Герменевтика как метод гуманитарных наук. Опыт архивных исследований

 
Код статьиS004287440007807-2-1
DOI10.31857/S004287440007807-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета (МПГУ)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №11
Страницы40-44
Аннотация

В современной философско-методологической литературе герменевтика отнюдь не всегда рассматривается в качестве познавательной стратегии. Сфера ее применения ограничивается, зачастую, гуманитарным знанием. Сегодня после обстоятельных философских трудов М. Хайдеггера и Х.-Г. Гадамера уже практически не оспаривается онтологический статус герменевтики, а вместе с их аргументацией принимается и истолкование понимания как бытия мира. Более того, поскольку в современных философско-методологических разработках господствуют идеи релятивности научного познания и признание множественности интерпретаций как необходимого элемента современной научной картины мира, герменевтика именно в онтологической проекции получает признание в качестве элемента научного познания в целом. Конечно, мало кто сегодня усомнится в том, что интерес к герменевтике как методу связан с плюрализмом мнений и, соответственно, с релятивизацией научного познания. И это толкование герменевтики вполне вписывается в современные интеллектуальные тренды. Однако, разрушительность релятивистских установок для науки становится сегодня все более очевидной и стимулирует поиск концептуальных альтернатив в философско-методологическом сознании науки. В этом контексте особый интерес вызывает мнение русского философа, занимавшегося проблемами понимания и истолкования еще в начале XX в., и разрабатывавшего идею герменевтики как метода познания, которая может быть противопоставлена ее релятивизирующей трактовке. Это позиция Густава Густавовича Шпета. В статье будет актуализирована его концепция герменевтики как методологической стратегии гуманитарных наук и показано ее значение применительно к практике научного исследования архивных не-текстов.

Ключевые словагерменевтика, гуманитарные науки, истолкование, смысл, значение, достоверность
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-01187 «Густав Шпет как методолог гуманитарного знания: реконструкция архивных материалов».
Получено04.12.2019
Дата публикации05.12.2019
Кол-во символов11018
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 На протяжении всей творческой жизни Шпет разрабатывал историческую философскую программу. Историзм придает философии конкретность, дает возможность понять конкретный культурно-исторический контекст, определяющий реальное сознание людей и господствующие в то или иное время идеи, которые, как он полагал, не имеют истории, но им присуще достоинство. При этом историчность философии не сводится Шпетом к историософским интерпретациям развития человечества, но рассматривается как интерпретация настоящего и прошлого, связанная с осознанием человеком самого себя в окружающей реальности. «Историческое познание, – полагал Шпет, – никогда не является познанием чувственным или рассудочным или познанием внешнего, либо внутреннего опыта, а всегда есть познание, предполагающее уразумение и интерпретацию, как средство уразумения. Такого рода познание можно условиться называть семиотическим познанием. Оно требует собственной гносеологии» [Шпет 2014, 205]. И в силу этого, в центре его философских поисков естественным образом оказывается герменевтика. Ибо реальность человека в истории есть сфера подлежащих осмыслению знаков, имеющих смысл. Ученый должен уразумевать смысл этих знаков и уметь выражать его для других. «История есть по существу наука не техническая, а герменевтическая» [Шпет 2014, 33].
2 Шпет конечно же прекрасно был знаком с осмыслением проблемы понимания в европейской традиции, но двигаясь от истории он раскрывал такие измерения истолкования и интерпретации, которые фактически открывали новые методологические перспективы разработки герменевтики, не потерявшие актуальности до наших дней. Речь идет о том, как он представлял историческое развитие герменевтики. Он выделял путь аллегорической школы, узаконивавшей множественность истолкований и путь школы исторической, искавшей единственно возможное толкование. Однако для самого себя выбирал исторический путь к единственному (конкретному) смыслу и, опираясь на историзм, ставил задачу разработать особую герменевтическую «теорию познавания» гуманитарной реальности. «Своеобразие этой теории познания – рассуждает Шпет – станет ясным, если сопоставить ее с логикой. Логика понятия, как выражения, по существу есть дисциплина семиотическая, но тогда как для других эмпирических наук она может считаться с понятием предмета, как значением выражения, для понятий исторических дело усложняется тем, что само значение исторического понятия выступает как знак, который может быть раскрыт только средствами специальной герменевтики (курсив мой. – Т.Щ.)» [Шпет 2014, 33]. Конкретизируя позицию Шпета, А.А. Митюшин замечает: «Проблема интерпретации решается у Шпета в аспекте антитезы однозначного и многозначного истолкования текста. Это один из кардинальных вопросов логики гуманитарных наук. Шпет самым решительным образом защищает принцип однозначного толкования, ибо слово, поскольку оно находится в определенном контексте, “должно иметь не только значение, как знак, но должно еще прикрывать собою самое ratio, как смысл”. Единственность и уникальность исторического смысла раскрывается в логической форме именно как его однозначность» [Митюшин 1989, 230].

Всего подписок: 0, всего просмотров: 2363

Оценка читателей: голосов 0

1. Митюшин 1989 – Митюшин А.А. Об исследовании Г.Г. Шпета «Герменевтика и ее проблемы» // Контекст. Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1989.

2. Щедрина 2007 – Щедрина Т.Г. Комментарии // Шпет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Отв. ред.-сост. Т.Г. Щедрина. М.: РОССПЭН, 2007. С. 549.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх