Этнические vs социальные границы: дети мигрантов в школах

 
Код статьиS086954150004878-5-1
DOI10.31857/S086954150004878-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
заведующая Центром качественных исследований Института социальной политики, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики
старший научный сотрудник Лаборатории социально-антропологических исследований, Томский государственный универси
Адрес: ул. Мясницкая 20, Москва, 101000, Россия; пр. Ленина 36, Томск, 634050, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№2
Страницы98-113
Аннотация

Как правило, дети мигрантов попадают в школы, в которых учатся те, кто не соответствует существующим в обществе стандартным представлениям о норме — например, дети с особенностями развития или из социально неблагополучных семей. Однако в последние годы именно в присутствии детей мигрантов в этих школах, под которыми понимаются прежде всего выходцы из стран Средней Азии и Кавказа, местное население видит появление многих проблем в учебных заведениях. Существовавшие раньше и существующие сегодня в этих учебных заведениях социальные проблемы вытесняются этническими, а также вопросами возможностей адаптации детей в российских школах. В статье показано, как возникает школьная сегрегация, что влияет на концентрацию детей мигрантов в определенных школах и с какими реальными проблемами сталкиваются ученики и учителя внутри этих учебных заведений.

Ключевые словашколы, дети мигрантов, социальные границы, этнические границы, интеграция, школы со сложным социальным контекстом
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-18-00293]
Дата публикации25.05.2019
Кол-во символов42244
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ГАУГН-ПРЕСС

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В начале 2000-х годов в России о трудовой миграции из Средней Азии говорили преимущественно как о мужской. Приезжающие в страну главы семей работали в сферах строительства и ЖКХ, обеспечивая таким образом свои семьи, оставшиеся на родине (Брусина 2008; Мукомель 2013). В середине 2000-х годов в Россию стали чаще приезжать и жены мигрантов, т. к. заработка одного члена семьи часто не хватало на то, чтобы жить в Москве и отправлять деньги родственникам (Тюрюканова 2011). Женщины из среднеазиатского региона занимали специфические ниши в экономике: они работали в основном в сфере обслуживания, в клининговых компаниях, сиделками у пожилых людей (Зотова 2007; Ткач 2011; Карачурина 2015).
2 Чаще всего супруги приезжали без детей. Это было связано как с некомфортными условиями проживания мигрантов из Средней Азии в Москве (часто по 10– 20 человек в одной квартире) (Деминцева, Пешкова 2014; Demintseva 2017), так и с проблемой записи детей в дошкольные образовательные учреждения и школы (Деминцева и др. 2017). Зачастую они были лишены информации о том, может ли их ребенок учиться в российской школе или же ходить в детский сад (Троицкий 2017). Однако со временем мигранты стали чаще привозить с собой детей. Это было связано с тем, что некоторые выходцы из Средней Азии впоследствии смогли позволить себе снять квартиру или комнату только для своей семьи, а также с тем, что они накопили за время проживания в стране определенный социальный капитал, который дал им возможность ориентироваться в вопросах, связанных с перспективами для их детей в России (Деминцева, Пешкова 2013; Деминцева и др. 2017). Похожие тенденции можно наблюдать и в среде выходцев из других стран СНГ. Родители, приезжающие на заработки, привозят детей в том случае, если они могут обеспечить их пребывание в России, или же они вынуждены привезти ребенка, т. к. его не с кем оставить на родине.
3 Сегодня сложно понять, какое количество детей мигрантов проживает в России и сколько из них учится в школах. Есть данные о въехавших в Россию детях и подростках до 18 лет1, но при этом никак не фиксируется, на какое время они приехали в страну и чем здесь занимаются. Кроме того, определенное количество детей приезжает в Россию из других стран, уже имея российское гражданство, которое получили их родители как выходцы из СССР (Чудиновских 2014). Но такой ребенок, даже являясь россиянином по документам, может сталкиваться с теми же трудностями, что и другие дети, приехавшие из-за рубежа: незнанием русского языка, проблемами адаптации в новом для себя обществе и т. д. (Деминцева и др. 2017). В школах также нет официальной статистики по вопросу этнического происхождения детей мигрантов, обучающихся в них. Вокруг темы детей мигрантов существует множество мифов, которые связаны прежде всего с отсутствием информации о реальной ситуации (Полетаев 2015). 1. По данным Росстата, в 2016 г. в Россию въехало 575 тыс. человек в возрасте “моложе трудоспособного” (Численность 2017).

Всего подписок: 3, всего просмотров: 692

Оценка читателей: голосов 0

1. Абашин С.Н. Среднеазиатская миграция: практики, локальные сообщества, транснационализм // Этнографическое обозрение. 2012. № 4. С. 3–13.

2. Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети и родители-мигранты во взаимодействии с российской школой // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 176–199.

3. Александров Д.А., Баранова В.В., Иванюшина В.А. Дети из семей мигрантов в школах СанктПетербурга. Предварительные данные. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2011.

4. Александров Д.А., Иванюшина В.А., Казарцева Е.В. Этнический состав школ и миграционный статус школьников в России // Вопросы образования. 2015. № 2. С. 173–195.

5. Арефьев А.Л. Обучение детей из семей иностранных граждан в школах Москвы // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2015. № 5. С. 149–159.

6. Брусина О.И. Мигранты из Средней Азии в России: этапы и причины приезда, социальные типы, организации диаспор // Вестник Евразии. 2008. № 2. С. 66–95.

7. Деминцева Е.Б., Зеленова Д.А., Космидис Е.А., Опарин Д.А. Вопросы адаптации детей мигрантов в школах Москвы и Подмосковья // Демографическое обозрение. 2017. № 4 (4). С. 80– 109.

8. Деминцева Е.Б., Пешкова В.М. Мигранты из Средней Азии в Москве // Демоскоп Weekly. 2014. № 597–598. http://demoscope.ru/weekly/2014/0597/tema01.php

9. Зайончковская Ж.А., Флоринская Ю.Ф., Доронина К.А., Полетаев Д.А. Мигранты глазами москвичей // Демоскоп Weekly. 2014. № 605–606. http://demoscope.ru/weekly/2014/0605/ tema01.php

10. Зверева Н.Ю. Дискурсы о мигрантах в современной российской прессе: стратегии борьбы за значение // Новое литературное обозрение. 2014. № 28. С. 88–96.

11. Зотова Н.А. Женщины — трудовые мигранты из Таджикистана (старшая возрастная группа) // Вестник Евразии. 2007. № 2. С. 72–87.

12. Карачурина Л.Б. Женщины-мигрантки в нише домашнего труда в России // Социологические исследования. 2015. № 5. С. 93–101.

13. Пинская М.А., Косарецкий С.Г., Фрумин И.Д. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах // Вопросы образования. 2011. № 4. С. 148–177.

14. Полетаев Д.А. Мигрантофобия и миграционная политика // Мигранты, мигрантофобии и миграционная политика / Отв. ред. В.И. Мукомель. М.: НП “Центральный Дом адвоката”, Московское бюро по правам человека, “Academia”, 2014. С. 5–19.

15. Тишков В.А. Российский народ. История и смысл национального самосознания. М.: Наука, 2013.

16. Ткач О.А. Профессионализация домашней уборки: очерчивая фронтиры // Антропология профессий, или посторонним вход разрешен / Отв. ред. П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. М.: ООО “Вариант”, ЦСПГИ, 2011. С. 304–333.

17. Тюрюканова Е.В. (ред.) Женщины — мигранты из стран СНГ в России. М.: МАКС-Пресс, 2011.

18. Фрумин И.Д., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Социально-экономическое и территориальное неравенство учеников и школ // Народное образование. 2012. № 1. С. 17–24.

19. Чудиновских О.С. О политике и тенденциях приобретения гражданства Российской Федерации в период с 1992 по 2013 г. // Демографическое обозрение. 2014. № 3. С. 65–126.

20. Ястребов Г.А., Бессуднов А.Р., Пинская М.А., Косарецкий С.Г. Проблема контекстуализации образовательных результатов: школы, социальный состав учащихся и уровень депривации территорий // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 188–246.

21. Alba R. Bright vs. Blurred Boundaries: Second-Generation Assimilation and Exclusion in France, Germany, and the United States // Ethnic and Racial Studies. 2005. Vol. 28 (1). P. 20–49.

22. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boundaries: The Social Organization of Culture Difference / Ed.F. Barth. L.: Allen & Unwin, l969. P. 9–38.

23. Brubaker R. Citizenship and Nationhood in France and Germany. Cambridge: Harvard University Press, 1992.

24. Carlie A. An Ethnography of Permanent Exclusion from School: Revealing and Untangling the Threads of Institutionalized Racism // Race, Ethnicity and Education. 2011. Vol. 15 (2). P. 175–194.

25. Demintseva E. Labour Migrants in Post-Soviet Moscow: Patterns of Settlement // Journal of Ethnic and Migration Studies. 2017. Vol. 43 (15). P. 2556–2572.

26. Fordham S., Ogbu J. Black Students’ School Success: Coping with the “Burden of Acting White” // Urban Review. 1986. Vol. 18 (3). P. 176–206. https://doi.org/10.1007/BF01112192

27. Portes A., Zhou M. The New Second Generation: Segmented Assimilation and Its Variants // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1993. Vol. 530. P. 74–96. https:// doi.org/10.1177/0002716293530001006

28. Tabib-Calif Y., Lomsky-Feder E. Symbolic Boundary Work in Schools: Demarcating and Denying Ethnic Boundaries // Anthropology & Education Quarterly. 2014. Vol. 45 (1). P. 22–38.

29. Wimmer A. The Making and Unmaking of Ethnic Boundaries: A Multilevel Process Theory // American Journal of Sociology. 2008. Vol. 113 (4). Р. 970–1022.

30. Zolberg A.R., Long L.W. Why Islam Is Like Spanish: Cultural Incorporation in Europe and the United States // Politics and Society. 1999. Vol. 27 (1). P. 5–38.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх