Общественный транспорт и политики частей суток: об исчезающем вечере большого города

 
Код статьиS086954150005296-5-1
DOI10.31857/S086954150005296-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: лектор Департамента социальных наук
Аффилиация: Европейский гуманитарный университет
Адрес: 17 Savičiaus Str., 01127, Vilnius, Lithuania
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№3
Страницы27-41
Аннотация

Хотя экономические и социальные эффекты ночи все чаще попадают в фокус исследований города, тема анализируется лишь с позиций западноевропейского опыта. В частности, упускаются региональные особенности тех смыслов, которые городские акторы вкладывают в работу инфраструктур в утреннее и вечернее время. В статье специфика постсоветского города рассматривается через историю работы общественного транспорта ранним утром и поздним вечером в Ростове-на-Дону; анализируются влияние сокращения транспортного обеспечения городов в вечерние часы на практики планирования времени горожанами, бытующие представления о причинах сложившейся ситуации, а также сопутствующее усиление неравенства доступа к досугу и перемещению по городу. Предлагается рассматривать вечерние часы между работой и сном как публичное время по аналогии с тем, как в социальных науках принято понимать публичное пространство (public space).

Ключевые словавремя, транспорт, инфраструктура, неравенство, мобильность, постсоциализм, Ростов-на-Дону
Дата публикации16.06.2019
Кол-во символов41416
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Позволю себе начать этот текст, посвященный переживанию меняющегося вече- ра в большом городе, с двух своих воспоминаний. Одно из них — поездка в Ростове- на-Дону из аэропорта домой — совсем детское, из 1992 г. Рейс из Санкт-Петербурга прилетел с задержкой, за полночь. На площадке около аэропорта стоял троллейбус № 9. Водитель, находящийся снаружи, громко зазывал выходящих из здания: “По- следний троллейбус в город! Билеты всего 100 рублей!”. Дождавшись, пока кончится поток прибывших питерским рейсом, троллейбус отправился по маршруту. Намного позже, в 2013 г., мне довелось совершить поездку по Ростову-на-Дону в пять часов утра — еще одно время суток, в которое я почти никогда не видел города, хоть и про- жил в нем много лет. Нужный мне троллейбус ехал из центра в спальный район, где мне непременно нужно было занять очередь в паспортном столе. Пока я ждал, на остановку подошли двое — мужчина и женщина средних лет, которые поздорова- лись друг с другом. Не такой уж частый случай в центре города-миллионника, поду- мал я. Неожиданности на этом не кончились. Мало того что троллейбус подъехал практически сразу после прихода этой пары, на входе они поздоровались с водителем (посадка в общественный транспорт в Ростове производится через переднюю дверь). Далее практически все пассажиры здоровались с водителем, а кроме того, приветст- вовали друг друга в салоне и заводили беседу. Представить себе такое на пару часов позже — в разгар утреннего часа пик — в Ростове было невозможно.
2 Два описанных случая демонстрируют связь между временем суток и социаль- ным порядком: как минимум, в рамках этих эпизодов стал возможным разговор, совершенно нетипичный в дневные часы в том же месте. Мой опыт пользования первыми автобусами, троллейбусами и трамваями уже на тот момент не ограничи- вался ростовским — такие поездки были частью моего пребывания в поле на восто- ке Украины. Там ранним утром пассажиры тоже здоровались и общались — с кон- дукторами, с водителями, между собой. Заинтересованный этим, я повторил такие поездки — уже в качестве намеренного эксперимента — в румынском г. Галац, где проводил исследование в 2015–2016 гг., и получил схожий результат.
3

Хотя данный текст не основан на материалах исследования, которое бы изна- чально фокусировалось на времени суток как социальном явлении, мой диссерта- ционный проект об инфраструктурах городского транспорта имеет к этому отноше- ние уже потому, что технологии мобильности сами опосредуют и производят время в городе. Ниже будет представлена область знания, которую можно условно обозна- чить как night studies — исследования ночи1. Отдельно я остановлюсь на том, чем могут быть интересны утро и вечер как социальные феномены в переходных эконо- миках периферийной Европы2. Моими локальными эмпирическими сюжетами ста- нут городская мифология вокруг вечерних маршруток и попытка вернуть движение трамваев в вечерние часы в Ростове-на-Дону. Для этого я буду использовать письменные источники, свое знание ситуации, а также полевые материалы мини- проекта «Вернуть городу вечер», проведенного мной в июне 2015 г. Само городское время я попытаюсь описать как конструируемое при частичном влиянии инфра- структур, а темпоральные границы позднего вечера и раннего утра — как элемент распределения между различными акторами ответственности за доступность раз- личных мест и сервисов для горожан. Наконец, я попытаюсь показать, как опыт трансформации вечера встраивается в более широкие рамки интерпретации перемен в городе его жителями.

1 В этой части моего текста я обращаюсь к материалам курса моего научного руководителя Гера Дойзингса (Ger Duijzings) в Университете Регенсбурга “Nightlaboratory: Regensburger Nachtschichten”, в рамках которого в 2015–2016 гг. читал лекцию и я. Дойзингс также является одним из соавторов этнографического блога про городскую ночь https://nightlaboratory.wordpress.com 2 Часть полевых зарисовок, использованных в данном тексте, была также включена в онлайн-публикацию на белорусском языке “Куды знікае вечар у вялікіх постсавецкіх гарадах: публічныя прасторы без публічнага часу?” [Куда исчезает вечер в больших постсоветских городах: публичные пространства без публичного времени?]. 09.01.2018. http://urbanist.by/disappearing-evening

Всего подписок: 3, всего просмотров: 1442

Оценка читателей: голосов 0

1. Bianchini F. Night Cultures, Night Economies // Planning Practice & Research. 1995. Vol. 10 (2). P. 121–126.

2. Caiazza A. Don’t Bowl at Night: Gender, Safety, and Civic Participation // Signs. 2005. Vol. 30 (2). P. 1607–1631.

3. Crary J. 24/7: Late Capitalism and the Ends of Sleep. N.Y.: Verso Books, 2013.

4. Galinier J., Becquelin A.M., Bordin G., Fontaine L., Fourmaux F., Ponce J.R., Salzarulo P., Simonnot P., Therrien M., Zilli I. Anthropology of the Night: Cross-Disciplinary Investigations // Current Anthropology. 2010. Vol. 51 (6). P. 819–847.

5. Gašparović S., Jakovčić M. Prometna marginaliziranost na primjeru Srednjoškolaca grada Zagreba // Geoadria. 2014. Vol. 19 (1). P. 61–99.

6. Gwiazdzinski L. Introduction // Articulo — Journal of Urban Research [Online]. 2015. Vol. 11. http:// articulo.revues.org/3140; DOI: 10.4000/articulo.3140

7. Hadfield P. Bar Wars: Contesting the Night in Contemporary British Cities. Oxford: Oxford University Press, 2006.

8. Heijnen A. Dreams, Darkness and Hidden Spheres: Exploring the Anthropology of the Night in Icelandic Society // Paideuma. 2005. Vol. 51. P. 193–207.

9. Hobbs D., Hadfield P., Lister S., Winlow S. Bouncers: Violence and Governance in the Night-Time Economy. Oxford: Oxford University Press, 2003.

10. Horák J., Ivan I., Fojtík D. Time of Day Dependency of Public Transport Accessibility in the Czech Republic // Geoinformatics for Intelligent Transportation. Lecture Notes in Geoinformation and Cartography. Vol. 214 / Eds. I. Ivan, I. Benenson, B. Jiang, J. Horák, J. Haworth, T. Inspektor. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2015. P. 93–108.

11. Jones P., Hillier D., Turner D. Towards the “24-Hour City” // Town and Country Planning. 1999. Vol. 68. P. 164–165.

12. Koslofsky C. Evening’s Empire: A History of the Night in Early Modern Europe. Cambridge: Cambridge University Press, 2011.

13. Kreitzman L. The 24-Hour Society. Bury St. Edmunds: St. Edmundsbury Press, 1999.

14. Kusiak J. Acoustic Gentrification: The Silence of Warsaw’s Sonic Warfare // The Acoustic City / Eds. M. Gandy, B. Nilsen. Berlin: Jovis, 2014. P. 206–211.

15. Melbin M. Night as Frontier: Colonizing the World after Dark. N.Y.: The Free Press, 1987.

16. Mulíček O., Osman R., Seidenglanz D. Urban Rhythms: A Chronotopic Approach to Urban Timespace // Time & Society. 2015. Vol. 24 (3). P. 304–325.

17. Research, University of Michigan, 1967.

18. Roberts M., Eldridge A. Planning the Night-Time City. L.: Routledge, 2012.

19. Robinson J.P. Social Change As Measured by Time Budgets. Michigan: Institute of Social Research; University of Michigan.

20. Rosenberg B. Shhh! Noisy Cities, Anti-Noise Groups and Neo-Liberal Citizenship // Journal of Sociology. 2013. Vol. 52 (2). P. 190–203.

21. Schlör J. Nachts in der großen Stadt: Paris, Berlin, London 1840–1930. Mannheim: Artemis und Winkler, 1991.

22. Shaw R. Neoliberal Subjectivities and the Development of the Night-Time Economy in British Cities // Geography Compass. 2010. Vol. 4 (7). P. 893–903.

23. Steger B., Brunt L. Introduction: Into the Night and the World of Sleep // Night-Time and Sleep in Asia and the West: Exploring the Dark Side of Life / Eds. B. Steger, L. Brunt. L.: Routledge, 2003. P. 1–23.

24. Talbot D. Regulation and Racial Differentiation in the Construction of Night-Time Economies: A London Case Study // Urban Studies. 2004. Vol. 41 (4). P. 887–901.

25. Thomas J., Bromley R. City-Centre Revitalisation: Problems of Fragmentation and Fear in the Evening and Night-Time City // Urban Studies. 2000. Vol. 37 (8). P. 1403–1429.

26. Trentmann F. Disruption is Normal // Time, Consumption and Everyday Life / Ed. F. Trentmann, E. Shove, R. Wilk. Oxford: Berg, 2009. P. 67–84.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх