Beverages as Social Markers in Sicily: Traditions of Consumption and Preferences

 
PIIS086954150006196-5-1
DOI10.31857/S086954150006196-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: 32-a Leninsky prospekt, Moscow, 119991, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№4
Pages114-130
Abstract

The article presents a pioneering comprehensive study of beverages in Sicily, viewing them as a distinct branch within the alimentary system of this Italian region. The author looks at alcoholic and nonalcoholic, ancient and modern, traditional local and borrowed layers which make up the drinking culture of Sicily. A special focus is made on associating particular drinks with certain local social groups and analyzing various aspects of Sicilian history, culture and traditionality. Such an approach offers a new perspective on studying the anthropological diversity of the modern Sicilian society.

Keywordsbeverages, Sicily, alimentary tradition, stratification of society, taste preferences and priorities
Publication date11.09.2019
Number of characters52197
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В последние годы во всем мире стремительно развивается и расширяется такое исследовательское поле, как антропология питания. Но, как правило, основное внимание уделяется пище и крайне редко объектом изучения становятся напитки. По пальцам можно пересчитать полномасштабные исследования, посвященные теории и эмпирике пития; к ним, например, относятся “Жидкий хлеб: пиво и пивоварение в кросскультурной перспективе” (Schiefenhövel, Macbeth 2011), “Напитки. Антропологические подходы” (de Garine I., de Garine V. 2013), “Хмельное и иное: напитки народов мира” (Арутюнов, Воронина 2008) и др. А ведь питье в не меньшей степени, чем пища, представляет собой полноценный источник данных о тех, кто его производит и потребляет: оно — зеркало, в котором отражаются специфика культуры и традиций питания той или иной этнической общности.
2 Нам хотелось бы обратиться к примеру Сицилии, к напиткам, бытующим здесь — алкогольным и безалкогольным, древним и современным, традиционным или заимствованным из инокультурных пластов. Наш интерес обусловлен тем, что пищевая культура этой административной области Италии, по словам исследователя К. Ди Франко, “в масштабе Европы является уникальным социогастрономическим объектом изучения”. Его неповторимость предопределена разноплановым и уходящим корнями в прошлое “богатством алиментарного культурного наследия”, но в первую очередь необычайной степенью консервативности, “ощущаемой во всех сферах жизни” и позволившей даже сегодня “в условиях глобализации” “во многом сохранить в неизменности древнюю культуру” (Di Franco 2016: 11). Ему вторит Дж. Дики, британский историк питания, утверждающий, что кухня Сицилии предстает “принципиально отличной” от всех локальных систем питания Италии, а также наиболее архаичной и “сохранившейся” (Дики 2012: 17).
3 Но в еще большей степени обращение к Сицилии подкупает возможностью отследить социальную привязку напитков: их соотнесение с определенными слоями общества, превращение конкретного пития в символ статуса той или иной группы. Оправданность такого подхода обусловлена тем, что даже и сегодня, в XXI в., островной социум сохраняет рудименты неизжитого еще архаичного деления населения на две категории: u popolu (сиц. “народ”), к которой по традиции причисляются “низшие” слои города и деревни, деклассированные элементы, а нередко и часть среднего сословия, и на i gran signuri (сиц. “господа”), включающую представителей нобилитета, имущих кругов, а также интеллигенцию. Более того, это разделение предполагает сохранение моделей кастово-детерминированного поведения, в т.ч. и в гастрономической сфере, и достаточно четкую социальную самоидентификацию каждого члена общества. При этом социальные привычки чаще всего довлеют над личностными предпочтениями, особенно в среде u popolu (Pillitteri 1994: 9, 13–14; Aglianò 1996: 32). По замечанию ряда исследователей, мало где в Европе, в т.ч. в Италии, крушение этой прежней системы “организации мира” столь горько оплакивается во всех слоях общества и мало где сохранилась подобная степень соблюдаемой архаичной сословности (Traina 2008; Zullino 2014: 331). Еще век назад каждая из этих категорий населения вела самостоятельное с кулинарно-гастрономической точки зрения существование: u popolu придерживались народной традиционной, а i gran signuri — высокой интернациональной кухонь. Поздно оформившийся средний класс, “зависший” между этими сословиями, тяготел к первой системе питания, изредка разнообразя свой рацион доступными ему заимствованиями из второй (Pomar 1992: 9–10).

Number of purchasers: 3, views: 1424

Readers community rating: votes 0

1. Aglianò, S. 1996. Che cos’è questa Sicilia? [What is This Sicily?]. Palermo: Sellerio.

2. Alvarez Garcia, G. 1997. Sicilia, Spagna. Due culture a confronto [Sicily, Spain: Two Cultures in Comparison]. Palermo: Nuova Ipsa.

3. Baldoli, C., and A. Knapp. 2012. Forgotten Blitzes: France and Italy under Allied Air Attack. 1940–1945. London; New York: Bloomsbury; Continuum.

4. Beccaria, F. 2013. Alcol e giovani. Riflettere prima dell’uso [Alcohol and Young People: Reflect Prior to Use]. Firenze: Giunti.

5. Billitteri, D. 2003. Homo Panormitanus. Cronaca di un’estenzione impossibile [Homo Panormitanus, the Chronicle of an Impossible Extinction]. Palermo: Sigma.

6. Billitteri, D. 2003. Femina Panormitana ovvero l’arte del matriarcato occulto [Femina Panormitana, or the Art of the Occult Matriarchy]. Palermo: Sigma.

7. Bonanzinga, S., and F. Giallomabardo. 2011. Il cibo per via. Paesaggi alimentari in Sicilia [The Food along the Way: Food Landscapes in Sicily]. Palermo: Centro di studi filologici e linguistici.

8. Buttitta, A., and G. Cusimano. 2005. Sicilia, l’isola del vino [Sicily, the Island of Wine]. Palermo: Kalòs.

9. Cardillo Di Prima, L., and E. Romeo. 2017. Rosolio alla cannella [Cinnamon Rosolio]. Palermo: Dario Flaccovio.

10. Casalini, V. 2010. La grande guida dei vini di Sicilia [The Great Guide of the Wines of Sicily]. Troina (En): Città Aperta.

11. Coria, G. 1978. I grandi vini della Sicilia [The Great Wines of Sicily]. Palermo: Vittoria.

12. Coria, G. 2006. Profumi di Sicilia. Il libro della cucina siciliana [The Fragrances of Sicily: The Book of Sicilian Cuisine]. Catania: Vito Cavallotto.

13. Correnti, P. 1976. Il libro d’oro della cucina e dei vini di Sicilia [The Golden Book of the Cuisine and Wines of Sicily]. Milano: Mursia.

14. D’Agostino, S. 2015. La vitivinicoltura siciliana con particolare riguardo al decennio 2004–2013 [Vitiviniculture in Sicily with Particular Regard to the Decade 2004–2013]. Palermo: 500g.

15. Di Franco, C. 2016. L’Itinerario gastronomico arabo-normanno [The Gastronomic Arab-Norman Itinerary]. Palermo: Lapademi.

16. Dickie, J. 2012. Delizia! Epicheskaia istoriia ital’iantsev i ikh edy [Delizia! The Epic History of the Italians and Their Food]. Moscow: Veche.

17. Donà, M.G., and C. Di Franco. 2013. Viaggio attraverso i sapori del quotidiano [Journey through the Flavors of the Daily]. Palermo: Qanat.

18. de Garine, I., and de V. Garine, eds. 2013. Drinking: Anthropological Approaches. New York: Berghahn Books.

19. La Duca, R., ed. 1977. Erbuario sciliano [The Sicilian Herbarium]. Palermo: Il Vespro.

20. Fais, O. 2017. Sladosti v sovremennom kontekste prazdnovaniia Rozhdestva i Paskhi v Sitsilii (na primere Palermo) [Sweets in the Modern Context of Christmas and Easter in Sicily (The Case of Sicily)]. In Prazdnichnaia i obriadovaia pishcha narodov mira [Festival and Ritual Food of the Peoples of the World], edited by S.A. Arutiunov and T.A. Voronina, 557–595. Moscow: Nauka.

21. Kappati, F., and M. Montanar. 2006. Ital’ianskaia kukhnia. Istoriia odnoi kul’tury [Italian Cuisine: The History of a Culture]. Moscow: NLO.

22. Arutiunov, S.A., and T.A. Voronina, eds. 2008. Khmel’noe i inoe: napitki narodov mira [Culture of Beverage among the People of the World]. Moscow: Nauka.

23. Schiefenhövel, W., and H. Macbeth, eds. 2011. Liquid Bread: Beer and Brewing in Cross-Cultural Perspective. New York: Berghahn Books.

24. Pillitteri, F. 1994. Fra popolo e borghesia. Le lunghe vicende dell’artigianato in Sicilia. [Between the People and the Bourgeoisie: The Long History of Craftsmanship in Sicily]. Palermo: Mazzone.

25. Pomar, A. 1992. L’Isola dei sapori [The Island of Flavors]. Palermo: Good.

26. Riera-Melis, A. 2002. Il Mediterraneo, crogiuolo di tradizioni alimentari. Il lascito islamico alla cucina catalana medievale [The Mediterranean Melting Pot of Food Traditions: The Islamic Heritage of the Catalan Medieval Cuisine]. In Il mondo in cucina. Storia, identità, scambi [The World in the Kitchen: History, Identity, Exchanges], edited by M. Montanari, 3–43. Roma; Bari: Gius; Laterza & Figli.

27. Grasso, F., and R. Di Stefano, eds. 2013. Sagre Magic. Feste popolari, religiose e eventi in Sicilia [Sagre magic: Popular, Religious Feasts and Events in Sicily]. Palermo: Flaccovio.

28. Torretta, A. 2009. I migliori 100 rossi di Sicilia [The Best 100 Red Wines in Sicily]. Palermo: Novantacento.

29. Traina, A. 2008. Vicoli, vicoli [Alleyways, Alleyways]. Palermo: Flaccovio.

30. Zanfi, A. 2003. Viaggio tra i grandi vini di Sicilia [Journey Among The Great Wines of Sicily]. Poggibonsi (SI): Cambi.

31. Zullino, P. 2014. Guida ai piaceri e misteri di Palermo [Guide to the Pleasures and Mysteries of Palermo]. Palermo: Flaccovio.

Система Orphus

Loading...
Up