Получено18.06.2020
Дата публикации19.06.2020
Кол-во символов35319
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1 Паломничество – универсальная древняя религиозная традиция, сложившаяся в русле монотеистических религий, в XXI в. обретает формат наиболее массовых культурных явлений, развиваясь в соответствии с запросами туристической индустрии. Религиозное паломничество представляет собой сложное и многообразное духовное и социокультурное явление, возрождение которого в российской действительности происходит в контексте десекуляризации общественного сознания. Процессы этнонационального возрождения, охватившие все пространство России, основываются на фундаменте традиционной культуры, главным компонентом которой считаются религия и религиозные ценности. А поскольку представления о традиционной культуре этнических групп чаще всего ассоциируются именно с религиозно-культовыми практиками, то религиозные традиции стали и наполнением, и главным механизмом культурных процессов в самых разных аспектах – от мировоззренческих до социально-идентификационных. Благоприятные условия для возрождения религиозной культуры, сложившиеся в России в ходе демократических реформ конца XX – начала XXI в., заключались также и в том, что для верующих нашей страны с падением “железного занавеса” границы известного им мира раздвинулись.
2 Религиозное паломничество как социокультурный феномен всегда привлекало внимание исследователей – культурологов, философов, географов, этнографов, религиоведов и антропологов. Тему паломничества и феномен сакральных мест анализировали с разных позиций Д.Н. Замятин (Замятин 2009), Н.Л. Жуковская (Жуковская 2013), C.A. Панарин (Панарин 2017), Т.Б. Щепанская (Щепанская 2003), М.Б. Марзаева (Марзаева 2010) и др.
3 Для буддистов России центрами притяжения стали исконные территории зарождения и развития буддизма – крупные религиозные центры Индии, Тибета, Непала, Китая. Согласно преданию, идею о паломничестве высказал сам Будда: перед тем как войти в Махапаринирвану, Будда назвал своим ученикам четыре места, посещение которых станет для них источником вдохновения после его ухода. Это Лумбини, где он родился, Бодхгая, где он достиг Просветления, Олений парк в Сарнатхе, где он прочитал первую проповедь, и Кушинагар, где он вошел в Махапаринирвану. Цель посещения этих мест состояла в том, чтобы там ученики размышляли о конкретных событиях жизни Будды и обретали вдохновение. К III в. до н.э. к этим святым местам прибавились еще четыре: Саваттхи, Санкасия, Раджагриха и Вайшали, тоже связанные с разными эпизодами жизни Будды. Таким образом, в маршрут буддийского паломничества в Индии входят восемь великих мест.
4 Однако по мере распространения буддизма география и число объектов, к которым стремились верующие, существенно расширялись. Так, в Бурятии паломничество совершается, в частности, к знаменитым ступам, в которых находятся буддийские святыни. Например, недавно восстановленная в Кижингинском р-не ступа Джарун Хашор (самая большая в России) становится одним из важных мест паломничества. Внутри ступы находятся полное собрание сочинений буддийского канона “Ганджур” и “Данжур”, другие священные тексты и мантры, а также семь буддийских драгоценностей. При этом цели паломничества остаются неизменными. Их можно формулировать по-разному, но в их основе всегда почитание и вера, очищение мыслей, речи и действий, осознание единства Будды, Сангхи и Дхармы. Помимо достижения религиозно-духовных целей, паломничество способствует моральному усовершенствованию личности. В настоящее время уже не требуется столь значительных усилий для совершения дальних путешествий и преодоления множества неудобств и сложностей, как это было в древности. Однако и сейчас в число достоинств паломника входят скромность в быту и поведении, способность довольствоваться малым в пище и ночлеге, проявление терпения и доброты, подношения святыне, составленные из того, что уместно и доступно в данной стране и культуре, оказание материальной поддержки членам сангхи, заботящимся о святом месте. Святыни – это самое подходящее место для размышлений о Будде и для практик усовершенствования личности. Приложив должные усилия, ум и знания, паломник развивает парамиты (совершенства), что способствует накоплению благой кармы. Результаты посещения святого места долгосрочны:

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1152

Оценка читателей: голосов 0

1. Бадмаринчинов 2006 – Бадмаринчинов Н. Мировой феномен Хамбо ламы Итигэлова и проблема бессмертия // Бурятия. 2006. 15 декабря. С. 4.

2. Байкал Daily 2017 – Немецкий учёный: на Ольхоне есть угроза обрушения мыса // Байкал Daily. 21.10.2019. https://www.baikal-daily.ru/news/16/265556

3. ПМА 1 – Полевые материалы автора, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия. Сентябрь 2015 г. (информант: Д.С. Жамьянова, 1959 г.р).

4. ПМА 2 – Полевые материалы автора, г. Улан-Батор, Монголия. Август 2010 г. (информант: Ичиннорма, 1948 г.р.).

5. ПМА 3 – Полевые материалы автора, г. Улан-Батор, Монголия. Август 2010 г. (информант: Нацагдорж, 1983 г.р.).

6. ПМА 4 – Полевые материалы автора, с. Байтог Эхирит-Булагатского р-на Иркутской обл. Июль 2004 г. (информант: Басхаев Г.В., 1931 г.р.).

7. Линховоин 2012 – Линховоин Л. Лодон багшын дэбтэрhээ. Материалы на бурятском и русском языках. Улан-Удэ: Изд-во Буряад-монгол ном, 2012.

8. Махачкеев 2006 – Махачкеев А. Борьба Сангхи: история и современность // Байкал медиа консалтинг. 01.08.2006. http://baikal-media.com/2006/05/17/borba-sangkhi-istoriya-i-sovremennost

9. Махачкеев 2011 – Махачкеев А.В. Портрет иерарха. XXIV Пандидо Хамбо лама Дамба Аюшеев. Улан-Удэ: НоваПринт, 2011.

10. Махачкеев 2019 – Махачкеев А. Паломничество в Индию может перевернуть сознание. 11.10.2019. https://asiarussia.ru/buddhism/14895

11. Национальный музей РБ 2019 – 30 октября состоится презентация книги Аллы Намсараевой “Хамбо лама Этигелов. Жизнь как вызов” // Национальный музей Республики Бурятия. 30.10.2019. http://muzeyrb.ru/2019/10/24/30-oktyabrya-sostoitsya-prezentaciya-knigi

12. Нацов 2012 – Нацов Г.-Н. Материалы по истории и культуре бурят. Ч. I / Введение, пер. и прим. Г.Р. Галдановой. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1995.

13. Никитина 2014 – Никитина Т. Почему феномен Итигэлова не помог Бурятии // Газета РБ. 03.10.2019. https://gazetarb.ru/news/section-society/detail-207127

14. Новая Бурятия 2012 – Паломнические туры в Бурятии: открывая святыню в себе // Новая Бурятия. 09.08.2019. https://newbur.ru/n/33088

15. Скрипунов 2018 – Скрипунов А. Бурятское чудо. Как российский лама стал божеством для иностранцев // РИА Новости. 21.10.2019. https://ria.ru/20180510/1520164197.html

16. Алексеев-Апраксин А.М. Кросскультурные контакты: туризм и паломничество // Studia Culturae. 2013. № 18. С. 29–34.

17. Гомбоев Б.Ц. Культовые места Баргузинской долины. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2006.

18. Замятин Д.Н. Феномен паломничества: географические образы и экзистенциальные пространства // Мир психологии. 2009. № 1 (57). С. 102–111.

19. Жуковская Н.Л. Буддизм и шаманизм как факторы формирования бурятского менталитета // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / Отв. ред. Н.Л. Жуковская. М.: Восточная литература, 2008. С. 9–37.

20. Жуковская Н.Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет 1969–2011. М.: Ориенталия, 2013.

21. Марзаева М.Б. Особенности процесса возрождения буддизма в Республике Калмыкия // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. Вып. 7. С. 32–36.

22. Мунхбат Д. Паломничество монголов: традиции и современность // Народы и религии Евразии. 2018. № 2 (15). С. 79–85.

23. Намсараева С.Б. Политический аспект религиозной жизни современной Бурятии // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / Отв. ред. Н.Л. Жуковская. М.: Восточная литература, 2008. С. 58–88.

24. Осокин Г.М. На границе Монголии. Очерки и материалы к этнографии юго-западного Забайкалья. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1906.

25. Панарин С.А. Трансграничные миграции с востока на запад, в Россию и на восток в прошлом и настоящем // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. 2017. № 3. С. 181–186.

26. Рабинович Е.И., Кринская З.А. “Через два месяца она забеременела”: конструирование культа богини Янжимы в Баргузинской долине // Россия и Восток: культурные связи в прошлом и настоящем. Материалы Международной научной конференции (IX Колосницынские чтения) / Отв. ред. Е.И. Рабинович. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2014. С. 78–84.

27. Содномпилова М.М. и др. Из Азии в Сибирь или в поисках Нового Света (положение трудовых мигрантов из Центральной Азии в Байкальской Сибири). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013.

28. Содномпилова М.М., Нанзатов Б.З. Народная гинекология монгольских народов: перинатальный период, роды и лечение бесплодия // Вестник Бурятского научного центра СО РАН. 2015. № 2 (18). С. 39–54.

29. Стародубов В.И., Суханова Л.П. Репродуктивные проблемы демографического развития России. М.: ИД “Менеджер здравоохранения”, 2012.

30. Сыртыпова С.-Х.Д. Святыни кочевников Трансбайкалья. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007.

31. Термен А.И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальского края. Очерки и впечатления. СПб.: Типография Министерства Внутренних Дел, 1912.

32. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Т. I. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1958.

33. Хандагурова М.В. Обрядность кудинских и верхоленских бурят во второй половине ХХ в. (бассейнов верхнего и среднего течения рек Куда, Мурино и Каменка). Иркутск: Амтера, 2008.

34. Харламова Ю.В. Борьба с паломничеством к святым источникам в Тульской области // Тульский краеведческий альманах. 2012. № 9. С. 139–140.

35. Щепанская Т. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003.

36. Chan Khoon San. Buddhist Pilgrimage. Kuala Lumpur: Majujaya Indah Sdn. Bhd., 2002

Система Orphus

Загрузка...
Вверх