Ойконимы и этнонимы в Дагестане

 
Код статьиS086954150006198-7-1
DOI10.31857/S086954150006198-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий отделом археологии каменного века
Аффилиация: Институт археологии РАН
Адрес: ул. Дм. Ульянова 19, Москва, 117292, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№4
Страницы173-183
Аннотация

Анализ этнонимов ряда “малых народов” Дагестана приводит к выводу об их образовании от названий сел, являющихся “главными” для данной этнической общности. При этом этимология названий сел во всех рассматриваемых случаях сводится к понятию “село”. Таким образом, этническое название со смыслом, ныне не ясным для самих носителей разных этнонимов, имеет в рассматриваемой модели одно и то же значение — “сельчане”. В одних случаях образование этнонаименований по такой модели реализовалось явственно, в других же этимология не поддается столь ясному толкованию. Как бы то ни было, рассматриваемый факт свидетельствует о том, что на стадии возникновения самих этносов (протоэтносов) одна из моделей образования древних этнонаименований предполагала трансформацию ойконимов, значимых для данного социума, в его этноним. Велика вероятность, что эта модель была определяющей для обществ (союзов общин) раннеземледельческого типа с глубокими традициями оседлой жизни. Не случайно данный факт обнаруживается именно в Дагестане, традиционная культура которого в сочетании с непрерывностью его исторического развития существенно отличалась от других регионов Северного Кавказа.

Ключевые словаДагестан, малые народы, протоэтносы, ойконимы, этнонимы
Дата публикации11.09.2019
Кол-во символов31374
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.

Оглавление

1

Универсальность магистральной линии исторического процесса предполагает, в частности, существование в древности каких-то более или менее общих моделей образования этнодифференцирующих наименований. Для рассмотрения этого вопроса на региональном уровне благодатный материал предоставляет Северо-Восточный Кавказ. Соответственно, историко-лингвистический анализ древних этнонимов дагестанских народов, как представляется, позволяет обосновать региональные (а в чем-то, может быть, и всеобщие) модели реализации рассматриваемого явления.

2

Для первобытного человека естественной являлась потребность чувствовать себя частью совокупности людей, близких ему по крови и связанных общей социокультурной практикой (единый язык, единые религиозные догмы, обряды, культы, а также общая хозяйственная деятельность). Формой объединения людей, связанных этими характеристиками, были относительно небольшие группы, существовавшие в виде родовой общины. Такая форма самоорганизации содержит в себе зачатки основных социальных институтов, развившихся в ходе исторического процесса в политическую, экономическую, государственную, религиозную, языковую составляющие этносоциума (Тишков 2003).

3

Этнос в сложившемся виде, как принято считать, — это совокупность людей, объединенных чувством своей исторической и культурной общности. На догосударственной стадии этноса в этом смысле слова не существует. Существует лишь его предтеча в виде союзов обитателей небольших поселений (союзы сельских общин), близких друг другу по ряду признаков и, прежде всего, в языковом отношении. Конечно, такое сообщество не является сугубо этническим. Его основные характеристики (социальные, политические, экономические и собственно этнические) синкретичны. Они неразрывны и не проявляются порознь. В бесконечном процессе этнических изменений такие сообщества в стадиальном отношении будут соответствовать понятию протоэтноса. Через это состояние, длившееся многие тысячелетия, прошли все современные народы. В некоторых регионах мира с экстремальными условиями и сохранившимися традиционными формами жизнеобеспечения такое положение остается практически неизменным и в наши дни.

4

Территориальная “малоформатность” социальных образований, присущая общинно-родовому укладу, на первых порах продолжала проявлять себя и после возникновения раннегосударственных институтов. Один из популярных государственно-правовых постулатов даосизма гласит, к примеру, что хорошим является государство, просыпаясь в котором, слышишь утром лай собак из государства соседнего. Это не что иное, как метафорическое определение идеала политического устройства. Идеал лишь потому, что именно таковой (и поэтому казавшейся естественной) была сама практика раннегосударственной стадии или историческая память о таком недавнем прошлом, сохранившаяся у современников Лао Цзы в VI в. до н.э. Само отражение этого факта в письменной традиции древнего Китая лишний раз говорит об универсальности для оседлых народов того явления, о котором идет речь.

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1649

Оценка читателей: голосов 0

1. Абдуллаев И.X., Микаилов К.Ш. К истории дагестанских этнонимов Лезг и Лак // Этнография имен. М.: Наука, 1971. С. 13–26.

2. Абдуллаев И.Х. Междагестанские и межкавказские языковые контакты: историко-этимологические, ареальные и ономастические исследования. Махачкала: ИЯЛИ ДНЦ РАН; Алеф, 2015.

3. Агларов М.А. Этногенез в свете политантропологии и этнонимии в Дагестане. Махачкала: МавраевЪ, 2013.

4. Алексеев М.Е., Атаев Б.М. Аварские этимологии // Кавказский лингвистический сборник / Отв. ред. М.Е. Алексеев. М.: Academia, 2006. С. 5–11.

5. Алиев Б.Г. К вопросу о названиях “община”, “союз общин” и об этнотерминах в языках народов Дагестана // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2017. № 1 (49). С. 16–27.

6. Амирханов Х.А. Проблема дивергенции аварского и андийских языков в свете археолингвистического рассмотрения // Вестник Института истории, археологии и этнографии. 2009. № 3 (19). С. 3–12.

7. Амирханов Х.А. Чохское поселение: человек и его культура в мезолите и неолите горного Дагестана. М.: Наука. 1987.

8. Гумилев Л.Н. Возникновение российского пространства. Тяга к истории // Арабески истории. Кн. I. Русский взгляд / Сост. А.И. Куркчи. М.: ДИ-ДИК, 1994. С. 280–293.

9. Климов Г.А. Основы лингвистической компаративистики. М.: Наука, 1990.

10. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.

11. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Вып. V. Хюркалинский язык. Тифлис: Издание Управления Кавказского Учебного Округа, 1892.

12. Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. Вып. VI. Кюринский язык. Тифлис: Издание Управления Кавказского Учебного Округа, 1896.

13. Хангереев М.Д. Словообразование в аварском языке. Махачкала, 2004.

14. Nikolayev S.L., Starostin S.A. (eds.) A North Caucasian Etymological Dictionary. M.: Asterisk, 1994.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх