Напитки как социальные маркеры в Сицилии: традиции потребления и предпочтения

 
Код статьиS086954150006196-5-1
DOI10.31857/S086954150006196-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник Центра европейских и американских исследований
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№4
Страницы114-130
Аннотация

В статье впервые в науке во многом на основе полевых материалов автора рассматриваются напитки Сицилии как особая сфера в системе питания этой административной области Италии. Внимание уделяется алкогольному и безалкогольному, древнему и современному, холодному и горячему, традиционному и заимствованному из инокультурных пластов питью: воде, вину, шампанскому, кофе, различным газированным напиткам, ликерам, наливкам, настоям, эликсирам. При этом акцент делается на соотнесении конкретных напитков с социальными группами ’u popolu и ‘i gran signuri в локальном обществе, на анализе аспектов сицилийских ментальности и культуры. Такой подход к теме напитков позволяет под определенным углом сделать специфический антропологический срез современного сицилийского социума, в котором в условиях глубокой консервативности быта и культуры традиции до сих пор определяют психологию поведения населения, а часто и вкусовые предпочтения.

Ключевые слованапитки, Сицилия, пищевая традиция, стратификация общества, вкусовые приоритеты и предпочтения
Дата публикации11.09.2019
Кол-во символов52197
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В последние годы во всем мире стремительно развивается и расширяется такое исследовательское поле, как антропология питания. Но, как правило, основное внимание уделяется пище и крайне редко объектом изучения становятся напитки. По пальцам можно пересчитать полномасштабные исследования, посвященные теории и эмпирике пития; к ним, например, относятся “Жидкий хлеб: пиво и пивоварение в кросскультурной перспективе” (Schiefenhövel, Macbeth 2011), “Напитки. Антропологические подходы” (de Garine I., de Garine V. 2013), “Хмельное и иное: напитки народов мира” (Арутюнов, Воронина 2008) и др. А ведь питье в не меньшей степени, чем пища, представляет собой полноценный источник данных о тех, кто его производит и потребляет: оно — зеркало, в котором отражаются специфика культуры и традиций питания той или иной этнической общности.
2 Нам хотелось бы обратиться к примеру Сицилии, к напиткам, бытующим здесь — алкогольным и безалкогольным, древним и современным, традиционным или заимствованным из инокультурных пластов. Наш интерес обусловлен тем, что пищевая культура этой административной области Италии, по словам исследователя К. Ди Франко, “в масштабе Европы является уникальным социогастрономическим объектом изучения”. Его неповторимость предопределена разноплановым и уходящим корнями в прошлое “богатством алиментарного культурного наследия”, но в первую очередь необычайной степенью консервативности, “ощущаемой во всех сферах жизни” и позволившей даже сегодня “в условиях глобализации” “во многом сохранить в неизменности древнюю культуру” (Di Franco 2016: 11). Ему вторит Дж. Дики, британский историк питания, утверждающий, что кухня Сицилии предстает “принципиально отличной” от всех локальных систем питания Италии, а также наиболее архаичной и “сохранившейся” (Дики 2012: 17).
3 Но в еще большей степени обращение к Сицилии подкупает возможностью отследить социальную привязку напитков: их соотнесение с определенными слоями общества, превращение конкретного пития в символ статуса той или иной группы. Оправданность такого подхода обусловлена тем, что даже и сегодня, в XXI в., островной социум сохраняет рудименты неизжитого еще архаичного деления населения на две категории: u popolu (сиц. “народ”), к которой по традиции причисляются “низшие” слои города и деревни, деклассированные элементы, а нередко и часть среднего сословия, и на i gran signuri (сиц. “господа”), включающую представителей нобилитета, имущих кругов, а также интеллигенцию. Более того, это разделение предполагает сохранение моделей кастово-детерминированного поведения, в т.ч. и в гастрономической сфере, и достаточно четкую социальную самоидентификацию каждого члена общества. При этом социальные привычки чаще всего довлеют над личностными предпочтениями, особенно в среде u popolu (Pillitteri 1994: 9, 13–14; Aglianò 1996: 32). По замечанию ряда исследователей, мало где в Европе, в т.ч. в Италии, крушение этой прежней системы “организации мира” столь горько оплакивается во всех слоях общества и мало где сохранилась подобная степень соблюдаемой архаичной сословности (Traina 2008; Zullino 2014: 331). Еще век назад каждая из этих категорий населения вела самостоятельное с кулинарно-гастрономической точки зрения существование: u popolu придерживались народной традиционной, а i gran signuri — высокой интернациональной кухонь. Поздно оформившийся средний класс, “зависший” между этими сословиями, тяготел к первой системе питания, изредка разнообразя свой рацион доступными ему заимствованиями из второй (Pomar 1992: 9–10).

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1418

Оценка читателей: голосов 0

1. Дики Дж. Delizia! Эпическая история итальянцев и их еды. М.: Вече, 2012.

2. Каппати Ф., Монтанари М. Итальянская кухня. История одной культуры. М.: НЛО, 2006.

3. Фаис О. Сладости в современном контексте празднования Рождества и Пасхи в Сицилии (на примере Палермо) // Праздничная и обрядовая пища народов мира / Отв. ред. С.А. Арутюнов, Т.А. Воронина. М.: Наука, 2017. C. 557–595.

4. Арутюнов С.А., Воронина Т.А. (отв. ред.) Хмельное и иное: напитки народов мира. М.: Наука, 2008.

5. Aglianò S. Che cos’è questa Sicilia? Palermo: Sellerio, 1996.

6. Alvarez Garcia G. Sicilia, Spagna. Due culture a confronto. Palermo: Nuova Ipsa, 1997.

7. Baldoli C., Knapp A. Forgotten Blitzes: France and Italy under Allied Air Attack. 1940–1945. L.; N.Y.: Bloomsbury; Continuum, 2012.

8. Beccaria F. Alcol e giovani. Riflettere prima dell’uso. Firenze: Giunti, 2013.

9. Billitteri D. Homo Panormitanus. Cronaca di un’estenzione impossibile. Palermo: Sigma, 2003а.

10. Billitteri D. Femina Panormitana ovvero l’arte del matriarcato occulto. Palermo: Sigma, 2003b.

11. Bonanzinga S., Giallomabardo F. Il cibo per via. Paesaggi alimentari in Sicilia. Palermo: Centro di studi filologici e linguistici, 2011.

12. Buttitta A., Cusimano G. Sicilia, l’isola del vino. Palermo: Kalòs, 2005.

13. Cardillo Di Prima L., Romeo E. Rosolio alla cannella. Palermo: Dario Flaccovio, 2017.

14. Casalini V. La grande guida dei vini di Sicilia. Troina (En): Città Aperta, 2010.

15. Coria G. I grandi vini della Sicilia. Palermo: Vittoria, 1978.

16. Coria G. Profumi di Sicilia. Il libro della cucina siciliana. Catania: Vito Cavallotto, 2006.

17. Correnti P. Il libro d’oro della cucina e dei vini di Sicilia. Milano: Mursia, 1976.

18. D’Agostino S. La vitivinicoltura siciliana con particolare riguardo al decennio 2004–2013. Palermo: 500g, 2015.

19. Di Franco C. L’Itinerario gastronomico arabo-normanno. Palermo: Lapademi, 2016.

20. Donà M.G., Di Franco C. Viaggio attraverso i sapori del quotidiano. Palermo: Qanat, 2013.

21. de Garine I., de Garine V. (eds.) Drinking. Anthropological Approaches. N.Y.: Berghahn Books, 2013.

22. La Duca R. (a cura di) Erbuario sciliano. Palermo: Il Vespro, 1977.

23. Schiefenhövel W., Macbeth H. (eds.) Liquid Bread: Beer and Brewing in Cross-Cultural Perspective. N.Y.: Berghahn Books, 2011.

24. Pillitteri F. Fra popolo e borghesia. Le lunghe vicende dell’artigianato in Sicilia. Palermo: Mazzone, 1994.

25. Pomar A. L’isola dei sapori. Palermo: Good, 1992.

26. Riera-Melis A. Il Mediterraneo, crogiuolo di tradizioni alimentari. Il lascito islamico alla cucina catalana medievale // Il mondo in cucina. Storia, identità, scambi / A cura di M. Montanari. Roma; Bari: Gius; Laterza & Figli, 2002. P. 3–43.

27. Grasso F., Di Stefano R. (a cura di) Sagre Magic. Feste popolari, religiose e eventi in Sicilia. Palermo: Flaccovio, 2013.

28. Torretta A. I migliori 100 rossi di Sicilia. Palermo: Novantacento, 2009.

29. Traina A. Vicoli, vicoli. Palermo: Flaccovio, 2008.

30. Zanfi A. Viaggio tra i grandi vini di Sicilia. Poggibonsi (SI): Cambi, 2003.

31. Zullino P. Guida ai piaceri e misteri di Palermo. Palermo: Flaccovio, 2014.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх