“Пока Сабетта достраивается…”: практики спонтанной музеефикации в ландшафте ревитализации берега р. Туры в г. Тюмени

 
Код статьиS086954150005289-7-1
DOI10.31857/S086954150005289-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Тюменский государственный университет
Тюменский научный центр СО РАН
Адрес: Тюмень, Россия
Должность: Старший научный сотрудник Лаборатории исторической географии и регионалистики
Аффилиация: Тюменский государственный университет
Адрес: ул. Володарского 6, Тюмень, 625003, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№4
Страницы155-172
Аннотация

В статье исследуется феномен спонтанной музеефикации пространства индустриальной зоны правого берега р. Туры в г. Тюмени. Кризис местного порта, связанный с изменением транспортной географии в регионе (1990—2000-е годы), а также последовавшая за ним муниципальная ревитализация берега и речной инфраструктуры (с 2008 г.) сопровождались возникновением среди социальных групп, разделяющих между собой это пространство, практик, направленных на создание “мест памяти”, призванных увековечить историю речного побережья. Эти практики, прежде всего создание частных непрофессиональных музеев — реальных и виртуальных, рассматриваются как спонтанная реакция рефлексирующих горожан на проекты, стремительно меняющие привычный облик улиц и районов. Мы рассматриваем несколько случаев таких музеефицирующих практик, направленных не только на сохранение конкретных исторических документов и зданий, но и на их включение в сеть других музеефицирующих субъектов, формирующих во взаимодействии друг с другом, а также с муниципальной программой устройства набережной особое культурное поле.

Ключевые словамузеефикация, место памяти, ревитализация, набережные, портовые зоны, речная индустрия, Тюмень
Дата публикации11.09.2019
Кол-во символов47180
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

В апреле 2017 г., в то самое время, когда мы проводили полевые исследования, материалы которых легли в основу настоящей статьи 1, интернет-СМИ и блогосферу г. Тюмени всколыхнуло сообщение о том, что строители одного из новых мостов через р. Туру обнаружили в толще берега остов старинного судна. Ажиотаж вокруг новости продолжался недолго: журналисты, утром опубликовавшие на сайте своего издания фотографию торчащего из рыжего песка носа деревянной баржи, вечером того же дня были вынуждены написать о том, что строители, не считаясь с возможной ценностью находки, засыпали ее восьмиметровым слоем песка (Антонова 2017a, 2017б). Сколь ни краток был миг, явивший миру этот фрагмент местной истории, он успел запустить обыкновенный сценарий реакции медиа: по поводу события начали высказываться краеведы и коллекционеры, фигуры, воплощающие в глазах аудитории СМИ авторитет местного исторического знания. Их реплики на внезапное появление и мгновенное исчезновение корабля (в одной из публикаций его так и назвали — “корабль-призрак”) (Железнова 2017) были очень похожи. “Судно нужно расчистить и изучить. Если бы это оказался коч, что хоть и маловероятно, но возможно, то он мог бы стать суперэкспонатом для нового музейного комплекса” (На берегу Туры 2017). “Столько огня было в душе, надеялись, что в Тюмени появится историческая новинка, а тут бац! Грустно” (Антонова 2017б). Сожаление об упущенной возможности получить городской “суперэкспонат” указывает на кризис идентичности, всякий раз проявляющий себя при столкновении рефлексирующего горожанина с безличной логикой муниципальных проектов по преобразованию улиц и площадей. Практики спонтанной музеефикации, о которых пойдет речь в этой статье, представляют собой один из способов преодолеть тревогу перед всемогущим и непостижимым Роком, который царит в некоторых старых городских районах.

1 Работа выполнена в рамках государственного задания Минобрнауки РФ № 33.2257.2017/ ПЧ на тему “Российские гавани Трансарктической магистрали: пространства и общества арктического побережья России накануне новой эпохи развития Северного морского пути”. 
2 В процессе работы для нас были актуальны методологические подходы историко-географических и антропологических исследований процессов ревитализации городских портовых зон, сформировавшихся в индустриальную эпоху. Термин “городская ревитализация” (Urban Revitalization), происходящий из профессионального языка специалистов по городскому планированию и экономической географии, означает возвращение к жизни районов, находящихся в состоянии упадка, хотя, безусловно, участники, идеалы и практики этих программ могут быть чрезвычайно разнообразны (Grodach, Ehrenfeucht 2016: 3—5). Историко-географическую рамку исследований процессов ревитализации портовых зон и водных фасадов (Waterfront) задают типологии портовых городов, описывающие эволюцию их отношений со своими гаванями (City-port Concept) (Hoyle 1988; Lorenz 2014). В постиндустриальный период развитие транспортных коммуникаций и логистических технологий выносит морские и речные порты, основанные в индустриальный период, из городов на их периферию, порой на расстояния весьма далекие от центра, что сопровождается деградацией старого портового хозяйства и инфраструктуры, упадком, в т.ч. и символическим, зоны гавани, речного или морского побережья. Следующий цикл развития отношений “город—порт” характеризуется возобновлением связей города с прежде отчужденным от него водным фасадом как на уровне инфраструктурной ревитализации, частным случаем которой являются процессы джентрификации — преобразования индустриальных ландшафтов в районы, приспособленные для жизни и работы среднего класса и бизнеса, так и на уровне дискурсивном, характеризующемся возвращением портовых зон в сферу городской идентичности.

Всего подписок: 5, всего просмотров: 1931

Оценка читателей: голосов 0

1. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: НЛО, 2014.

2. Большаков В.Н. Очерки истории речного транспорта Сибири. XIX в. Новосибирск: Наука, 1991.

3. Головнева Е. Формы дискурсивной репрезентации городской идентичности // Социология власти. 2014. № 2. С. 56—64.

4. Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем. М.: ВШЭ, 2016.

5. Нора П. Между памятью и историей. Проблематика мест памяти // Франция-память / Ред. П. Нора. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999. С. 17—50.

6. Титов Г.А. Возникновение пароходства в Обь-Иртышском бассейне. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990.

7. Backouche I. La trace du fleuve: La Seine et Paris (1750—1850). Paris: Editions EHESS, 2000.

8. Balderstone L., Milne G.J., Mulhearn R. Memory and Place on the Liverpool Waterfront in the MidTwentieth Century // Urban History. 2014. Vol. 41 (3). P. 478—496. https://doi.org/10.1017/S0963926813000734

9. Boland P., Bronte, J., Muir J. On the Waterfront: Neoliberal Urbanism and the Politics of Public Benefit // Cities. 2017. Vol. 61. P. 117—127. http://dx.doi.org/10.1016/j.cities.2016.08.012

10. Carta M., Ronsivalle D. (eds.) The Fluid City Paradigm: Waterfront Regeneration as an Urban Renewal Strategy. Basel: Springer International Publishing, 2016.

11. Finding S. Staging the Memory of Cities: The Museography of British Seaports // Keeping the Lid On: Urban Eruptions and Control since the 19th Century / Ed. L. Barrow, S. Finding, F. Poirier. Newcastle: Cambridge Scholars Press, 2010. P. 93—114.

12. Grodach C., Ehrenfeucht R. Urban Revitalization: Remaking Cities in a Changing World. Abingdon: Routledge, 2016.

13. Hoyle B. Development Dynamics at the Port-City Interface // Revitalising the Waterfront. International Dimensions of Dockland Redevelopment / Eds. B.S. Hoyle, D.A. Pinder, M.S. Husain. L.: Belhaven Press, 1988. P. 3—19.

14. Huyssen A. Present Pasts: Urban Palimpsests and the Politics of Memory. Stanford: Stanford University Press, 2003.

15. Jonhsen B.E. Recycled Maritime Culture and Landscape: Various Aspects of Nineteenth-Century Shipping and Fishing Industries to Twentieth-Century Tourism in Southern Norway // Resorts and Ports: European Seaside Towns since 1700 / Eds. P. Borsay, J.K. Walton. Bristol: Сhannel View Publications, 2011. P. 147—166.

16. Kokot W. Port Cities as Areas of Transition — Comparative Ethnographic Research // Port Cities as Areas of Transition: Ethnographic Perspectives / Ed. W. Kokot, M. Gandelsman-Trier, K. Wildner, A. Wonneberger. Bielefeld: Transcript Verlag, 2008. P. 7—23.

17. Lorenz P. Urban Waterfront Regeneration: Origins of the Issue // New Faces of Harbour Cities / Eds. Ş.G. Dündar, N. Karataş, H.E. Erdin, P. Lorens. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2014. P. 3—18.

18. Macdonald S. Memorylands: Heritage and Identity in Europe Today. L.: Routledge, 2013.

19. Mah A. Port Cities and Global Legacies: Urban Identity, Waterfront Work and Radicalism. L.: Palgrave Macmillan, 2014.

20. Beaven B., Bell K., James R. (eds.) Port Towns and Urban Cultures: International Histories of the Waterfront, c. 1700—2000. L.: Palgrave Macmillan, 2016.

21. Steel T. Encounters on the Waterfront: Negotiating Identities in the Context of Sailortown Culture // Port Towns and Urban Cultures: International Histories of the Waterfront, c. 1700—2000 / Eds. B. Beaven, K. Bell, R. James. L.: Palgrave Macmillan, 2016a. P. 111—132.

22. Steel T. Nostalgia in Harbor-Side Reminiscences // Journal of Finnish Studies. 2016b. Vol. 19 (2). P. 132—157.

23. Van De Mieroop K. The “Age of Commemoration” as a Narrative Construct: A Critique of the Discourse on the Contemporary Crisis of Memory in France // Rethinking History. The Journal of Theory and Practice. 2016. Vol. 20 (2). P. 172—191. https://doi.org/10.1080/13642529.2016.1159051

24. Wonneberger A. Waterfront Culture and Community in Transition: Urban Regeneration of the Dublin Docklands. Berlin: Reimer Verlag, 2014.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх