The Spirit Left; Yet the Spirit Stayed: On the Present State of Chinese’s Traditional Notions of the Dead [Dukh ushel; dukh ostalsia: o sovremennom sostoianii traditsionnykh predstavlenii kitaitsev ob umershem cheloveke]

 
PIIS086954150004178-5-1
DOI10.31857/S086954150004178-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Institute of Ethnology and Anthropology, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, 32a Leninsky prospekt
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition1
Pages27-41
Abstract

The article discusses the perceptions that the Chinese have about a person’s psyche during the person’s lifetime and after his or her death. It attempts to place these perceptions within the context of broader cosmogonic ideas and notions of the spirits existing in the Chinese culture. I examine the major concepts and assumptions that lie in the foundation of such ideas and notions and focus on the most important attributes of the spirit (duality, materiality, cyclicity) which let us better understand the Chinese way of thinking about the dead and means of communicating with them. I try to show the relevance of this issue by demonstrating the ways in which it is reflected in contemporary developments in Chinese material culture, and burial structures in particular. Drawing on my own field research, I analyze various elements of the burial structures, including memorial arches, epitaphs on tombstones, decorations, and altars dedicated to the deities associated with afterlife. I argue that the perceptions of life and death among the Chinese remain strongly traditional, which sets the Chinese notions of the spirit apart from the Christian understanding of the soul that is prevalent in the European culture.

KeywordsChina, Chinese animism, spirit, soul, burial structures, hún, pò
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Russian Science Foundation, https://doi.org/10.13039/501100006769 [grant no. 18-18-00082]
Received22.03.2019
Publication date26.03.2019
Number of characters39541
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Тема духа как формы существования после смерти была объектом внимания Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, Э. Лэнга, В. Шмидта, В.Г. Богораза, В. Вундта и многих других выдающихся исследователей. Пересекаясь с темой эволюции религиозного сознания, она оказалась во власти монотеистического доминирования, где идея стадиальности отвела феномену духа крайне скромное место. С этой методологической позиции, если речь заходит о духе умершего человека, то в позитивном смысле лучше говорить о “душе”. Такой подход стал следствием проекции на почву другой культуры европейского рационалистического взгляда на мир, которому придавался статус универсалии. С.А. Токарев писал по этому поводу: «Находясь под влиянием христианского богословия, эти исследователи обычно искали в верованиях отсталых народов представление о “душе”, хотя во многих случаях это были представления совсем иного свойства» (Токарев 1990: 101). Китайский материал как раз касается “иного свойства”.
2 В настоящей работе мы ставили перед собой следующие задачи: 1) описать систему понятий и терминов, связанных с концептом “духа” у китайцев; 2) выделить общие свойства, приписываемые этому концепту в китайской религиозной картине мира; 3) соотнести традиционные воззрения с современным этнографическим материалом по погребальным сооружениям, чтобы выяснить актуальные представления китайцев о духе умершего человека и формах коммуникации с ним.
3 В качестве рабочего инструментария были использованы древнекитайские словари (“Шо вэнь цзе цзы”, “Иероглифический словарь Канси”), памятники древнекитайской мысли (“Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”, “Лунь юй”, “Да Дай ли цзи”, “Хуан ди нэй цзин”, “Ли цзи”), а также китайская энциклопедия “Китайский словарь обычаев”. В работе представлены полевые материалы автора, собранные в ходе экспедиционного выезда в провинцию Юньнань в апреле 2018 г. и не являющиеся репрезентативными по отношению ко всему Китаю, т.к. отражают лишь региональную специфику, способствующую сохранению традиционных форм культурной жизнедеятельности, в т.ч. погребальной практики. Добавим, что в отличие от восточных районов Китая этнокультурный и конфессиональный состав населения здесь достаточно сложный (26 народов), но при этом в Юньнани не существует острой демографической проблемы и связанной с ней проблемы нехватки земли.
4 При структурировании текста и работе над темой в целом автор исходил из приоритета социально-религиозного (синкретического) воззрения китайцев на дух, укорененного в культуре, перед его всевозможными проявлениями. Такая последовательность позволила глубже интерпретировать полевой материал и исключила уход в другие контекстные области, прямо не связанные с объектом нашего исследования. Хотя этнографические полевые сведения не выступили в роли структурообразующей основы текста, тем не менее они показали такой важный аспект, как степень актуальности рассматриваемого традиционного воззрения.

views: 1441

Readers community rating: votes 0

1. Georgievskii, S.M. 2001. Verovanie v sushchestvovanie dushi cheloveka posle ego smerti [Belief in the Existence of the Human Soul after His Death]. In Vse o Kitae [All about China], edited by G.I. Tsareva, 436–481. Moscow: Kanun Zolotogo Veka.

2. Kobzev, A.I. 2007. Dusha, dukh i dukhi [Soul, Psyche, and Spirits]. In Dukhovnaia kul’tura Kitaia: entsiklopediia v 5 t. Vol. 2, Mifologiia. Religiia [Spiritual Culture of China. Vol. 2, Mythology, Religion], edited by M.L. Titarenko, 114–117. Moscow: Vostochnaia literatura.

3. Tan’ Aoshuan. 2004. Kitaiskaia kartina mira: yazyk, kul’tura, mental’nost’ [The Chinese World Picture: Language, Culture, Mentality]. Moscow: Yazyki slavianskoi kul’tury.

4. Tokarev, S.A. 1990. Rannie formy religii [The Early Forms of Religion]. Moscow: Politizdat.

5. Torchinov, E.A. 1998. Daosizm [Taoism]. St. Petersburg: Lan’.

6. Torchinov, E.A. 2000. Predislovie k russkomu izdaniiu [Preface to the Russian Edition]. In De Groot. Demonologiia drevnego Kitaia [Demonology of Ancient China], 9–16. St. Petersburg: Evraziia.

Система Orphus

Loading...
Up