“While Sabetta’s Construction Is Being Completed”: Practices of Spontaneous Museumification in the Landscape of Revitalization of the Tura River Waterfront in Tyumen

 
PIIS086954150005289-7-1
DOI10.31857/S086954150005289-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Tyumen State University
Address: 6 Volodarskogo St., Tyumen, 625003, Russia
Affiliation: Tyumen State University
Address: 6 Volodarskogo St., Tyumen, 625003, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№4
Pages155-172
Abstract

The article discusses the spontaneous museumification of the Tura river waterfront (Tyumen, Russia). The depression of the Tyumen river port, which followed after changes in the region’s transportation system in the 1990—2000s, and subsequent municipal revitalization of the waterfront (after 2008) resulted in practices whereby the social actors sharing the area would intend to memorialize the waterfront history. We consider these practices, such as the launching of private museums, both real and virtual, as a spontaneous reaction of self-conscious citizens to the municipal development projects that rapidly alter the familiar landscape of streets and neighborhoods. We examine a number of practices aimed not only at conserving historical artefacts and buildings, but also at integrating them into the network of other museums that operate in collaboration with each other, as well as with the urban program of waterfront development, forming a special cultural space.

Keywordsmuseumification, memory space, revitalization, waterfront, harbor, river industry, Tyumen
Publication date11.09.2019
Number of characters47180
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

В апреле 2017 г., в то самое время, когда мы проводили полевые исследования, материалы которых легли в основу настоящей статьи 1, интернет-СМИ и блогосферу г. Тюмени всколыхнуло сообщение о том, что строители одного из новых мостов через р. Туру обнаружили в толще берега остов старинного судна. Ажиотаж вокруг новости продолжался недолго: журналисты, утром опубликовавшие на сайте своего издания фотографию торчащего из рыжего песка носа деревянной баржи, вечером того же дня были вынуждены написать о том, что строители, не считаясь с возможной ценностью находки, засыпали ее восьмиметровым слоем песка (Антонова 2017a, 2017б). Сколь ни краток был миг, явивший миру этот фрагмент местной истории, он успел запустить обыкновенный сценарий реакции медиа: по поводу события начали высказываться краеведы и коллекционеры, фигуры, воплощающие в глазах аудитории СМИ авторитет местного исторического знания. Их реплики на внезапное появление и мгновенное исчезновение корабля (в одной из публикаций его так и назвали — “корабль-призрак”) (Железнова 2017) были очень похожи. “Судно нужно расчистить и изучить. Если бы это оказался коч, что хоть и маловероятно, но возможно, то он мог бы стать суперэкспонатом для нового музейного комплекса” (На берегу Туры 2017). “Столько огня было в душе, надеялись, что в Тюмени появится историческая новинка, а тут бац! Грустно” (Антонова 2017б). Сожаление об упущенной возможности получить городской “суперэкспонат” указывает на кризис идентичности, всякий раз проявляющий себя при столкновении рефлексирующего горожанина с безличной логикой муниципальных проектов по преобразованию улиц и площадей. Практики спонтанной музеефикации, о которых пойдет речь в этой статье, представляют собой один из способов преодолеть тревогу перед всемогущим и непостижимым Роком, который царит в некоторых старых городских районах.

1 Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 33.2257.2017/ ПЧ на тему “Российские гавани Трансарктической магистрали: пространства и общества арктического побережья России накануне новой эпохи развития Северного морского пути”. 
2 В процессе работы для нас были актуальны методологические подходы историко-географических и антропологических исследований процессов ревитализации городских портовых зон, сформировавшихся в индустриальную эпоху. Термин “городская ревитализация” (Urban Revitalization), происходящий из профессионального языка специалистов по городскому планированию и экономической географии, означает возвращение к жизни районов, находящихся в состоянии упадка, хотя, безусловно, участники, идеалы и практики этих программ могут быть чрезвычайно разнообразны (Grodach, Ehrenfeucht 2016: 3—5). Историко-географическую рамку исследований процессов ревитализации портовых зон и водных фасадов (Waterfront) задают типологии портовых городов, описывающие эволюцию их отношений со своими гаванями (City-port Concept) (Hoyle 1988; Lorenz 2014). В постиндустриальный период развитие транспортных коммуникаций и логистических технологий выносит морские и речные порты, основанные в индустриальный период, из городов на их периферию, порой на расстояния весьма далекие от центра, что сопровождается деградацией старого портового хозяйства и инфраструктуры, упадком, в т.ч. и символическим, зоны гавани, речного или морского побережья. Следующий цикл развития отношений “город—порт” характеризуется возобновлением связей города с прежде отчужденным от него водным фасадом как на уровне инфраструктурной ревитализации, частным случаем которой являются процессы джентрификации — преобразования индустриальных ландшафтов в районы, приспособленные для жизни и работы среднего класса и бизнеса, так и на уровне дискурсивном, характеризующемся возвращением портовых зон в сферу городской идентичности.

Number of purchasers: 5, views: 1934

Readers community rating: votes 0

1. Assman, A. 2014. Dlinnaia ten’ proshlogo: memorial’naia kul’tura i istoricheskaia politika. [The Long Shadow of the Past: Memory, Culture and Memory Politics]. Moscow: NLO.

2. Backouche, I. 2000. La trace du fleuve: La Seine et Paris (1750—1850) [Tracing the River’s Path: The Seine and Paris (1750—1850)]. Paris: Editions EHESS.

3. Balderstone, L., G.J. Milne, and R. Mulhearn. 2014. Memory and Place on the Liverpool Waterfront in the Mid-Twentieth Century. Urban History. 41 (3): 478—496. https://doi.org/10.1017/S0963926813000734

4. Beaven, В., K. Bell, and R. James, eds. 2016. Port Towns and Urban Cultures: International Histories of the Waterfront, c.1700—2000. London: Palgrave Macmillan.

5. Boland, P., J. Bronte, and J. Muir. 2016. On the Waterfront: Neoliberal Urbanism and the Politics of Public Benefit. Cities 61: 117—127. http://dx.doi.org/10.1016/j.cities.2016.08.012

6. Bol’shakov, V.N. 1991. Ocherki istorii rechnogo transporta Sibiri. XIX v. [Studies in the History of River Transportation in Siberia, XIX Century]. Novosibirsk: Nauka.

7. Carta M., D. Ronsivalle, eds. 2016. The Fluid City Paradigm: Waterfront Regeneration as an Urban Renewal Strategy. Basel: Springer International Publishing.

8. Finding, S. 2010. Staging the Memory of Cities: The Museography of British Seaports. In Keeping the Lid On: Urban Eruptions and Control since the 19th Century, edited by L. Barrow, S. Finding, and F. Poirier, 93—114. Newcastle: Cambridge Scholars Press.

9. Golovneva, E. 2014. Formy diskursivnoi reprezentatsii gorodskoi identichnosti [Forms of Discursive Representation of Urban Identity]. Sotsiologiia vlasti 2: 56—64.

10. Grodach, C., and R. Ehrenfeucht. 2016. Urban Revitalization: Remaking Cities in a Changing World. Abingdon: Routledge.

11. Hoyle, B. 1988. Development Dynamics at the Port-City Interface. In Revitalising the Waterfront. International Dimensions of Dockland Redevelopment, edited by B.S. Hoyle, D.A. Pinder, and M.S. Husain, 3—19. London: Belhaven Press.

12. Huyssen, A. 2003. Present Pasts: Urban Palimpsests and the Politics of Memory. Stanford: Stanford University Press.

13. Jonhsen, B.E. 2011. Recycled Maritime Culture and Landscape: Various Aspects of Nineteenth-Century Shipping and Fishing Industries to Twentieth-Century Tourism in Southern Norway. In Resorts and Ports: European Seaside Towns since 1700, edited by P. Borsay and J.K. Walton, 147—166. Bristol: Сhannel View Publications.

14. Kokot, W. 2008. Port Cities as Areas of Transition — Comparative Ethnographic Research. In Port Cities as Areas of Transition: Ethnographic Perspectives, edited bу W. Kokot, M. GandelsmanTrier, K. Wildner, and A. Wonneberger, 7—23. Bielefeld: Transcript Verlag.

15. Lorenz, P. 2014. Urban Waterfront Regeneration: Origins of the Issue. In New Faces of Harbour Cities, edited by Ş.G. Dündar, N. Karataş, H.E. Erdin, and P. Lorens, 3—18. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing.

16. Lübbe, Н. 2016. V nogu so vremenem. Sokrashchennoe prebyvanie v nastoiashchem [In Step with Time: The Abridged Presence in the Present]. Moscow: VShE.

17. Macdonald, S. 2013. Memorylands: Heritage and Identity in Europe Today. London: Routledge.

18. Mah, A. 2014. Port Cities and Global Legacies: Urban Identity, Waterfront Work and Radicalism. London: Palgrave Macmillan.

19. Nora, P. 1999. Mezhdu pamiat’iu i istoriei. Problematika mest pamiati [Between Memory and History: Les Lieux de Mémoire]. In Frantsiia-pamiat’ [France, Memory], edited by P. Nora, 17—50. St. Petersburg: Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta.

20. Steel, T. 2016. Encounters on the Waterfront: Negotiating Identities in the Context of Sailortown Culture. In Port Towns and Urban Cultures: International Histories of the Waterfront, c. 1700—2000, edited by B. Beaven, K. Bell, and R. James, 111—132. London: Palgrave Macmillan.

21. Steel, T. 2016. Nostalgia in Harbor-Side Reminiscences. Journal of Finnish Studies 19 (2): 132—157.

22. Titov, G.A. 1990. Vozniknovenie parokhodstva v Ob’-Irtyshskom basseine [Origin of Steam Navigation on Ob and Irtysh River]. Novosibirsk: Novosibirskoe knizhnoe izdatel’stvo.

23. Van De Mieroop, K. 2016. The “Age of Commemoration” as a Narrative Construct: A Critique of the Discourse on the Contemporary Crisis of Memory in France. Rethinking History. The Journal of Theory and Practice 20 (2): 172—191. https://doi.org/10.1080/13642529.2016.1159051

24. Wonneberger, A. 2014. Waterfront Culture and Community in Transition: Urban Regeneration of the Dublin Docklands. Berlin: Reimer Verlag.

Система Orphus

Loading...
Up