Transportation and Politics of Times of the Day: On the Disappearing Evening in a Big City

 
PIIS086954150005296-5-1
DOI10.31857/S086954150005296-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: European Humanities University
Address: 17 Savičiaus Str., 01127 Vilnius, Lithuania
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№3
Pages27-41
Abstract

Although economic and social effects of the night are increasingly present in research on cities, the topic has been analyzed only from the Western European perspective. There is a gap in the analysis of regionally specific meanings that urban actors invest into the morning and evening operation of infrastructures. The article examines the specifics of the post-Soviet city via the history of public transportation operation in early morning and late evening hours in Rostov-on-Don. The focus is on the impact of cutbacks in evening public transit service hours on time planning practices, folk ideas about the causes of the current situation, as well as growth of inequality in access to leisure and mobility. I propose that evening hours between work and sleep should be approached as public time by analogy with the way in which social sciences understand public space.

Keywordstime, transportation, infrastructure, inequality, mobility, post-socialism, Rostov-on-Don
Publication date16.06.2019
Number of characters41416
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Позволю себе начать этот текст, посвященный переживанию меняющегося вече- ра в большом городе, с двух своих воспоминаний. Одно из них — поездка в Ростове- на-Дону из аэропорта домой — совсем детское, из 1992 г. Рейс из Санкт-Петербурга прилетел с задержкой, за полночь. На площадке около аэропорта стоял троллейбус № 9. Водитель, находящийся снаружи, громко зазывал выходящих из здания: “По- следний троллейбус в город! Билеты всего 100 рублей!”. Дождавшись, пока кончится поток прибывших питерским рейсом, троллейбус отправился по маршруту. Намного позже, в 2013 г., мне довелось совершить поездку по Ростову-на-Дону в пять часов утра — еще одно время суток, в которое я почти никогда не видел города, хоть и про- жил в нем много лет. Нужный мне троллейбус ехал из центра в спальный район, где мне непременно нужно было занять очередь в паспортном столе. Пока я ждал, на остановку подошли двое — мужчина и женщина средних лет, которые поздорова- лись друг с другом. Не такой уж частый случай в центре города-миллионника, поду- мал я. Неожиданности на этом не кончились. Мало того что троллейбус подъехал практически сразу после прихода этой пары, на входе они поздоровались с водителем (посадка в общественный транспорт в Ростове производится через переднюю дверь). Далее практически все пассажиры здоровались с водителем, а кроме того, приветст- вовали друг друга в салоне и заводили беседу. Представить себе такое на пару часов позже — в разгар утреннего часа пик — в Ростове было невозможно.
2 Два описанных случая демонстрируют связь между временем суток и социаль- ным порядком: как минимум, в рамках этих эпизодов стал возможным разговор, совершенно нетипичный в дневные часы в том же месте. Мой опыт пользования первыми автобусами, троллейбусами и трамваями уже на тот момент не ограничи- вался ростовским — такие поездки были частью моего пребывания в поле на восто- ке Украины. Там ранним утром пассажиры тоже здоровались и общались — с кон- дукторами, с водителями, между собой. Заинтересованный этим, я повторил такие поездки — уже в качестве намеренного эксперимента — в румынском г. Галац, где проводил исследование в 2015–2016 гг., и получил схожий результат.
3

Хотя данный текст не основан на материалах исследования, которое бы изна- чально фокусировалось на времени суток как социальном явлении, мой диссерта- ционный проект об инфраструктурах городского транспорта имеет к этому отноше- ние уже потому, что технологии мобильности сами опосредуют и производят время в городе. Ниже будет представлена область знания, которую можно условно обозна- чить как night studies — исследования ночи1. Отдельно я остановлюсь на том, чем могут быть интересны утро и вечер как социальные феномены в переходных эконо- миках периферийной Европы2. Моими локальными эмпирическими сюжетами ста- нут городская мифология вокруг вечерних маршруток и попытка вернуть движение трамваев в вечерние часы в Ростове-на-Дону. Для этого я буду использовать письменные источники, свое знание ситуации, а также полевые материалы мини- проекта «Вернуть городу вечер», проведенного мной в июне 2015 г. Само городское время я попытаюсь описать как конструируемое при частичном влиянии инфра- структур, а темпоральные границы позднего вечера и раннего утра — как элемент распределения между различными акторами ответственности за доступность раз- личных мест и сервисов для горожан. Наконец, я попытаюсь показать, как опыт трансформации вечера встраивается в более широкие рамки интерпретации перемен в городе его жителями.

1 В этой части моего текста я обращаюсь к материалам курса моего научного руководителя Гера Дойзингса (Ger Duijzings) в Университете Регенсбурга “Nightlaboratory: Regensburger Nachtschichten”, в рамках которого в 2015–2016 гг. читал лекцию и я. Дойзингс также является одним из соавторов этнографического блога про городскую ночь https://nightlaboratory.wordpress.com 2 Часть полевых зарисовок, использованных в данном тексте, была также включена в онлайн-публикацию на белорусском языке “Куды знікае вечар у вялікіх постсавецкіх гарадах: публічныя прасторы без публічнага часу?” [Куда исчезает вечер в больших постсоветских городах: публичные пространства без публичного времени?]. 09.01.2018. http://urbanist.by/disappearing-evening

Number of purchasers: 3, views: 1441

Readers community rating: votes 0

1. Bianchini, F. 1995. Night Cultures, Night Economies. Planning Practice & Research 10 (2): 121–126.

2. Caiazza, A. 2005. Don’t Bowl at Night: Gender, Safety, and Civic Participation. Signs 30 (2): 1607–1631.

3. Crary, J. 2013. 24/7: Late Capitalism and the Ends of Sleep. N.Y.: Verso Books.

4. Galinier, J., A.M. Becquelin, G. Bordin, L. Fontaine, F. Fourmaux, J.R. Ponce, P. Salzarulo, P. Simonnot, M. Therrien, and I. Zilli. 2010. Anthropology of the Night: Cross-Disciplinary Investigations. Current Anthropology 51 (6): 819–847.

5. Gašparović, S., and M. Jakovčić. 2014. Prometna marginaliziranost na primjeru Srednjoškolaca grada Zagreba [Transport Disadvantage: The Example of High School Population in the City of Zagreb]. Geoadria 19 (1): 61–99.

6. Gwiazdzinski, L. 2015. Introduction. Articulo — Journal of Urban Research 11. http://articulo.revues. org/3140; DOI: 10.4000/articulo.3140

7. Hadfield, P. 2006. Bar Wars: Contesting the Night in Contemporary British Cities. Oxford: Oxford University Press.

8. Heijnen, A. 2005. Dreams, Darkness and Hidden Spheres: Exploring the Anthropology of the Night in Icelandic Society. Paideuma 51: 193–207.

9. Hobbs, D., P. Hadfield, S. Lister, and S. Winlow. 2003. Bouncers: Violence and Governance in the Night-Time Economy. Oxford: Oxford University Press.

10. Horák, J., I. Ivan, and D. Fojtík. 2015. Time of Day Dependency of Public Transport Accessibility in the Czech Republic. Geoinformatics for Intelligent Transportation: Lecture Notes in Geoinformation and Cartography 214, edited by I. Ivan, I. Benenson, B. Jiang, J. Horák, J. Haworth, and T. Inspektor, 93–108. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers.

11. Jones, P., D. Hillier, and D. Turner. 1999. Towards the “24-Hour City”. Town and Country Planning 68: 164–165.

12. Koslofsky, C. 2011. Evening’s Empire: A History of the Night in Early Modern Europe. Cambridge: Cambridge University Press.

13. Kreitzman, L. 1999. The 24-Hour Society. Bury St. Edmunds: St. Edmundsbury Press.

14. Kusiak, J. 2014. Acoustic Gentrification: The Silence of Warsaw’s Sonic Warfare. In The Acoustic City, edited by M. Gandy and B. Nilsen, 206–211. Berlin: Jovis.

15. Melbin, M. 1987. Night as Frontier: Colonizing the World after Dark. New York: The Free Press.

16. Mulíček, O., R. Osman, and D. Seidenglanz. 2015. Urban Rhythms: A Chronotopic Approach to Urban Timespace. Time & Society 24 (3): 304–325.

17. Roberts, M., and A. Eldridge. 2012. Planning the Night-Time City. London: Routledge.

18. Robinson, J.P. 1967. Social Change as Measured by Time Budgets. Michigan: Institute of Social Research; University of Michigan.

19. Rosenberg, B. 2013. Shhh! Noisy Cities, Anti-Noise Groups and Neo-Liberal Citizenship. Journal of Sociology 52 (2): 190–203.

20. Schlör, J. 1991. Nachts in der großen Stadt: Paris, Berlin, London 1840–1930 [Night in the Big City: Paris, Berlin, London 1840–1930]. Mannheim: Artemis und Winkler.

21. Shaw, R. 2010. Neoliberal Subjectivities and the Development of the Night-Time Economy in British Cities. Geography Compass 4 (7): 893–903.

22. Steger, B., and L. Brunt. 2003. Introduction: Into the Night and the World of Sleep. In Night-Time and Sleep in Asia and the West: Exploring the Dark Side of Life, edited by B. Steger and L. Brunt, 1–23. London: Routledge.

23. Talbot, D. 2004. Regulation and Racial Differentiation in the Construction of Night-Time Economies: A London Case Study. Urban Studies 41 (4): 887–901.

24. Thomas, J., and R. Bromley. 2000. City-Centre Revitalisation: Problems of Fragmentation and Fear in the Evening and Night-Time City. Urban Studies 37 (8): 1403–1429.

25. Trentmann, F. 2009. Disruption is Normal. In Time, Consumption and Everyday Life, edited by F. Trentmann, E. Shove, and R. Wilk, 67–84. Oxford: Berg.

Система Orphus

Loading...
Up