Oikonyms and Ethnonyms in Dagestan

 
PIIS086954150006198-7-1
DOI10.31857/S086954150006198-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences
Address: 19 Dm. Ul’ianova St., Moscow, 117292, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№4
Pages173-183
Abstract

Studying the ethnonyms of numerically small peoples of Dagestan testifies to the conclusion that these ethnonyms must have been derived from names of the villages that played an important part in the life of a given ethnic group. Etymologically, names of villages themselves appear to be derivatives of the word denoting “village”. Therefore, ethnonyms, which may bear a meaning unclear to members of the corresponding ethnic group, carry the same denotation of “villagers”. This pattern is evident in some cases and less so in others. Still, this indicates that the origin of early ethnic designations in early ethnic (or proto-ethnic) groups may be related to the process of transformation of oikonyms into ethnonyms. At any rate, this model appears to be applicable to early agricultural sedentary societies, such as those found in Dagestan where the continuity of historical development and traditions constituted a case significantly different from those in other regions of the North Caucasus.

KeywordsDagestan, numerically small peoples, proto-ethnic groups, oikonyms, ethnonyms
Publication date11.09.2019
Number of characters31374
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1

Универсальность магистральной линии исторического процесса предполагает, в частности, существование в древности каких-то более или менее общих моделей образования этнодифференцирующих наименований. Для рассмотрения этого вопроса на региональном уровне благодатный материал предоставляет Северо-Восточный Кавказ. Соответственно, историко-лингвистический анализ древних этнонимов дагестанских народов, как представляется, позволяет обосновать региональные (а в чем-то, может быть, и всеобщие) модели реализации рассматриваемого явления.

2

Для первобытного человека естественной являлась потребность чувствовать себя частью совокупности людей, близких ему по крови и связанных общей социокультурной практикой (единый язык, единые религиозные догмы, обряды, культы, а также общая хозяйственная деятельность). Формой объединения людей, связанных этими характеристиками, были относительно небольшие группы, существовавшие в виде родовой общины. Такая форма самоорганизации содержит в себе зачатки основных социальных институтов, развившихся в ходе исторического процесса в политическую, экономическую, государственную, религиозную, языковую составляющие этносоциума (Тишков 2003).

3

Этнос в сложившемся виде, как принято считать, — это совокупность людей, объединенных чувством своей исторической и культурной общности. На догосударственной стадии этноса в этом смысле слова не существует. Существует лишь его предтеча в виде союзов обитателей небольших поселений (союзы сельских общин), близких друг другу по ряду признаков и, прежде всего, в языковом отношении. Конечно, такое сообщество не является сугубо этническим. Его основные характеристики (социальные, политические, экономические и собственно этнические) синкретичны. Они неразрывны и не проявляются порознь. В бесконечном процессе этнических изменений такие сообщества в стадиальном отношении будут соответствовать понятию протоэтноса. Через это состояние, длившееся многие тысячелетия, прошли все современные народы. В некоторых регионах мира с экстремальными условиями и сохранившимися традиционными формами жизнеобеспечения такое положение остается практически неизменным и в наши дни.

4

Территориальная “малоформатность” социальных образований, присущая общинно-родовому укладу, на первых порах продолжала проявлять себя и после возникновения раннегосударственных институтов. Один из популярных государственно-правовых постулатов даосизма гласит, к примеру, что хорошим является государство, просыпаясь в котором, слышишь утром лай собак из государства соседнего. Это не что иное, как метафорическое определение идеала политического устройства. Идеал лишь потому, что именно таковой (и поэтому казавшейся естественной) была сама практика раннегосударственной стадии или историческая память о таком недавнем прошлом, сохранившаяся у современников Лао Цзы в VI в. до н.э. Само отражение этого факта в письменной традиции древнего Китая лишний раз говорит об универсальности для оседлых народов того явления, о котором идет речь.

Number of purchasers: 3, views: 1651

Readers community rating: votes 0

1. Abdullaev, I.Kh. 2015. Mezhdagestanskie i mezhkavkazskie yazykovye kontakty: istoriko-etimologicheskie, areal’nye i onomasticheskie issledovaniia [Inter-Dagestan and Inter-Caucasian Language Contacts: Historical-Etymological, Area, and Onomastic Studies]. Makhachkala: IIaLI DNTs RAN; Alef.

2. Abdullaev, I.X., and K.Sh. Mikailov. 1971. K istorii dagestanskikh etnonimov Lezg i Lak [To the History of the Dagestan Ethnonym Lezg and Lak]. In Etnografiia imen [Ethnography of Names], 13–26. Moscow: Nauka.

3. Aglarov, M.A. 2013. Etnogenez v svete politantropologii i etnonimii v Dagestane [Ethnogenesis in the Light of Poplitical Anthropology and Ethnonyms in Dagestan]. Makhachkala: Mavraev’.

4. Alekseev, M.E., and B.M. Ataev. 2006. Avarskie etimologii [Avar Etymology]. In Kavkazskii lingvisticheskii sbornik [Caucasian Linguistic Collection], edited by M.E. Alekseev, 5–11. Moscow: Academia.

5. Aliev, B.G. 2017. K voprosu o nazvaniiakh “obshchina”, “soiuz obshchin” i ob etnoterminakh v yazykakh narodov Dagestana [To the Problem of the Terms “Community”, “Union of Communities” and Ethnoterms in the Languages of the Peoples of Dagestan]. Vestnik Instituta istorii, arkheologii i etnografii 1 (49): 16–27.

6. Amirkhanov, Kh.A. 1987. Chokhskoe poselenie: chelovek i ego kul’tura v mezolite i neolite gornogo Dagestana [Chokh Settlement: Man and His Culture in the Mesolithic and Neolithic of Mountainous Dagestan]. Moscow: Nauka.

7. Amirkhanov, Kh.A. 2009. Problema divergentsii avarskogo i andiiskikh iazykov v svete arkheolingvisticheskogo rassmotreniia [The Problem of Divergence of Avar and Andi Languages in the Light of Archeolinguistic Consideration]. Vestnik Instituta istorii, arkheologii i etnografii 3 (19): 3–12.

8. Gumilev, L.N. 1994. Vozniknovenie rossiiskogo prostranstva. Tiaga k istorii [The Emergence of Russian Space. A Yearning for History]. In Arabeski istorii. Bk. I, Russkii vzgliad [The Arabesques of History. Bk. I, The Russian View], edited by A.I. Kurkchi, 280–293. Moskva: DI-DIK.

9. Khangereev, M.D. 2004. Slovoobrazovanie v avarskom yazyke [Word Formation in the Avar Language]. Makhachkala.

10. Klimov, G.A. 1990. Osnovy lingvisticheskoi komparativistiki [Basics of Linguistic Comparativistics]. Moscow: Nauka.

11. Nikolayev, S.L., and S.A. Starostin, eds. 1994. A North Caucasian Etymological Dictionary. Moscow: Asterisk.

12. Tishkov, V.A. 2003. Rekviem po etnosu. Issledovaniia po sotsial’no-kul’turnoi antropologii [Requiem for the Ethnos. Studies on Socio-Cultural Anthropology]. Moscow: Nauka.

13. Uslar, P.K. 1892. Etnografiia Kavkaza. Yazykoznanie. Vol. V, Khiurkalinskii yazyk [Ethnography of the Caucasus. Linguistics. Vol. V. The Hürkali Language]. Tiflis: Izdanie Upravleniia Kavkazskogo Uchebnogo Okruga.

14. Uslar, P.K. 1896. Etnografiia Kavkaza. Yazykoznanie. Vol. VI, Kiurinskii yazyk [Ethnography of the Caucasus. Linguistics. Vol. VI. Kuri Language]. Tiflis: Izdanie Upravleniia Kavkazskogo Uchebnogo Okruga.

Система Orphus

Loading...
Up