Скабрезности в сфере сицилийской традиционной кухни

 
Код статьиS086954150004880-8-1
DOI10.31857/S086954150004880-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: научный сотрудник
Аффилиация: Центр европейских и американских исследований, Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы61-77
Аннотация

В статье рассматривается впервые сформулированная проблема существования в административной области Сицилия (Италия) скабрезного пласта в традиционной гастрономической сфере как реликта средневековой смеховой культуры. Исследование основано на анализе странных и неприличных названий блюд традиционной кухни, их специфической иконографии и формы, эротических и копрологических символов в Сицилии, антиклерикальных наименований в пищевой сфере, а также рекламных криков уличных торговцев пищевыми продуктами как источнике символической информации. Сохранение подобного пласта — результат особых консервирующих свойств локальных культуры и социума.

Ключевые словаСицилия, смеховая культура, гастрономическая сфера, названия блюд, скабрезности, символизм
Дата публикации25.05.2019
Кол-во символов53575
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Сицилия — одна из 20 областей Италии — относится к числу наиболее архаичных и консервативных в социокультурном отношении регионов Европы. Не останавливаясь подробно на предпосылках (исторических, политических, социоэкономических) такого ее состояния, отметим лишь, что в Сицилии и сегодня продолжают сохранять свою витальность разнообразные традиционные культурные феномены, институты и практики, многие из которых, даже с учетом всех новаций, уходят корнями в Средневековье, а подчас и в более архаичные культурные пласты.
2

Именно к этим реалиям сицилийского социума апеллировал А. Буттитта, известный культурный антрополог и знаток “сицилийскости” во всех ее проявлениях, когда писал:

Если в других странах культурные движения подчиняются механизмам рождения, распространения и спада… то в Сицилии новое не прогоняет старое, традиция и инновация сосуществуют, прошлое и настоящее продвигаются вперед на одинаковой скорости бок о бок. С одной стороны, островная культура шагает в ногу со временем, с другой — под кажущейся адаптацией к изменениям таится сохранение таких культурных матриц и идеологических канонов, которые словно принадлежат к другому историческому измерению — измерению вне времени и “без времени”, — в котором все должно измениться, чтобы ничего не менялось (цит. по: Coria 2006: 11).

3 Ему вторит журналист Д. Биллиттери. В своих зарисовках сицилийской повседневности он отмечает странную закономерность, касающуюся отношений сицилийцев со временем, в частности их преимущественную обращенность к собственному прошлому и игнорирование будущего; будущее воспринимается лишь как гипотетическое продолжение настоящего, в свою очередь представляющего органичное продолжение прошлого (Billitteri 2003b: 107–109). При этом снимаются различия между “далеким” и “близким” прошлым, предстающим как один “недавний” временной период (в силу этого, напр., завоеватели острова древние финикийцы, Б. Муссолини и Д. Гарибальди в Сицилии воспринимаются как фигуры, принадлежащие примерно к одному и тому же временному пласту), а в сицилийском языке практически не употребляются глагольные формы будущего времени, их заменяют глаголы настоящего времени. В подтверждение своего тезиса об обращенности сицилийцев спиной к тому, что будет, а лицом — к тому, что было, Д. Биллиттери приводит интересный факт: у различных гадалок и ведуний, и сегодня весьма популярных (магические и оккультные практики исторически были очень востребованы) в Сицилии, никогда не спрашивают о будущем, но в основном о прошлом — какие события (сглазы, порчи, грехи) былого отягощают сегодняшнее бытие (Ibid.: 109).
4 В условиях такой консервативности, вдобавок подпитываемой “снизу”, очевидно, что исторически в Сицилии вплоть до наших дней сохранилось много разноплановых реликтов архаичной культуры. К их числу относятся и вербальные составляющие: не только литературный, но и народный язык (богатый, кроме прочего, “прямой” обсценной лексикой, а также пронизанный эвфемизмами, аллегориями, метафорами и символами), часто соленый и “шкоднóй” (достаточно сказать, что в Сицилии на традиционную реплику Nta naschi! — “Назад в нос!” в адрес чихнувшего он в соответствии с традицией должен ответить: Culu m’arraschi! — “Подотри мне задницу!”). Невзирая на то что в 70–80-е годы ХХ в. сицилийский язык подвергся определенной модернизации и итальянизации, он, даже обеднев, сохранил свою архаичную основу и свой характер, оставаясь грубоватым, образным и предельно полисемантичным (Ibid.: 104).

Всего подписок: 2, всего просмотров: 1422

Оценка читателей: голосов 0

1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.

2. Брийа-Саварен Ж.А. Физиология вкуса. М.: Типография А.И. Мамонтова, 1867.

3. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М.: Наука, 1988.

4. Дики Д. Delizia! Эпическая история итальянцев и их еды. М.: Вече, 2012.

5. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М.: Ладомир, 2001.

6. Костюкович Е. Еда: итальянское счастье. М.: Эксмо, 2007.

7. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992.

8. Одоевский В.Ф. Кухня: лекции господина Пуфа, доктора энциклопедии и других наук о кухонном искусстве. СПб.: Изд. Ивана Лимбаха, 2007.

9. Alaimo E.M. Proverbi siciliani. Firenze: Giunti, 2007.

10. Arruga J., Maña J. El caganer. Barcelona: Ed. AltaFulla, 1992.

11. Barruti M., Vinyoles L. Les figures del pessebre popular. Barcelona: OBOL, 1980.

12. Basile G. Tonnare indietro nel tempo. Palermo: Flaccovio, 2012.

13. Billitteri D. Femina Panormitana ovvero l’arte del matriarcato occulto. Palermo: Sigma, 2003b.

14. Billitteri D. Homo Panormitanus, cronaca di un’estinzione impossibile. Palermo: Sigma, 2003a.

15. Bonanziga S., Giallombardo F. Il cibo per via. Paesaggi alimentari in Sicilia. Palermo: Centro di studi filologici e linguistici siciliani, 2011.

16. Cocchiara G. Folklore di Sicilia. L’arte del popolo siciliano. Vol. 2. Palermo: Flaccovio, 1957.

17. Coria G. Profumi di Sicilia. Il libro della cucina siciliana. Catania: Cavallotto, 2006.

18. Correnti P. Il libro d’oro della cucina e dei vini di Sicilia. Milano: Mursia, 1976.

19. Croce M. Pupari. Palermo: Flaccovio, 2003.

20. Donà M., Di Franco C. Viaggio attraverso i sapori del quotidiano. Palermo: Qanat, 2013.

21. La Duca R. Da Panormus a Palermo, la città ieri e oggi. Palermo: Vittorietti, 2006.

22. La Duca R. I veleni di Palermo. Palermo: Esse, 1970.

23. Lo Piccolo F. Giochi di carte e cartai in Sicilia dal XV al XX s. // Kalòs. Аrte in Sicilia. 2002. № 4. P. 34–39.

24. Messana M.S. Il Santo Ufficio dell’Inquisizione. Sicilia 1500–1782. Palermo: Istituto Poligrafico Europeo, 2017.

25. Muro A. Diccionario General de Cocina. San Sebastian: Moarè Ed, 1996.

26. Onufrio E. La Conca d’Oro — Guida Pratica di Palermo. 1882. Palermo: Edizioni e Ristampe Siciliane, 1976.

27. Pitrè G. Usi e costumi, credenze e pregiudizi del popolo siciliano. Vol. I. Palermo: Il Vespro, 1978.

28. Pomar A. L’Isola dei sapori. Palermo: GOOD, 1992.

29. Renda F. L’Inquisizione in Sicilia. I fatti. Le persone. Palermo: Sellerio, 1997.

30. Scelsi G. 40 carte. Palermo: Accademia di Belle arti, 2017.

31. Sorgi O. (cur.) Mercati storici siciliani. Palermo: Regione Siciliana, 2007.

32. Traina A. Vicoli, vicoli. Palermo: Flaccovio, 2008.

33. Traina A. Vocabolario siciliano-italiano illustrato. Palermo: SORE, 1974.

34. Uccello A. Pani e dolci di Sicilia. Palermo: Sellerio, 1976.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх