Ireland, Brittany, and Alcohol: An Anatomy of a Complicated Story

 
PIIS086954150006194-3-1
DOI10.31857/S086954150006194-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: University of New Caledonia
Address: 145, Avenue James Cook — BP R4, 98851 — Nouméa Cedex
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№4
Pages89-102
Abstract

The commonly held notions about alcoholism among the Irish and the Bretons may be traced back to the racist nineteenth-century outlooks that arose from the view of these people as representatives of “lower races”, for alcohol addiction was regarded as one of the inherent traits of those. These notions do not help us understand the part that alcoholic drinks play in the everyday life of today’s Irish and Bretons. Ireland and Brittany have much in common; cultural ties and exchange between them have significantly widened within the last two decades, and the bond is further strengthened by the shared — similar in many ways yet unalike — Celtic heritage. Brittany borrowed Ireland’s pub culture which readily took root in its milieu of local taverns and bars. The racist stereotypes of the colonial past are long gone, while weaknesses such as immoderate alcohol consumption are turned to an advantage and serve the promotion of local cultural identity. The article discusses both the historical traumas experienced by these societies and accounting for the persistence of certain cultural practices, and the factors conducive to the symbolic transformation of drinking and alcohol into identity markers of the globalization era.

KeywordsBrittany, Ireland, alcoholism, colonialism, racialization, cultural trauma, identity markers, holiday traditions
Publication date11.09.2019
Number of characters35794
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной

Table of contents

1 Многие историки, антропологи и социологи писали о важности алкоголя как социального явления в тех или иных сообществах. Место и роль алкоголя во Франции в целом и в Бретани в частности также не раз привлекали внимание исследователей. Назовем, к примеру, С. Ховард (Howard 2006), которая проанализировала во всем их разнообразии представления об алкоголе во французском обществе межвоенного периода, или Т. Фийо (Fillaut 1983, 1991), пожалуй, наиболее глубоко, наряду с Ж.-И. Брудиком (Broudic 2008), изучавшего влияние алкоголя в Бретани. Вопрос о связи алкоголя и ирландской идентичности тоже не нов: исследования А. Грили (Greeley 1981), М. Мак-Голдрик (McGoldrick 1982), Л. Харрисона, Р. КаррХилла и М. Саттона (Harrison et al. 1993) внесли большой вклад в изучение этого феномена. Поначалу, в XIX в., алкоголизм был частью негативного образа “автохтонного” населения в глазах колонизаторов, затем начались бурные дебаты относительно места алкоголя в культуре не только ирландского общества, но и американо-ирландской диаспоры (OConor 1996).
2 Цель настоящей статьи — наметить контуры исследования, которое позволило бы сравнить клише и стереотипы, связанные с отношением к алкоголю в бретонском и ирландском обществах, с реалиями сегодняшнего дня и вписать это сравнение в историческую перспективу. В доминирующем в последние годы на Западе дискурсе, представляющем алкоголизм как проблему отдельного человека, ярко проявляется влияние индивидуалистической идеологии, унаследованной от англосаксонского Просвещения XVII–XVIII вв. и по-прежнему довлеющей в современных западных концепциях социальных связей, где англосаксы задают тон. Между тем пристальный анализ общественных взаимодействий и индивидуальных практик позволяет показать, что последние в значительной мере предопределяются культурной принадлежностью индивидов и отношениями между культурами большинства и меньшинств.
3 Парадоксальным образом в тех же индивидуалистских западных обществах не изжиты схемы расистского толка, унаследованные от колониальной эпохи с характерными для нее течениями социального дарвинизма и спенсеризма, которые проецируются на ирландское и бретонское общества: образ ирландца — недоразвитого пьяницы, распространившийся стараниями британского народного театра и журнала Punch в XIX в., глубоко укоренился в сознании британцев, так же как образ суеверного выпивохи-бретонца — в сознании французов. Однако во второй половине ХХ в. эти образы стали встраиваться в новые перспективы. Во-первых, концепт расовой неполноценности уступил место идее о том, что потребление алкоголя является неотъемлемой частью повседневной культуры ирландцев и бретонцев. Во-вторых, прочная связь этих двух идентичностей с общинными традициями и наследием предков стала восприниматься как признак их аутентичности, тем более что алкоголь ассоциируется с праздником и причастностью к группе. Этот новый взгляд на потребление спиртного, создающий более позитивный имидж, был с готовностью усвоен самими бретонцами и ирландцами, да так, что алкоголь стал символом их идентичности на международном уровне, способствуя продвижению на мировой рынок бретонских и ирландских продуктов и в первую очередь напитков. Таким образом, следовало бы изучить, каким действительно было отношение двух обществ к алкоголю на протяжении истории, принимая во внимание пережитые ими травмы, ответить на вопрос, почему алкоголь стал неотъемлемой частью их культуры, а возможно, и понять причины современных спекуляций на этом общепринятом сегодня мнении. Наконец, изучение недавних работ позволит сделать предположения о вероятных изменениях культурных практик, связанных с потреблением алкоголя, а также об ограниченности стереотипов, по-прежнему распространяемых относительно бретонцев и ирландцев, иногда не без участия их самих.

Number of purchasers: 3, views: 1706

Readers community rating: votes 0

1. Arendt, H. 2002. Les Origines du totalitarisme. L’Impérialisme [The Origins of Totalitarianism: Impelialism]. Paris: Points essais.

2. Bévant, Y., ed. 2014. La grande famine en Irlande 1845–1850. Histoire et représentations d’un désastre humanitaire [Great Famine in Ireland 1845–1850: History and Representations of a Humanitarian Disaster]. Rennes: PUR.

3. Bévant, Y. 2012. A Changing Institution: The Pub in Globalized Ireland. In Les sociétés minoritaires ou minorisées face à la globalisation: uniformisation, résistance ou renouveau, oct 2012 [Minority or Minoritized Societies Facing Globalization: Uniformization, Resistance or Renewal], edited by Y. Bevant, I. Borissova and É. Durot-Boucé, 191–199. Yakutsk: TIR-CRBC.

4. Broudic, J.-Y. 2008. Suicide et alcoolisme en Bretagne au XXe siècle. Sociologie, histoire, psychanalyse [Suicide and Alcoholism in Brittany in the 20th Century: Sociology, History, Psychoanalysis]. Rennes: Apogée.

5. Fallows, M. 1979. Irish Americans: Identity and Assimilation. Englewood Cliffs: Prentice-Hall.

6. Fillaut, T. 1983. Alcoolisation et comportements alcooliques en Bretagne au 19ème siècle [Alcoholism and Alcoholic Behavior]. Annales de Bretagne 90 (1): 36.

7. Fredrickson, G.M. 2002. Racism: A Short History. Princeton: Princeton University Press.

8. Fredrickson, G.M. 2003. The Historical Construction of Race and Citizenship in the United States. Geneva: UN Research Institute for Social Development.

9. Greeley, A. 1981. The Irish Americans. New York: Harper & Row.

10. Griffin, W. 1992. This Distant Land: The Irish in America. Ireland of the Welcomes 41 (4): 26–31.

11. Guillou, A. 2002. Le voyage au bout de la nuit ou la “piste” en Bretagne [The Journey at the End of the Night or the “Track” in Brittany]. Le PortiQue, revue de Philosophie et de sciences humaines 9. https://journals.openedition.org/leportique/169

12. Gwendal, D., ed. 2010. Mémoires et trauma de la grande guerre. Bretagne, Catalogne, Corse, Euskadi, Occitanie [Memoirs and Trauma of the Great War: Brittany, Catalonia, Corsica, Euskadi, Occitania]. Rennes: TIR.

13. Harrison, L., R. Carr-Hill, and M. Sutton. 1993. Consumption and Harm: Drinking Patterns of the Irish, the English and the Irish in England. Alcohol and Alcoholism 28 (6): 715–723.

14. Howard, S. 2006. Les images de l’alcool en France, 1915–1946 [The Images of Alcohol in France, 1915–1946]. Paris: CNRS.

15. McGoldrick, M. 1982. Ethnicity and Family Therapy: An Overview. In Ethnicity and Family Therapy, by M. McGoldrick, J.K. Pearce, and J. Giordano, 3–30. New York: Guilford Press.

16. Neill, K. 1979. An Illustrated History of the Irish People. Dublin: Gill and Macmillan.

17. O’Conor, G. 1996. Alcoholism in Irish American Catholics: Cultural Stereotype vs. Clinical Reality. The American Journal on Addictions 5 (2): 124–135.

18. Reynaud-Paligot, C. 2006. La République raciale (1860–1930) [The Radical Republic (1860–1930)]. Paris: PUF.

19. Saney, I. 2005. The Origins of Racism. Shunpiking Magazine 38.

20. Wilson, R.W., and G.D. Williams. 1989. Alcohol Use and Abuse among U.S. Minority Groups: Results from the 1983 National Health Interview Study. In Alcohol Use among U.S. Ethnic Minorities, edited by D.L. Spiegler, D.A. Tate, S.A. Aitken, and C.M. Christian, 399–410. Rockville: U.S. Department of Health and Human Services.

21. Woodham-Smith, C. 1963. The Great Hunger. New York: Harper & Row.

Система Orphus

Loading...
Up