The Yukuna of the Miritiparana River: Aspects of Cultural Transbordering

 
PIIS086954150004874-1-1
DOI10.31857/S086954150004874-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: independent researcher
Address: Moscow, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№2
Pages167-184
Abstract

Ethnologists subdivide the territory of the Amazon and Orinoco basin into several ethnic-cultural areas on the basis of ethnolinguistic and cultural differences. This subdivision, at the same time, is not sufficient to comprehensively represent the dynamics of social and cultural process in the region and leaves a number of important issues neglected. For instance, what is happening at the border zone where these areas come into contact or overlap? Where exactly in the Amazon and Orinoco region can we find such zones that we could term cultural borderland? Drawing on the results of the 2015 field trip to the Colombian Amazon, I argue that one of such zones is the Miritiparana river area populated by the Yukuna Indians. The article discusses the sociocultural appearance of the Yukuna which may be seen as a typical cultural borderland community. I compare the 2015 situation with the earlier settings examined during my research conducted in 2007 and 2014 in areas adjacent to the Miritiparana river.

KeywordsAmazonian Indians, Colombian Indians, Yukuna Indians, Amazonian cultures, cultural typology
Publication date25.05.2019
Number of characters47846
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В период с 2007 по 2015 г. автор статьи осуществил три экспедиции в районы перуанской и колумбийской Амазонии, расположенные между реками Ваупес и Амазонка (ПМА 2007, 2014, 2015), в ходе которых был собран обширный этнографический материал по культуре индейских групп северо-востока Перу и юго-востока Колумбии (Матусовский 2017). Именно разносторонний материал, имевшийся в распоряжении автора, позволил ему сформулировать рабочую гипотезу о культурном пограничье общности юкуна р. Миритипараны.
2 Процессы, связанные с взаимопроникновением культур, происходили и происходят на всей территории Амазонии — Оринокии. Этнологу важно отследить и понять их динамику. В эти процессы вовлечены как незначительные по численности, так и крупные индейские группы. Взаимопроникновение культур приводит к формированию новых социокультурных общностей; наиболее известны шингуано в верховьях р. Шингу, араваки р. Риу-Негру, индейские этнические группы междуречья Ваупес — Апапорис, яномамо на бразильско-венесуэльской границе.
3 На юго-востоке Колумбии между реками Ваупес и Апапорис проживают индейские группы, образующие социокультурную общность, которую в этнологической литературе принято называть Ваупес. Выделить ее в отдельный тип позволяют во многом общая мифология, мужские обряды с использованием запретных для женщин и детей музыкальных инструментов, систематический брачный обмен между разноязычными группами, особое место общинного дома (малоки) в системе социальных отношений и религиозных ритуалов, схожесть многих элементов материальной культуры. Для мифологии местных индейцев характерен мотив прибытия первопредков, поднимавшихся вверх по течению левых притоков Амазонки, — так они достигли междуречья Ваупес — Апапорис, воспринимаемого как центр мира. У каждой из групп этот центр соотносится с конкретными географическими объектами, как правило, порогами или водопадами. Обряды юрупари имеют глубокую мифологическую основу, в них символически воспроизводится процесс становления мира и история обретения правил поведения членов социума.
4 Междуречье Какета — Путумайо следует выделить в отдельный культурный ареал. В широком смысле он простирается вплоть до берегов Амазонки. Этот ареал характеризуют тип малоки (ее форма и семантика отдельных частей), отличный от фиксируемых в области Ваупес, щелевые гонги мангуаре, длинные бревна, стилизованные под анаконду, — музыкальные инструменты, используемые в коллективных танцах, и праздники, устраиваемые по случаю приема гостей.
5 Индейцы юкуна расселены на юго-востоке колумбийской Амазонии по берегам р. Какета: вблизи порога Кордоба — священного места для юкуна, а также немного выше по течению. Но большая часть общин сосредоточена на левом притоке Какета — р. Миритипарана. В ее низовьях наряду с юкуна живут кабияри, летуама, макуна, матапи, танимука, яуна, в среднем и верхнем течении — юкуна и матапи. Гидрография региона такова, что все реки текут на восток. Миритипарана несет свои воды между реками Апапорис и Какета, почти параллельно им. Расстояние между Апапорисом и Какетой около 100 км — не столь большое по амазонским меркам. Казалось бы, индейцы юкуна должны были бы оказаться в значительной степени под влиянием одного из двух больших культурных ареалов, с которыми они граничат с севера и с юга. Однако это не так. Анализ полевых материалов (ПМА 2015), привезенных из экспедиции на Миритипарану, показывает, что юкуна, расселенные в области, где переплетаются традиции двух крупных этнокультурных ареалов, сохраняют свою самобытность. Какие особенности характеризуют культуру юкуна, и почему их можно считать знаковыми?

Number of purchasers: 2, views: 1444

Readers community rating: votes 0

1. Bidou, P. 1972. Répresentations de l’espace dans la mythologie Tatuyo (Indiens Tucano) [Representations of Space in Mythology Tatuyo (Tucano Indians)]. Journal de la Société des Américanistes 61: 45–105. https://doi.org/10.3406/jsa.1972.2114

2. Fiori, L.R., and J.P. Monsalve. 1995. El baile del muñeco [The Doll’s Dance]. Santa Fé de Bogotá: Cooperativa editoral magisterio.

3. Gasché, J. 1972. L’habitat witoto: “progress” et tradition [Habitat Witoto: “Progress” and Tradition]. Journal de la Société des Américanistes 61: 177–214. https://doi.org/10.3406/jsa.1972.2117

4. Hammen, M.C. van der. 1992. El manejo del mundo. Naturaleza y sociedad entre los Yukuna de la Amazonia colombiana [Managing the World: Nature and Society among the Yukuna of the Colombian Amazon]. Santa Fé de Bogotá: Tropenbos y Tercer Mundo Editores.

5. Herrera Ángel, L. 1975. Kanuma: un mito de los yukuna-matapí [Kanuma: A Myth of the YukunaMatapí]. Revista Colombiana de Antropología 18: 385–416.

6. Hugh-Jones, S. 2011. La palma y las Pléyades. Iniciación y cosmologia en la Amazonia noroccidental [The Palm and the Pleiades: Initiation and Cosmology in Northwestern Amazonia]. Bogota: Ediciones Universidad Central.

7. Karadimas, D. 2007. Yurupari ou les figures du diable. Le quiproquo des regards croisés [Yurupari or the Figures of the Devil: The Misunderstanding the Crossed Looks]. Gradhiva 6: 44–57.

8. Kästner, K.-P. 1992. Historisch-ethnographische Klassifikation der Stämme des Ucayali-Beckens (OstPeru). Eine Kulturanalyse und — synthese [Historic-Ethnographical Classification of the Tribes of the Ucayali Basin (East Peru): A Culture Analysis and — Synthesis]. Frankfurt/Main: IKOVerlag für Interkulturelle Kommunikation.

9. Matusovskiy, A.A. 2015. Prazdnik peki u indeitsev vaura [The Pequi Celebration among the Wauja Indians]. Etnograficheskoe obozrenie 3: 92–110.

10. Matusovskiy, A.A. 2015. Sotsiokul’turnyi oblik indeitsev verkhnei Pira-Parany [Sociocultural Face of the Indians of the Upper Pira-Parana]. Vestnik antropologii 4: 129–149.

11. Matusovskiy, A.A. 2016. Makaná i 50 000 kolumbiiskikh peso. Epizod ekspeditsii k yukuna [Makaná and 50 000 Colombian Pesos: One Episode of the Expedition to Yukuna Indians]. Vestnik antropologii 4: 200–209.

12. Matusovskiy, A.A. 2017. Materialy ekspeditsii 2001–2015 gg. kak istochnik po etnografii indeitsev Amazonii i Orinokii. Istoriia i rezul’taty [Materials of the Expeditions of 2001–2015. As a Source on the Ethnography of the Indians of Amazonia and Orinocia: History and Results]. In Istochniki i istoriografiia po antropologii narodov Ameriki [Sources and Historiography on the Anthropology of the Peoples of America], edited by M.Yu. Martynova, E.S. Piterskaia, and D.V. Vorob’ev, 344–356. Moscow: IEA RAN.

13. Reichel-Dolmatoff, G. 1971. Amazonian Cosmos. The Sexual and Religious Symbolism of the Tukano Indians. Chicago: The University of Chicago Press.

14. Thiesen, W., and E. Thiesen. 2008. Diccionario Bora — Castellano. Castellano — Bora [Dictionary Bora — Castellano. Spanish — Bora]. Lima: Instituto Lingüistico de Verano.

Система Orphus

Loading...
Up