Дух ушел; дух остался: о современном состоянии традиционных представлений китайцев об умершем человеке

 
Код статьиS086954150004178-5-1
DOI10.31857/S086954150004178-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: к.и.н., научный сотрудник
Аффилиация: Институт этнологии и антропологии РАН
Адрес: Москва, Ленинский пр. 32-а
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№1
Страницы27-41
Аннотация

Статья посвящена представлениям китайцев о духе человека при его жизни и после его смерти. Автор рассматривает их в контексте китайских общих космогонических воззрений и широкого взгляда на дух. В работе дан анализ соответствующих понятий, составляющих терминологическую основу этих представлений. Были выделены некоторые важные свойства духа: дуальность, материальность, цикличность, что позволило лучше понять представления китайцев о загробном мире и формы коммуникации с духами умерших людей. Перед автором стояла задача показать актуальность изучаемого лингво-культурного материала через отражение его в современной материальной культуре Китая, в особенности через погребальное сооружение. На основании данных полевых материалов автора были рассмотрены следующие элементы погребальных сооружений: мемориальная арка, эпитафия, орнамент, алтарь Хоуту — “Божеству Земли”, ведающему делами загробного мира. Изложенный в работе материал позволил заключить, что духовное восприятие китайцем жизни и смерти сохраняет традиционные черты, благодаря чему его представление о духе остается специфическим и контрастирует с европейским христианским пониманием души.

Ключевые слова китайский анимизм, дух, душа, хунь, по, погребальные сооружения
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 18-18-00082]
Получено22.03.2019
Дата публикации26.03.2019
Кол-во символов39541
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Тема духа как формы существования после смерти была объектом внимания Э. Тайлора, Дж. Фрэзера, Э. Лэнга, В. Шмидта, В.Г. Богораза, В. Вундта и многих других выдающихся исследователей. Пересекаясь с темой эволюции религиозного сознания, она оказалась во власти монотеистического доминирования, где идея стадиальности отвела феномену духа крайне скромное место. С этой методологической позиции, если речь заходит о духе умершего человека, то в позитивном смысле лучше говорить о “душе”. Такой подход стал следствием проекции на почву другой культуры европейского рационалистического взгляда на мир, которому придавался статус универсалии. С.А. Токарев писал по этому поводу: «Находясь под влиянием христианского богословия, эти исследователи обычно искали в верованиях отсталых народов представление о “душе”, хотя во многих случаях это были представления совсем иного свойства» (Токарев 1990: 101). Китайский материал как раз касается “иного свойства”.
2 В настоящей работе мы ставили перед собой следующие задачи: 1) описать систему понятий и терминов, связанных с концептом “духа” у китайцев; 2) выделить общие свойства, приписываемые этому концепту в китайской религиозной картине мира; 3) соотнести традиционные воззрения с современным этнографическим материалом по погребальным сооружениям, чтобы выяснить актуальные представления китайцев о духе умершего человека и формах коммуникации с ним.
3 В качестве рабочего инструментария были использованы древнекитайские словари (“Шо вэнь цзе цзы”, “Иероглифический словарь Канси”), памятники древнекитайской мысли (“Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”, “Лунь юй”, “Да Дай ли цзи”, “Хуан ди нэй цзин”, “Ли цзи”), а также китайская энциклопедия “Китайский словарь обычаев”. В работе представлены полевые материалы автора, собранные в ходе экспедиционного выезда в провинцию Юньнань в апреле 2018 г. и не являющиеся репрезентативными по отношению ко всему Китаю, т.к. отражают лишь региональную специфику, способствующую сохранению традиционных форм культурной жизнедеятельности, в т.ч. погребальной практики. Добавим, что в отличие от восточных районов Китая этнокультурный и конфессиональный состав населения здесь достаточно сложный (26 народов), но при этом в Юньнани не существует острой демографической проблемы и связанной с ней проблемы нехватки земли.
4 При структурировании текста и работе над темой в целом автор исходил из приоритета социально-религиозного (синкретического) воззрения китайцев на дух, укорененного в культуре, перед его всевозможными проявлениями. Такая последовательность позволила глубже интерпретировать полевой материал и исключила уход в другие контекстные области, прямо не связанные с объектом нашего исследования. Хотя этнографические полевые сведения не выступили в роли структурообразующей основы текста, тем не менее они показали такой важный аспект, как степень актуальности рассматриваемого традиционного воззрения.

всего просмотров: 1426

Оценка читателей: голосов 0

1. Георгиевский С.М. Верование в существование души человека после его смерти // Все о Китае / Гл. ред. Г.И. Царева. М.: Канун Золотого Века, 2001. С. 436–481.

2. Кобзев А.И. Душа, дух и духи // Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. Т. 2, Мифология. Религия / Ред. М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература, 2007. С. 114–117.

3. Тань Аошуан. Китайская картина мира: язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004.

4. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990.

5. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб.: Лань, 1998.

6. Торчинов Е.А. Предисловие к русскому изданию // Де Гроот. Демонология древнего Китая. СПб.: Евразия, 2000. С. 9–16.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Да Дай ли цзи 2004 – Да Дай ли цзи. Сиань: Саньцинь, 2004. (на кит. яз.)

Китайский словарь обычаев 1992 – Китайский словарь обычаев / Гл. ред. Е Дабин, У Бинъань. Шанхай: Цышу, 1992. (на кит. яз.)

Ли цзи… 2016 – Ли цзи. Сяо цзин. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2016. (на кит. яз.)

Лунь юй 2008 – Лунь юй. Пекин: Жэньминь вэньсюе, 2008. (на кит. яз.)

Мэн-цзы 2007 – Мэн-цзы. Мэн-цзы. Пекин: Чжунхуа шуцзюй, 2007. (на кит. яз.)

ПМА 2018 – Полевые материалы автора. Города Шангрила и Манши провинции Юньнань, апрель 2018 г.

Сюй Шэнь 2014 – Сюй Шэнь. Шо вэнь цзе цзы. Пекин: Чжунго хуацяо, 2014. (на кит. яз.)

Хуан ди нэй цзин… 2001 – Хуан ди нэй цзин: су вэнь. Пекин: Сюефань, 2001. (на кит. яз.)

Цюй ли 2006 – Цюй ли. Гуанчжоу: Гуанчжоу, 2006. (на кит. яз.)

Чжан Юйшу 2007 – Чжан Юйшу. Иероглифический словарь Канси. Шанхай: Цышу, 2007. (на кит. яз.)

Чжуан-цзы 1999 – Чжуан-цзы. Чжуан-цзы Хэфэй: Аньхуй дасюе, 1999. (на кит. яз.)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх