Поминальные церемонии у датога в контексте единого социального пространства живых и мертвых: этологический анализ

 
Код статьиS086954150004179-6-1
DOI10.31857/S086954150004179-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: д. и. н., заведующая сектором кросскультурной психологии и этологии человека
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Должность: младший научный сотрудник сектора кросскультурной психологии и этологии человека
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Ленинский пр. 32а, Москва, 119991, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы42-64
Аннотация

 В африканском обществе почитание предков является неотъемлемой частью религиозной, культурной и социальной сферы. По представлениям африканцев предки способны обеспечить им и всей общине в целом благополучную и здоровую жизнь, предупредить о надвигающейся опасности, но для этого нужно чтить их и регулярно проводить церемонии поминовения. В статье подробно описаны обряды поминовения у датога; в этой культуре они дифференцированы в соответствии с полом, социальным статусом усопшего, его положением в семейной иерархии и сети родственных связей. Наблюдения за взаимодействиями разных возрастных групп во время бунгеды позволяют четче представить структуру современного общества датога. Боясь разгневать своих предков, датога демонстрируют групповую ответственность, что способствует поддержанию моральных норм внутри сообщества и за его пределами, сохранению ценностей и улучшению благосостояния всей общины.

Ключевые словакульт предков, Восточная Африка, датога, бунгеда, коммуникация между живыми и мертвыми, похоронно-поминальная обрядность, духи предков, обряд поминовения предков
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-18-00082]
Получено23.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов57630
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 В современной этнографической литературе обряд поминовения включается в похоронно-поминальный комплекс. Однако в последнее десятилетие поминальная обрядность выделяется в отдельную группу, поскольку основная цель составляющих этой обрядности — «упорядочить отношения между “тем” и “этим” мирами и таким образом обеспечить лояльность мертвых по отношению к живым, покровительство со стороны предков» (Чугаева 2010: 200). В отечественной научной литературе принята классификация (она применима ко всем христианизированным народам независимо от региона проживания) поминальных ритуалов, разделяющая поминки на индивидуальные и общественные. Индивидуальные проводятся на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни и по истечении одного года после похорон усопшего, общественные приурочены к важным датам религиозного календаря. Нередки случаи включения в этот перечень дней локальных значимых обрядов, бытовавших в дохристианские времена у тех или иных этнических общностей. Так, перечисляя поминальные дни у хантов, исследователь отмечает отсутствие четких регламентов и указывает различные сроки проведения обряда поминок, а также упоминает о его зависимости от лунного календаря. Резюмируя, автор отмечает, что в последнее время поминки устраивают в соответствии с христианскими нормами (Соколова 2005: 161). Подобное “смешение” фиксируется и у исламизированных народов. Так, в некоторых башкирских селах к имеющимся поминальным дням по исламским канонам (третий, седьмой, сороковой дни и год после смерти) добавляется еще один — 51-й или 52-й, что предположительно является отголоском традиций, некогда распространенных в зороастризме у башкир (Галиева 2015: 396). Миссионерская деятельность оказала сильное влияние на традиционное мировоззрение и верования людей с языческими представлениями об устройстве мира.
2 Схожая ситуация с распространением мировых религий сложилась и на африканском континенте. Население Тропической Африки с настороженностью отнеслось к пропагандируемым догмам. Остро встал вопрос о взаимодействии традиционных религий с христианством и исламом. По данным Исследовательского центра Pew (Pew Research Center), занимающегося эмпирическими исследованиями в области социальных наук, в 2010 г. в Субсахарской Африке насчитывалось примерно 234 млн мусульман и 470 млн христиан (Pew 2010) при общей численности населения этого региона чуть более 845 млн человек (United Nations 2017). Результаты опроса, проведенного Pew в 2008–2010 гг. в Субсахарской Африке, говорят о том, что из общего числа респондентов3 — приверженцев христианства и ислама 25 и 30% соответственно считают, что предки или духи оберегают их от зла. Опрошенные сообщают о хранении священных предметов (шкур животных, умерщвленных для различных церемоний, черепов животных и людей и т. п.), консультациях с прорицателями, участии в ритуальных церемониях и т.п. (Pew 2010). Отметим, что в данном опросе не принимали участия этнические группы со статусом индигенного народа (IWGIA 2016), которые в большей мере являются приверженцами традиционных религий. Итоги исследования подтверждают популярность двоеверия среди населения Субсахарской Африки.

всего просмотров: 144

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабаев К.В. Традиционные культы и христианство в восприятии современных жителей Западной Африки // Историческая психология и социология истории. 2012. № 2. С. 28–37.

2. Бондаренко Д.М. Общинность: первооснова историко-культурной и социально-политической традиции субсахарской Африки // Восток. 2014. № 2. С. 10–22.

3. Бутовская М.Л. Репродуктивный успех и экономический статус у датога — полуоседлых скотоводов Северной Танзании // Этнографическое обозрение. 2011. № 4. С. 85–99.

4. Бутовская М.Л., Карелин Д.В., Буркова В.Н. Датога Танзании сегодня: экология и культурные установки // Азия и Африка сегодня. 2012а. № 11. С. 51–55.

5. Бутовская М.Л., Карелин Д.В., Буркова В.Н. Традиционные скотоводы Восточной Африки сегодня: репродуктивный успех, плодовитость, детская смертность и благосостояние датога Северной Танзании // Вестник МГУ. Серия XXIII: Антропология. 2012б. № 4. С. 70–83.

6. Галиева Ф.Г. Похоронно-поминальная обрядность // Башкиры / Отв. ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко. М.: Наука, 2015. С. 383–396.

7. Соколова З.П. Погребальные обряды // Народы Западной Сибири. Ханты. Манси. Селькупы.

8. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / Отв. ред. И.Н. Гемуев, В.И. Молодин, З.П. Соколова. М.: Наука, 2005. С. 152–165.

9. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.

10. Татаровская И.Г. Змея как символ жизни и смерти в африканской мифологии // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 12. С. 110–114.

11. Фрэзер Д. Золотая ветвь: исследование магии и религии. М.: АСТ, 1998.

12. Чугаева С.В. Семик — день поминовения умерших у коми-пермяков // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. № 1. С. 200–204.

13. Blystad A. On HIV, Sex and Respect: Local-Global Discourse Encounters among the Datoga of Tanzania // African Sociological Review. 2004. Vol. 8 (1). P. 47–66.

14. Butovskaya M., Burkova V., Karelin D., Fink B. Digit Ratio (2D:4D), Aggression and Dominance in the Hadza and the Datoga of Tanzania // American Journal of Human Biology. 2015. Vol. 27. P. 620–627. https://doi.org/10.1002/ajhb.2271

15. Butovskaya M.L. Wife-Battering and Traditional Methods of Its Control in Contemporary Datoga Pastoralists of Tanzania // Journal of Aggression, Conflict and Peace Research. 2012. Vol. 4 (1). P. 28–44.

16. Butovskaya M.L. Aggression and Conflict Resolution among the Nomadic Hadza of Tanzania as Compared with Their Pastoralist Neighbors // War, Peace, and Human Nature the Convergence of Evolutionary and Cultural Views / Ed. D.P. Fry. Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 278–296.

17. Caldwell J.C., Caldwell P. The Cultural Context of High Fertility in Sub-Saharan Africa // Population and Development Review. 1987. Vol. 13 (3). P. 409–437.

18. Dyer S.J. The Value of Children in African Countries — Insights from Studies on Infertility // Journal of Psychosomatic, Obstetrics and Gynecology. 2007. Vol. 28 (2). P. 69–77.

19. Hollos M. Profiles of Infertility in Southern Nigeria: Women’s Voices from Amakiri // African Journal of Reproductive Health. 2003. Vol. 7 (2). P. 46–56.

20. Imasogie O. African Traditional Religion. Ibadan: University Press Limited, 1985.

21. Kaniki M.H.Y. Religious Conflict and Cultural Accommodation: The Impact of Islam on Some Aspects of African Societies // Utafiti Journal. 1976. Vol. 1 (1). P. 87–98.

22. Lebaka M.E.K. The Art of Establishing and Maintaining Contact with Ancestors: A Study of Bapedi Tradition // HTS Teologiese Studies/Theological Studies. 2018. Vol. 74 (1). No. 4871. https://doi.org/10.4102/hts.v74i1.4871

23. Leonard L. “Looking for Children”: The Search for Fertility among the Sara of Southern Chad // Medical Anthropology. 2002. Vol. 21 (1). P. 79–112.

24. Malinowski B. The Dynamics of Culture Change: An Inquiry into Race Relations in Africa. New Haven: Yale University Press, 1961.

25. Mannhardt J.W.E. Wald- und Feldkulte. Bd. 1. Berlin: Gebrüder Borntraeger, 1875.

26. Mannhardt J.W.E. Wald- und Feldkulte. Bd. 2. Berlin: Gebrüder Borntraeger, 1877.

27. Mokhoathi J. Jesus Christ as an Ancestor: A Critique of Ancestor Christology in Bantu Communities // Pharos Journal of Theology. 2018. Vol. 99. P. 1–16. https://www.pharosjot.com/uploads/7/1/6/3/7163688/article_8_vol_99_2018_mokoathi_-_ufs.pdf

28. Mugovhani N.G. Emerging Trends from Indigenous Music and Dance Practices: A Glimpse into Contemporary Malende and Tshigombela // Southern Africa Journal for Folklore Studies. 2015. Vol. 25 (1). P. 81–96.

29. Oborji F.A. In Dialogue with African Traditional Religion: New Horizons // Mission Studies. 2002. Vol. 19. P. 1–37.

30. Silva S. Mother of Solilude: Childlessness and Intersubjectivity in the Upper Zambezi // Anthropology and Humanism. 2009. Vol. 34 (2). P. 179–202.

31. Triebel J. Living Together with the Ancestors: Ancestor Veneration in Africa as a Challenge for Missiology // Missiology: An International Review. 2002. Vol. 30 (2). P. 187–197.



Дополнительные библиографические источники и материалы

ПМА1 2007 — Полевые материалы Бутовской М.Л. Экспедиция в район Ольпиро, национальный парк Нгоронгоро, Объединенная Республика Танзания. Апрель 2007 г.

ПМА2 2007 — Полевые материалы Бутовской М.Л. Экспедиция в район Манголы, оз. Эяси, Объединенная Республика Танзания. Октябрь 2007 г. (информанты: женщина-прорицательница, мать Удабунды).

ПМА 2008 — Полевые материалы Бутовской М.Л. Экспедиция в район Манголы, оз. Эяси, Объединенная Республика Танзания. Август–сентябрь 2008 г.

ПМА 2009 — Полевые материалы Бутовской М.Л. Экспедиция в район Манголы, оз. Эяси, Объединенная Республика Танзания. Февраль 2009 г.

ПМА 2010 — Полевые материалы Бутовской М.Л. Экспедиция в район Манголы, оз. Эяси, Объединенная Республика Танзания. Май 2010 г.

ПМА 2011 — Полевые материалы Бутовской М.Л. Экспедиция в район Манголы, оз. Эяси, Объединенная Республика Танзания. Август 2011 г.

ПМА 2013 — Полевые материалы Бутовской М.Л. Экспедиция в район Манголы, оз. Эяси, Объединенная Республика Танзания. Апрель 2013 г.

ПМА 2018 — Полевые материалы Бутовской М.Л. Экспедиция в район Манголы, оз. Эяси, Объединенная Республика Танзания. Июнь 2018 г. (информанты: Момоя, Ушока, Гидобат, Бошка).

IWGIA 2016 — IWGIA Report 23. Tanzanian Pastoralists Threatened: Evictions, Human Rights Violations and Loss of Livelihoods. Copenhagen: IWGIA with PINGO’s Forum, PAICODEO and UCRT, 2016.

Pew 2010 — Tolerance and Tension: Islam and Christianity in Sub-Saharan Africa // Pew Research Center. 15.04.2010. http://www.pewforum.org/2010/04/15/executive-summary-islam-andchristianity-in-sub-saharan-africa

United Nations 2017 — Data Query // United Nations. DESA/Population Division. World Population Prospects 2017. https://esa.un.org/unpd/wpp/DataQuery (дата обращения: 15.07.2018).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх