Непрерывная рабочая неделя: эффекты деформации ритма социального времени

 
Код статьиS086954150005297-6-1
DOI10.31857/S086954150005297-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Санкт-Петербург, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№3
Страницы8-26
Аннотация

В статье рассматривается реакция общества на введение непрерывной производственной недели в СССР в сентябре 1929 г. Людей на производствах и в учреждениях должны были разделить на пять “бытовых групп”, у каждой из которых был свой день отдыха. Таким образом, вместо недели устанавливался непрерывный цикл из четырех рабочих дней и одного выходного. Попытка лишения страны единого выходного дня выявила в т.ч. острую потребность в нем людей и повлекла за собой, на наш взгляд, глубинные изменения, среди которых можно назвать размывание личной ответственности, расслоение в обществе, повышение символической значимости воскресенья. Автор, акцентируя внимание на социальных эффектах реформы и на реакции на нее современников, пытается ответить на вопрос: как отреагировало общество на изменение структуры социального времени, произошедшее не в результате постепенных трансформаций, а утвержденное решением “сверху”?

Ключевые слованепрерывка, непрерывная неделя, советский календарь, социальное время
Дата публикации16.06.2019
Кол-во символов58344
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Я с первых слухов об этой “непрерывке (и слово-то какое паршивое!) Гоголя вспомнил и говорил, что “непрерывка это — мартобря 48 дня”. А вчера в газетах календарь с “пустыми, без числа днями”… День был без числа!..1

1 Мендельсон Н.М. Дневник // Электронный корпус дневников “Прожито”. 1929 г. 28/IX. http://prozhito.org/notes?keywords=%5B%22%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0 %B5%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BA%D0%B0%22%5D
2 24 сентября 1929 г. Советом Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) после непродолжительного обсуждения было принято решение о переходе всей промыш- ленности страны и связанных с ней учреждений на непрерывную пятидневную про- изводственную неделю. Вместо традиционной семидневной недели с обязательным выходным в воскресенье вводился пятидневный непрерывный цикл работ без об- щих выходных. Список организаций, которые должны были перейти на новый гра- фик, постоянно расширялся. 30 декабря 1929 г. СНК СССР выпустил постановле- ние о переходе зрелищных предприятий кинопромышленности на непрерывную производственную неделю (НПН) (НПН 1930: 18–19). К началу 1930-х годов прак- тически не осталось неохваченных отраслей: медики, учителя и преподаватели — вся страна должна была отказаться от веками складывавшегося распорядка жизни, перейдя к сплошному, непрерывному ходу дней. Все трудовые коллективы предпо- лагалось поделить на пять групп, каждая из которых имела бы свой день отдыха. Постановлением ВЦИК и СНК от 20 марта 1930 г. были внесены следующие поправки в гражданский и процессуальный кодекс РСФСР: в ряде статей необходимо было «слово “семь” заменить словом “пять”, слово “неделями” исключить, в с. 54; слова “срок, исчисляемый по неделям, истекает в соответствующий день последней недели” — исключить, слово “двухнедельный” заменить сло- вом “десятидневный”» (Собрание узаконений 1930: 190–191). Даже само слово “неделя” должно было считаться пережитком прошлого.
3 Реформа социального времени имела в своей основе экономические цели: сни- жение себестоимости, увеличение выпуска продукции и, как следствие, стремитель- ное развитие промышленности в рамках пятилетнего плана. Кроме того, на нее воз- лагались огромные надежды как на панацею от социальных проблем. Согласно текс- там большинства официальных документов непрерывка давала рабочему следующие преимущества: более частый и нормальный отдых; снижение послепраздничных прогулов (нет праздников — нет прогулов); уменьшение пьянства в праздничные дни; уничтожение субботнего и предпраздничного сокращенного рабочего дня, в который производительность труда обычно падала. Наконец, она должна была уничтожить малую производительность труда по понедельникам и после праздников (Лященко 1930: 7).
4 Задуманная как исключительно экономическая мера, антропологическое изме- рение эта реформа приобрела после доклада наркома труда Н.А. Угланова (июль 1929 г.). В своем выступлении он показал несвоевременность перехода на новый график. Одним из аргументов стала апелляция к приверженности рабочего старым традициям. Насколько можно судить, именно в этом докладе был впервые затронут вопрос социальной рецепции реформы. С августа 1929 г. в большинстве агитационных материалов по непрерывке уже можно было найти фрагменты, посвященные необходимости ломки старого быта; с конца августа к агитации активно подключился Союз безбожников.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1594

Оценка читателей: голосов 0

1. де Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013.

2. Рольф М. Советский массовый праздник в Воронеже и центрально-черноземной области России, 1927–1932. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000.

3. Chase W., Siegelbaum L. Worktime and Industrialization in the USSR, 1917–1941. Philadelphia: Temple University Press, 1988.

4. Foss C. Stalin’s Topsy-Turvy Work Week // History Today. 2004. No. 54 (9). P. 46–47.

5. Stites R. Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. N.Y.: Oxford University Press, 1989.

6. Zerubavel E. The French Republican Calendar: A Case Study in the Sociology of Time // American Sociological Review. 1977. Vol. 42. P. 868–877.

7. Zerubavel E. The Seven Day Circle: The History and Meaning of the Week. N.Y.: Free Press or Collier Macmillan, 1985.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх